научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Создание на базе ДОУ этнокультурного центра семейного общения

В данной статье представлен опыт организации Центра семейного общения на родных языках в ДОУ, где родители имеют возможность самостоятельно изучать свой родной язык, а также организовать общение на нем со своими детьми.

Аннотация статьи
культура
обычаи
центр семейного общения
детский сад
Ключевые слова

Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Для нашего района работа по сохранению исторической и языковой памяти народов является наиболее актуальной. Менделеевский муниципальный район по праву можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Ведь на его территории проживают представители более 80 национальностей: татары - 52,8 %, русские - 35,6 %, удмурты - 4,4 %, марийцы - 4 % 3,5% - др. национальности. И все мы живем единой семьей в дружбе и согласии.

Прошедший 2021 год в Республике Татарстан был объявлен годом родных языков и народного единства. Поскольку работа по национальному воспитанию в нашем МБДОУ №7 «Золотая рыбка» всегда находилась на высоком уровне, мы подали заявку на Грант «Поддержка образовательных организаций в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие языков, традиций, культур народов, проживающих на территории Республики Татарстан».

По итогам конкурсного отбора наш проект по созданию этнокультурного центра семейного общения «Родной очаг» был высоко оценен Республикой, и мы получили Грант на его реализацию в размере 500 тысяч рублей.

Изучение национальных обычаев, обрядов и традиций, укрепление межнациональных отношений народов, живущих в нашей Республике, требовали соответствующего отражения в содержании дошкольного образования. Введение в учебно-воспитательный процесс разнообразных мероприятий, посвящённых изучению культуры других национальностей, создание Этнокультурного центра для объединения национальных культур и практик, все это и сегодня имеет большое воспитательное значение.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Но по результатам исследования нами была выявлена основная социальная проблема – отсутствие мотивации у молодых родителей общаться в семьях на родном языке.

Поэтому для повышения мотивации изучения родных языков, как живых языков бытового и семейного общения среди детей и родителей дошкольного учреждения был открыт этнокультурный центр семейного общения «Родной очаг».

На базе этноцентра был организован консультационный пункт «Колыбель народных традиций». Целью, которого являлось, сопровождение родителей и формирование интереса к изучению родных языков. Работа пункта (Клуба) велась по нескольким направлениям: Консультации, Тренинги, Семинары. Параллельно проходила работа с родителями в семейной мультистудии, на вечерних посиделках, в этноинкубаторе «Содружество».

Целью работы Этноинкубатора заявлено повышение мотивации изучения родного языка у детей через дополнительное образование и музейную педагогику для расширения социальной практики применения родного языка, сохранение его национальной самобытности.

Наши координаторы провели большую работу, в рамках реализации проекта:

  • разработали дополнительные программы с циклом занятий по обучению родным языкам для детей старшего дошкольного возраста «Я говорю на родном языке»;
  • осуществили подбор литературы и настольных игр на родных языках детей ДОУ;
  • разработали программы для младших дошкольников «Говорушки», в которых реализовывалось изучение родного языка через потешки и песенки.

Также были разработаны обучающие тетради для знакомства с алфавитом.

Нашим воспитанникам очень повезло, ведь уже более 10 лет в стенах детского сада функционирует настоящий «Музей народов Поволжья», в создании экспозиций которого принимают участие все, кто имеет отношение к нашему образовательному учреждению.

В рамках проекта мы попытались максимально задействовать весь культурный пласт нашего музея для достижения поставленной цели.

Нам очень хотелось донести как можно до большего числа людей бесценную историческую и культурную информацию, которой располагает наш музей. Поэтому, для детей с ОВЗ и надомников, которых мы активно привлекали для ознакомления с экспонатами музея, был создан переносной музейный чемоданчик для обзорных видео занятий, были разработаны обзорные экскурсии-презентации по Республике Татарстан, воспитателями ДОУ с непосредственным включением наших воспитанников в съемочный процесс был разработан цикл видео занятий про экспонаты музея. В ходе создания интерактивных занятий важно было добиться у детей пробуждения творческой активности и желания говорить на родном языке. В этом нам помогли цифровые технологии, такие, как применение QR-кодов для воспроизведения интерактивных занятий на любом цифровом устройстве. Они позволяют скачивать тематические материалы к выставке и затем просмотреть их самостоятельно в удобном месте. Кстати, благодаря Гранту, теперь в нашем прекрасно оборудованном музее есть большой телевизор, где транслируются все видео занятия.

Полноценной личностью является человек, умеющий создавать духовные и материальные ценности. Именно поэтому, в рамках реализации проекта «Этнокультурный центр семейного общения «Родной очаг» был организован Республиканский конкурс мультфильмов о многонациональной культуре Поволжья. На конкурс поступило более 100 мультфильмов, над созданием которых трудились целые семьи и коллективы образовательных учреждений. Каждая работа заслужила высокой оценки и похвал со стороны компетентного жюри.

Посредством работы Семейного этноцентра «Содружество» на базе «Музея народов Поволжья» ДОУ, дети и взрослые получили представление о культуре народов, узнали много нового об обычаях и традициях разных народов, а также делились своим опытом.

В рамках реализации проекта большое внимание уделялось знакомству детей с традициями народных обычаев. Формой ознакомления были выбраны посиделки, где взрослые и дети в теплой компании могли пообщаться на родном языке в уютной располагающей атмосфере нашего этнокультурного центра семейного общения «Родной очаг».

С огромным интересом родители и дети на наших посиделках играли в национальные игры народов Поволжья, попутно закрепляя знания родного языка.

На мастер-классах марийских посиделок, дети, родители и воспитатели знакомились с приготовлением с национального блюда Коман мелна и с удовольствием пробовали его с чашкой горячего ароматного чая.

На удмуртских посиделках не только учились готовить вкусные перепечи и табани, но и прониклись семейными устоями удмуртского народа, узнали много интересного об истории удмуртского платья, общаясь на удмуртском языке;

Особый интерес вызывали посиделки на тему обрядовых праздников, которые есть у многих национальностей. На празднике «Коз омэсе», который символизирует обычай на первые заморозки щипать гусей, выступили представители всех национальностей нашего детского сада и рассказали о своих семейных традициях.

Были проведены мастер-классы по изготовлению игрушек.

Взрослые и дети с огромным интересом включились в работу нашей Мультстудии, где научились работать с видео редакторами и в последствии приняли активное участие в муниципальном конкурсе мультфильмов о многонациональной культуре Поволжья.

Огромный интерес у родителей наших воспитанников вызвал «Шахматный турнир», где взрослые во время игры не только смогли пообщаться на родном языке, но и показать свое умение играть в шахматы.

Темы приведённых посиделок разнообразны: «Бабушкин сундучок», «Кухонная палитра», «Караоке-клуб», швейная мастерская «Народный костюм», «Мой дедушка – мастер», «Семейный театр», «Вместе с папой», огромное количество игровых программ на разных языках! Было интересно всем! И взрослым, и детям!

Оценивая степень сотрудничества семьи и ДОУ в организации работы этноцентра, родители выразили слова благодарности педагогам и высоко оценили их работу.

Данные финального мониторинга показали, что родители и дети стали активными участниками этноцентра. Они с удовольствием просматривают передачи и читают книги на родном языке, родители могут назвать любимые произведения своих детей более конкретно, дети применяют свои знания по изучению родного языка не только на занятиях, но и в общении с друзьями, знакомыми, дома с родственниками. Очень удивило и обрадовало, что для повышения уровня знаний на родном языке и мотивации интереса к языку и культуре народа, родителям недостаточно материала в интернете, их уже интересуют энциклопедии и электронные учебники. У родителей изменилась мотивация к изучению и применению родных языков в общении, они довольны внедрением полиязычия и вносят все новые предложения по изучению родного языка в детском саду.

В процессе реализации проекта этнокультурного центра семейного общения «Родной очаг» мы узнали много интересного о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. Итоги проделанной работы были подведены на Этнофоруме «Приволжская палитра», который прошел в онлайн формате в декабре прошлого года. Он еще раз всем показал, что пусть мы с вами люди разных национальностей, но всех нас объединяет любовь к родному Татарстану. А Татарстан, в свою очередь, объединил в большую дружную семью всех нас.

Текст статьи
  1. Зорин, В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы / В.Ю. Зорин. - М.: Империя, 2013
  2. Дробижева, Л.М., Гузенкова, Т.С. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика / Л.М. Дробижева, Т.С. Гузенкова. - М.: История, 2015.
  3. Зорин, В.Ю., Степанов, В.В., Тишков В.А. Большая Российская энциклопедия / В.Ю. Зорин, В.В. Степанов, В.А. Тишков. - М.: Высшая школа, 2015.
  4. Королев, С.А. Поволжье. / С.А. Королев. М.: Дело, 2012.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля