Автор(-ы):
Азалиев Альфир Альбертович
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Формирование эффективной молодёжной политики обусловлено её потенциально важной ролью в социально-экономическом развитии муниципальных образований. В данной работе рассмотрены основные проблемы, которые возникают при введении молодежной политики на уровне муниципального образования, на основании анализа научных статей, нормативных и правовых актов по вопросам формирования и реализации молодежной политики. Сформулирован вывод о необходимости совершенствования существующих подходов к процессу реализации программ молодежной политики на муниципальном уровне.
Текст статьи
Государственная молодежная политика является не только одним из основных направлений государственной деятельности, но и базовым положением многих аспектов социально-экономической и политической жизни Российской Федерации. Молодежь всегда была стратегическим ресурсом, главным источником и движущей силой инноваций.
Реализация молодежной политики происходит на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Молодежная политика в Российской Федерации реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Молодежное направление, реализуемое на муниципальном уровне, должно иметь четкие цели, задачи и эффективные методы реализации. Развитие молодежной политики является важнейшим шагом в создании благоприятных условий для жизни и развития подрастающего поколения, а значит ‒ это ключевой фактор развития территории. Совершенствование молодежной политики так же важно для развития и самореализации личности молодежи, развития молодежных организаций, движений и объединений.
Для формирования эффективной молодежной политики необходимо опираться на социально-демографические характеристики молодежи как социальной группы. Прежде всего, это характеризуется желанием получить высшее образование, продиктовано вступлением человека в эпоху постиндустриального общества, в котором первостепенную роль в жизнедеятельности играют знания и информация.
Согласно данных Росстата (Федеральная служба государственной статистики), на 01.01.2021 г. доля молодых людей от общего числа населения страны (146,2 млн человек) составляет 23,98 %, т. е. 35 053 тыс. чел., динамика последних лет показывает повышение численности. В 2020 году в России был принят закон о молодежной политике, который повысил возраст молодежи с 30 до 35 лет включительно. При этом молодых людей в возрасте 15–19 лет – 7 272 тыс. чел.; 20–24 года – 6 776 тыс. чел.; 25–29 лет – 8 582 тыс. чел., 30–34 года – 12 423 тыс. человек [1].
К настоящему времени социальный класс населения созрел, что очень важно для страны, потому что молодежь заменит современных людей. Это динамичная и прогрессивная социальная группа. Очевидно, что она является генератором и источником перемен в стране, имеет новые перспективы и интересы. Молодое поколение участвует во всех сферах жизни и является гарантом социально-экономической стабильности. В этой связи от эффективности молодежной политики зависит потенциал молодежи и степень их соответствия национальным потребностям и текущим условиям.
Существует настоятельная необходимость уделять пристальное внимание молодежи страны и системно решать их проблемы. Это связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, а также с разработкой и формированием новых концепций молодежной политической и правовой культуры с целью преобразования их деятельность в направлении, которое приносит пользу обществу [2].
Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. На муниципальном уровне формируется общая система социальной поддержки молодежи, ее образования и трудоустройства, что создает возможности для регулирования процесса молодежной миграции, обеспечения защиты прав и интересов молодежи, поддержки молодых семей [3].
Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью реализуются во всех муниципалитетах. Для исполнения данных мероприятий в органах местного самоуправления, а именно в местной администрации, создаются отделы (комитеты, управления) по делам молодежи.
Молодежная политика в муниципальных образованиях Республики Татарстан осуществляется через органы местного самоуправления, на которые в соответствии с п.34 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, при участии молодежных и детских общественных объединений, иных юридических и физических лиц [4].
Работа с молодежью и реализация муниципальной молодежной политики на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан является одним из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти района. В настоящий момент на территории муниципального образования проживает 6716 молодых людей в возрасте от 14 до 34 лет, что составляет 27,1 % от всего населения.
Ответственным за реализацию молодежной политики на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан является МКУ «Отдел по молодежной политике, спорту и туризму Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района».
Функциональные обязанности МКУ «Отдел по молодежной политике, спорту и туризму Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района»:
В Рыбно-Слободском муниципальном районе созданы условия для всестороннего развития молодежи, её активного отдыха. Успешно реализуются программы, направленные на улучшение качества жизни молодежи.
Все это хорошо сказывается на подрастающем поколении и молодежи, постоянно проживающей на территории района. Но, так же существует ряд проблем, препятствующих реализации молодежной политики и не позволяющих в полной мере организовать полноценную работу, направленную на получение высоких результатов:
Без квалифицированных кадров совершенствование молодежной политики невозможно. Необходимо предусмотреть комплекс мер по поддержке специалистов в направлении молодежной политики. В этом процессе квалифицированные молодые работники должны постоянно пополняться в различных отраслях и обеспечивать непрерывный рост их профессий.
Таким образом, необходимо принять дальнейшие меры по укреплению региональных механизмов молодежной политики, чтобы городская молодежная политика могла быть полностью разработана. Необходимо добиться главного результата совершенствования молодежной политики: формирования и реализации потенциала молодежи в городе, а значит, и увеличения вклада молодежи в развитие своей территории.
Список литературы
Поделиться
Азалиев А. А. Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан) // Актуальные исследования. 2022. №19 (98). С. 97-100. URL: https://apni.ru/article/4083-molodyozhnaya-politika-kak-faktor-razvitiya