научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Нетрадиционные формы уроков музыкальной литературы в детских музыкальных школах

В статье рассматриваются особенности проведения уроков музыкальной литературы в нетрадиционных формах, дана характеристика нетрадиционным формам организации занятий, описан опыт подготовки и проведения урока по музыкальной литературе в форме концерта.

Аннотация статьи
нетрадиционные уроки
музыкальная литература
уроки-концерты
музыкальная гостиная
мотивация к обучению
Ключевые слова

В настоящее время в образовании все большую популярность набирают нетрадиционные формы организации учебного процесса. Традиционные уроки органически сочетаются с новыми формами занятий, включающими в себя различные приемы обучения и разнообразные методы. Применение нетрадиционных форм уроков призвано повысить эффективность обучения, поддержать заинтересованное отношение учащихся, повысить их мотивацию к обучению.

Нестандартные уроки имеют необычную структуру, могут иметь очень разную форму, педагог может подстраивать урок под конкретные задачи и цели. В нетрадиционных уроках выделяют следующие признаки:

  • сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
  • привнесение нового в ход урока;
  • возможно проведение урока не в кабинете, а в каком-либо новом месте (концертный зал, музей и т.д.). При проведении занятия в кабинете необходима его подготовка, оформление в соответствии с темой и формой занятия;
  • использование как программного материала, так и не входящего в программу;
  • использование информационных компьютерных технологий в подготовке к уроку, а также в ходе самого занятия [1].

В нетрадиционных занятиях применяется модель интерактивного обучения, при которой «опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения» [4, с.100].

Нетрадиционные уроки способствуют повышению познавательного интереса школьников, дают возможность каждому проявить свои творческие способности, помогают лучшему усвоению материала, его систематизации, позволяют включить каждого ученика в коллективную работу и в тоже время дают себя в индивидуальной работе. Такая форма занятий часто применяется в общеобразовательных школах.

В музыкальных школах данные формы организации занятий не получили широкого распространения, это может быть связано со спецификой обучения, тем, что большая часть занятий в музыкальном обучении являются индивидуальными или мелкогрупповыми. В тоже время данная форма организации занятий может применяться на уроках музыкальной литературы, включение в программу нетрадиционных уроков позволит повысить интерес учащихся к музыкальному искусству, активизировать их творческую деятельность, добиться активного участия каждого ученика в работе на уроке и в целом повысить эффективность занятий.

Цель урока по музыкальной литературе – формирование культуры и приобщение к музыкальному искусству, развитие вкуса и расширение музыкального кругозора. В методике преподавания музыкальной литературы А.И. Лагутин выделял только два типа уроков: комбинированный, включающий в себя различные формы работы, такие как изучение нового материала, повторение пройденного, анализ музыкальных произведений и др., и повторительно-обобщающий, то есть контрольный урок, который проводят в конце четверти или после изучения большой темы [2].

В современной педагогике выделяются новые, нестандартные формы уроков различных типов таких. Их существует огромное множество: «погружения, деловые игры, пресс-конференции, соревнования,… театрализованные уроки, компьютерные уроки, аукцион, уроки которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-сомнения, уроки - творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-«суды», уроки поиска истины, уроки-лекции «Парадоксы», уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки «Следствие ведут знатоки», уроки - ролевые игры, уроки-конференции и др.» [3]. Не все они в равной степени являются актуальными для уроков музыкальной литературы. Рассмотрим некоторые нестандартные формы организации уроков, отвечающие целям и задачам данного предмета. Среди них можно выделить несколько групп: уроки-соревнования/конкурсы, уроки-концерты, музыкальные гостиные, экскурсии и семинары.

Можно разделить нетрадиционные уроки на две группы, в первой подготовка к проведению занятия полностью лежит на учителе, ученики же являются просто участниками нового, необычного для них урока, к таким занятиям можно отнести соревнования и экскурсии, в том числе заочные. Педагогу необходимо продумать весь ход урока, тщательно подготовится к его проведению. Во втором случае учащиеся сами принимают активное в разработке и подготовке к занятию. К данной группе относятся уроки-семинары, уроки-концерты, музыкальные гостиные.

Обратим внимание на такую нетрадиционную форму организации урока музыкальной литературы, как музыкальная гостиная. Такое занятие проводится в конце изучения большой темы или раздела. С учащимися пятых классов детской музыкальной школы был подготовлен урок, посвященный творчеству композиторов романтиков. Подготовка к уроку состояла из нескольких этапов.

Первый этап: отбор музыкального материала. В процессе изучения творчества композиторов-романтиков ученики выбирали наиболее понравившиеся произведения, соответствующие их уровню исполнительского мастерства и, совместно с педагогом, делали переложения для своих музыкальных инструментов. На этом этапе активно использовались простые переложения известных классических произведений, выложенные в интернете. Были отобраны несколько музыкальных номеров, среди них Э. Григ «Утро» в упрощенном переложение для флейты и фортепиано, «Забытый вальс», Ф. Шопена, который ученица разучивала на специальности, «Серенада» Ф. Шуберта и «Шарманщик» Р. Шумана, их пели всей группой, «Свадебный марш» Р. Вагнера в упрощенном переложении для фортепиано и другие.

Второй этап: подготовка небольших докладов о композиторах и исполняемых произведениях, подбор стихотворений поэтов романтиков, и стихотворений, близких по тематике отобранным произведениям, составление презентации с использованием портретов композиторов и картин художников эпохи романтизма.

Третий этап: проведение урока в форме музыкальной гостиной. При желании и хорошей подготовке можно сделать такой урок открытым, пригласить родителей, учеников других классов.

При подготовке и проведении таких уроков педагогу необходимо выстраивать работу таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить себя в той области, которая ему ближе. Одни дети с радостью готовят музыкальные номера, другие предпочитают собирать информацию для докладов или оформлять презентацию, третьи любят читать стихи. Также необходимо ставить четкие, конкретные и понятные задания каждому ученику, учитывать, что они не должны быть слишком сложными и требовать большое количество времени на выполнение, чтобы ученик мог самостоятельно или с небольшой помощью справится с поставленной задачей.

Проведение уроков музыкальной литературы в нетрадиционных формах способствует расширению музыкального кругозора учащихся, повышению их интереса к искусству, дает возможность не просто прослушать музыкальные шедевры, но и исполнить их, пусть пока еще в облегченном варианте. Такие занятия развивают творческую активность учеников, помогают систематизировать полученные знания и сформировать целостную картину по изученной теме, а также получить удовольствие от музыкальной деятельности.

Текст статьи
  1. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2007. №1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-nestandartnyh-urokov-v-usloviyah-profilnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 11.04.2022).
  2. Лагутин, А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: учебное пособие / А. И. Лагутин. – 5-е изд. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. – 176 с.
  3. Хасанова, Д.Р. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения – важный фактор эффективности // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-uroka-na-nachalnom-etape-obucheniya-vazhnyy-faktor-effektivnosti (дата обращения: 11.04.2022).
  4. Чеботарева, И.В. Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, № 2, 2018, С. 97-103.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля