научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Инновационные методы работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДОО

В статье инновационные методы рассматриваются в качестве приоритетных факторов по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
здоровый образ жизни
инновационные методы
здоровье
Ключевые слова

В настоящее время большое внимание уделяется формированию у детей здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Здоровье подрастающего поколения влияет на жизнерадостность, бодрость, от которых зависит умственное развитие детей, их мировоззрение, духовная жизнь. А именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья ребёнка: в это время происходит созревание жизненных сил и функций организма, приобретаются физические качества, формируется движение и осанка, ну и, конечно же, происходит формирование культурно-гигиенических навыков.

Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [4, с. 227].

Кроме того, здоровье – это еще и социальное благополучие.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей. Данная область включает не только физическое развитие ребёнка, но и направлена на «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в развитии культурно-гигиенических навыков, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. [5, с. 8].

В современных условиях эффективным методом по формированию здорового образа жизни являются инновационные методы обучения дошкольников.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо придерживаться одного из важных правил: ребёнок сам должен быть заинтересован в формировании здорового образа жизни, а также в получении информации, знаний. Возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы ребёнок-дошкольник понял, что здоровый образ жизни – это его потребность?».

Положительного результата можно достичь лишь в том случае, если работа будет проходить в системе, в тесном сотрудничестве педагогов с родителями. То есть, формирование у дошкольников здорового образа жизни должно строиться по следующей цепочке: ребёнок - педагог - родители.

В дошкольных учреждениях наряду с традиционными формами и методами обучения дошкольников здоровому образу жизни необходимо использовать и инновационные методы. Работу необходимо проводить по следующим направлениям:

  • формирование культурно - гигиенических навыков;
  • движение – это жизнь;
  • закаливание – залог здоровья;
  • эмоциональное благополучие;
  • безопасность (которая должна включать четыре раздела: безопасность собственной жизнедеятельности, бережём своё здоровье, безопасность на дорогах и улицах, безопасный отдых на природе) [1, с. 6];
  • этикет.

Также одним из самых эффективных методов формирования здорового образа жизни является «Сказкотерапия».

Работа строится следующим образом: детям предлагается сочинить сказку, в которой они придумывают героев - положительных и отрицательных. Педагог готовит силуэты или макеты героев. Затем дети рассказывают сказку с демонстрацией героев и их поступков. Далее идёт обсуждение сказки, и дети сами стараются найти пути, как же вернуть здоровье герою сказки, как сделать так, чтобы избавить его от вредных привычек.

Прослушав сказку, детям предлагается изобразить правила здорового образа жизни в рисунках, или совместно с педагогами выпускается стенгазета, которая размещается в доступном месте для других дошкольников, педагогов и родителей.

Сказки, сочинённые детьми, презентуются родителям.

Одна из инновационных и интересных форм, которая используется в детских садах с целью приобщения детей к здоровому образу жизни – это применение квест-игры.

Выполняя задания, у ребёнка развивается внимание, развиваются физические навыки, а также формируется здоровый образ жизни. Организуя квест-игры, необходимо придерживаться следующих правил: сценарий должен быть продуманным, понятным и интересным. Во время проведения квест-игры должен присутствовать элемент соревновательности и неожиданности. При планировании квест-игры, определяется цель и задачи, выбирается место для проведения игры, составляется карта маршрута, формируется состав участников (дети, родители, педагоги), разрабатывается сценарий, подготавливаются задания и реквизиты. Для достижения поставленной цели нужна мотивация, поэтому в конце квест-игры должно быть поощрение.

Занимательные квест-игры в детских садах и самые распространенные темы это: «Путешествие по Острову здоровья», «Быть здоровым – это здорово!», «В поисках здоровья».

Одной из эффективных форм физического воспитания служат проведение физкультурных минуток. Педагоги должны использовать физкультурные минутки для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей, как во время проведения организованной образовательной деятельности в детском саду, так и в свободной деятельности. Они способствуют снижению утомляемости и снятию напряжения у детей. Занимательным занятием служит, когда физкультурные минутки педагоги сочиняют совместно с детьми.

Для закрепления знаний о здоровом образе жизни применяются информационно-коммуникационные технологии. У детей есть возможность просмотреть презентации, мультфильмы, например: «Мойдодыр», «Девочка чумазая» и другие.

И, конечно же, немаловажную роль в формировании у детей здорового образа жизни занимают родители полноправные участники образовательного процесса. В детских садах традиционным стало функционирование семейных гостиных, семейных клубов, проведение совместных праздников, досугов и развлечений по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни.

В рамках таких мероприятий родители и педагоги обсуждают важные вопросы, касающиеся здоровья детей и здорового образа жизни. Родителям даются рекомендации, советы по решению тех или иных проблем. А родители, в свою очередь, помогают педагогу найти подход к ребёнку.

Таким образом, целенаправленная и систематичная работа педагогов с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни с использованием инновационных методов будет способствовать положительной динамике в формировании здорового образа жизни и развития каждого ребёнка. Очень важно, чтобы сам ребёнок был заинтересован и понял важность сохранения здоровья. Поэтому, вовлекая детей в интересный игровой процесс, это способствует тому, что ребёнок наверняка лучше усвоит и запомнит азбуку здоровья.

Текст статьи
  1. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности дошкольников / К.Ю. Белая. – Москва: Мозайка-Синтез, 2018. – 64 с. - Текст: непосредственный.
  2. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ 2017. - №8. - С.13-20- Текст: непосредственный.
  3. Карасева, Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С. Карасева, Г.Т. Хохлова // Дошкольник. РФ – 2020. – №5 (126). – С.49. - Текст: непосредственный.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов – Москва: Мир и образование, 2020. – 736 с. - Текст: непосредственный.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 80с. - Текст: непосредственный.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля