научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Вокально-хоровые трудности. Интонирование

В данной статье рассматриваются трудности, с которыми чаще всего сталкиваются в вокально-хоровых коллективах. Это проблема интонирования. В статье рассматриваются различные способы и подходы к устранению этой проблеме, практическое применения различных упражнений для учащихся с такими трудностями. Также рассматриваются разные варианты проявления этих трудностей, с разной степенью выраженности. В статье рассматривается проблема чистого интонирования. Рассмотрен характер этой проблемы, возможные варианты решения.

Аннотация статьи
чувство ритма
интонационность
вокальные коллективы
вокально-хоровые трудности
Ключевые слова

Это наиболее распространенная трудность среди всех вокальных исполнителей и вокально-хоровых коллективов. Особенно ярко она начинает проявляться тогда, когда вокалист из привычного сольного исполнения под аккомпанемент приходит в вокальный коллектив, в котором звучит несколько разноголосых партий.

Изначально, если у ученика есть трудность интонирования, это задача педагога по специальности, педагога вокала. Именно ему предстоит научить музыканта точности интонирования, показать ему все приемы, научить разным способам звукоизвлечения, работе со смыканием связок, исполнению в разных регистрах и так далее. Зачастую на начальном этапе сольного обучения эта трудность легко решается. Она может возникнуть снова, когда ребенок подрастает, особенно мальчики, когда начинает ломаться голос, приходится заново к нему привыкать, подстраиваться, учиться интонировать и учиться заново работать над звукоизвлечением. Часто после ломки голоса вокалисты переходят из одного рабочего регистра в другой [2].

При работе в вокально-хоровом коллективе умение чисто интонировать – важный и необходимый навык. Безусловно, в коллективах присутствуют более сильные голоса и исполнители, которые своими партиями вытягивают весь коллектив. Они точно держат интонацию на протяжении всего произведения, а остальные голоса подстраиваются под основной. Но если у участника коллектива трудности с интонированием, то даже наличие сильного и мощного голоса в основной партии может не спасти ситуацию, и в своем исполнении ученик с трудностями интонирования может уйти в совершенно другую тональность.

Интонирование важно не только при исполнении партий в унисон, но и при исполнении других голосов. В больших вокально-хоровых коллективах количество разных партий может быть очень большим, и каждое звучание каждой отдельной партии должно быть чистым, безупречным.

Ученики с трудностью интонирования просто заучивают свои партии индивидуально, под аккомпанемент музыкального инструмента, а во время общего звучания стараются чисто исполнить заученную партию. Но такой способ не всегда действенный.

В вокально-хоровом коллективе музыканты, как и в любом другом ансамбле, должны быть единым целым, вместе дышать и вместе звучать. И, соответственно, ориентироваться в исполнении друг на друга. Да, конечно, необходимо учить все отдельные партии и репетировать их исполнение под аккомпанемент музыкального инструмента, но также важно умение подстроить свою партию под звучание основного голоса. Услышать интервал между ними, услышать интонацию основной партии и выстроить свою мелодическую линию, основываясь на интонации первого голоса [1].

Человеческий голос – не механизм. И даже у чисто поющих музыкантов бывают интонационные колебания в допустимых пределах. Если в коллективе вокального ансамбля музыкантами являются профессионалы, они очень быстро и четко подстраиваются под любое интонационное изменение партии основного голоса, подстраивая под него свою партию.

Такой метод и способ исполнения практически недостижим на начальных этапах обучения в музыкальных школах, но этого можно достичь с помощью усердных и частых репетиций, с помощью развития музыкального слуха и вокальной внутренней интонации.

Интонирование напрямую связано с музыкальным слухом. Наибольшие трудности в интонационном исполнении появляются у учеников с посредственным музыкальным слухом. У них также прослеживаются проблемы и трудности в определении гармонической последовательности на слух, в подборе музыкальной мелодии, в написании различных музыкальных диктантов, даже с чувством ритма могут возникать сложности, хоть это и не самая прямая связь. Поэтому для устранения всех вышеперечисленных проблем стоит начать работать над основной – над музыкальным слухом. Приучать ухо ребенка слышать и слушать музыку, звуковысотность партий, их различия, мелодические и гармонические ходы. Параллельно с этим тренировать интонацию в вокальных занятиях. Усиленно заниматься чистотой интонации на уроках специальности и проверять прогресс развития на занятиях в вокально-хоровом коллективе.

Спустя какое-то время интенсивных занятий у ученика наблюдаются улучшения музыкального слуха, улучшение памяти, улучшается способность к чистоте интонирования. Иногда ученики даже самостоятельно начинают слышать какую-либо музыкальную нестройность – в отдельных голосах или при звучании музыкального инструмента.

Таким образом, можно сделать вывод, что чистота интонирования – это важный аспект успешного музыкального исполнительства в вокально-хоровом коллективе. Она может быть врожденной (как абсолютный слух), а может быть и приобретенной. В процессе обучения можно развить практически любой музыкальный навык, и чистоту интонирования в том числе [5].

Такая трудность встречается только у детских вокальных коллективов, так как к достижению старшего школьного возраста музыканты уже справляются с проблемой интонации, если она возникала. Проблема таких вокально-хоровых коллективов может сводиться к неумению четко держать свою вокальную партию и уходить в партию другого голоса. Это часто встречающаяся проблема, она косвенно связана с интонированием. Хотя главная ее причина заключается в неуверенности музыканта в исполнении своей партии, а также в том, что он поддается на другие более сильные звучащие партии [1].

Для решения этой трудности достаточно отдать побочной партии большее количество исполнителей, чтобы во время общего звучания они, даже не обладая сильными и уверенными партиями, смогли интонационно держаться друг за друга и точно исполнять свои партии до конца музыкального произведения.

Текст статьи
  1. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1961. Вып. 1
  2. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб: Музыка, 2000. – 280 с.
  3. Гневышева, В. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих детей // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1964. – Вып. 3.
  4. Гневышева, В. Вокальное воспитание в хоре начальной школы // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1963. – Вып. 2.
  5. Комарова, Т.С., Дети в мире творчества - М., 2004. - 120 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября