научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Формирование эффективной молодёжной политики обусловлено её потенциально важной ролью в социально-экономическом развитии муниципальных образований. В данной работе рассмотрены основные проблемы, которые возникают при введении молодежной политики на уровне муниципального образования, на основании анализа научных статей, нормативных и правовых актов по вопросам формирования и реализации молодежной политики. Сформулирован вывод о необходимости совершенствования существующих подходов к процессу реализации программ молодежной политики на муниципальном уровне.

Аннотация статьи
молодежь
муниципальное образование
молодежная политика
муниципальное управление
муниципальная программа
Ключевые слова

Государственная молодежная политика является не только одним из основных направлений государственной деятельности, но и базовым положением многих аспектов социально-экономической и политической жизни Российской Федерации. Молодежь всегда была стратегическим ресурсом, главным источником и движущей силой инноваций.

Реализация молодежной политики происходит на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Молодежная политика в Российской Федерации реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Молодежное направление, реализуемое на муниципальном уровне, должно иметь четкие цели, задачи и эффективные методы реализации. Развитие молодежной политики является важнейшим шагом в создании благоприятных условий для жизни и развития подрастающего поколения, а значит ‒ это ключевой фактор развития территории. Совершенствование молодежной политики так же важно для развития и самореализации личности молодежи, развития молодежных организаций, движений и объединений.

Для формирования эффективной молодежной политики необходимо опираться на социально-демографические характеристики молодежи как социальной группы. Прежде всего, это характеризуется желанием получить высшее образование, продиктовано вступлением человека в эпоху постиндустриального общества, в котором первостепенную роль в жизнедеятельности играют знания и информация.

Согласно данных Росстата (Федеральная служба государственной статистики), на 01.01.2021 г. доля молодых людей от общего числа населения страны (146,2 млн человек) составляет 23,98 %, т. е. 35 053 тыс. чел., динамика последних лет показывает повышение численности. В 2020 году в России был принят закон о молодежной политике, который повысил возраст молодежи с 30 до 35 лет включительно. При этом молодых людей в возрасте 15–19 лет – 7 272 тыс. чел.; 20–24 года – 6 776 тыс. чел.; 25–29 лет – 8 582 тыс. чел., 30–34 года – 12 423 тыс. человек [1].

К настоящему времени социальный класс населения созрел, что очень важно для страны, потому что молодежь заменит современных людей. Это динамичная и прогрессивная социальная группа. Очевидно, что она является генератором и источником перемен в стране, имеет новые перспективы и интересы. Молодое поколение участвует во всех сферах жизни и является гарантом социально-экономической стабильности. В этой связи от эффективности молодежной политики зависит потенциал молодежи и степень их соответствия национальным потребностям и текущим условиям.

Существует настоятельная необходимость уделять пристальное внимание молодежи страны и системно решать их проблемы. Это связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, а также с разработкой и формированием новых концепций молодежной политической и правовой культуры с целью преобразования их деятельность в направлении, которое приносит пользу обществу [2].

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. На муниципальном уровне формируется общая система социальной поддержки молодежи, ее образования и трудоустройства, что создает возможности для регулирования процесса молодежной миграции, обеспечения защиты прав и интересов молодежи, поддержки молодых семей [3].

Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью реализуются во всех муниципалитетах. Для исполнения данных мероприятий в органах местного самоуправления, а именно в местной администрации, создаются отделы (комитеты, управления) по делам молодежи.

Молодежная политика в муниципальных образованиях Республики Татарстан осуществляется через органы местного самоуправления, на которые в соответствии с п.34 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, при участии молодежных и детских общественных объединений, иных юридических и физических лиц [4].

Работа с молодежью и реализация муниципальной молодежной политики на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан является одним из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти района. В настоящий момент на территории муниципального образования проживает 6716 молодых людей в возрасте от 14 до 34 лет, что составляет 27,1 % от всего населения.

Ответственным за реализацию молодежной политики на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан является МКУ «Отдел по молодежной политике, спорту и туризму Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района».

Функциональные обязанности МКУ «Отдел по молодежной политике, спорту и туризму Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района»:

  • Разработка и реализация комплексных и целевых районных программ по развитию молодежной политики, участие в реализации республиканских и районных отраслевых программ
  • Составление смет расходов на проведение культурно-массовых мероприятий, контролирование их исполнения, участие в формировании местного бюджета в области развития молодежной политики
  • Подготовка материалов, характеризующих потребности, интересы молодежи и возможности ее участия в социально-экономическом развитии района
  • Работа по созданию условий для деятельности молодежных организаций, работа по выявлению молодежных лидеров
  • Работа по патриотическому воспитанию молодежи
  • Работа по организации досуга детей, подростков и молодежи, организация проведения мероприятий досуга, конкурсов, фестивалей, участие в республиканских мероприятиях
  • Работа по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи
  • Работа по профилактике распространения идей экстремизма
  • Организация детского отдыха в оздоровительных лагерях района
  • Участие в составлении оздоровительных программ, реализация путевок в загородные оздоровительные лагеря для категории лиц из ТЖС (трудно-жизненная ситуация), подготовка оперативной информации, справки о категориях отдохнувших детей
  • Работа по грантовой поддержке (организация и реализация грантов РТ, участие в грантах физических лиц и грантах молодежных и детских НКО)
  • Работа в сфере молодежного предпринимательства
  • Работа в сфере молодежного самоуправления и поддержка детских и молодежных общественных объединений
  • Работа по развитию студенческих отрядов
  • Работа по развитию добровольческого движения
  • Работа по демографическому направлению
  • Работа по поддержке молодых семей и формированию у молодежи традиционных семейных ценностей
  • Работа с трудной молодежью (состоящие на учете КДН и ЗП, СОП, ТЖС)
  • Работа по освещению СМИ вопросов молодежной политики (официальный сайт района, инстаграм, редакция)
  • Организация исполнения и контролирование проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (недельные, месячные)
  • Разработка и реализация комплексных и целевых районных программ по развитию массовой физической культуры, участие в реализации республиканских и районных отраслевых программ
  • Работа по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В Рыбно-Слободском муниципальном районе созданы условия для всестороннего развития молодежи, её активного отдыха. Успешно реализуются программы, направленные на улучшение качества жизни молодежи.

Все это хорошо сказывается на подрастающем поколении и молодежи, постоянно проживающей на территории района. Но, так же существует ряд проблем, препятствующих реализации молодежной политики и не позволяющих в полной мере организовать полноценную работу, направленную на получение высоких результатов:

  • недостаточный уровень бюджетного финансирования;
  • отсутствие квалифицированных кадров в сфере культуры и спорта;
  • недостаточное количество общедоступной социальной инфраструктуры.

Без квалифицированных кадров совершенствование молодежной политики невозможно. Необходимо предусмотреть комплекс мер по поддержке специалистов в направлении молодежной политики. В этом процессе квалифицированные молодые работники должны постоянно пополняться в различных отраслях и обеспечивать непрерывный рост их профессий.

Таким образом, необходимо принять дальнейшие меры по укреплению региональных механизмов молодежной политики, чтобы городская молодежная политика могла быть полностью разработана. Необходимо добиться главного результата совершенствования молодежной политики: формирования и реализации потенциала молодежи в городе, а значит, и увеличения вклада молодежи в развитие своей территории.

Текст статьи
  1. Иванов Р. В. Региональная молодежная политика: экспертный анализ / Р. В. Иванов // Социология. 2021. № 1. С. 93-102.
  2. Войтенко Е. И. Теоретические аспекты осуществления молодежной политики на территории муниципального образования / Е. И. Войтенко, К. Ю. Коновалова // Научные Известия. – 2019. – № 17. – С. 31–39.
  3. Стопычева В. В., Шаповал Ж. А. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне / В. В. Стопычева, Ж. А. Шаповал // Современные тенденции развития науки и технологий. ‒ 2015. ‒ № 4-3. ‒ С. 147–154.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля