Для воинов русской армии было характерно поддержание в частях высокой боевой готовности, крепкой воинской дисциплины, соблюдение воинских традиций, которые являлись залогом памяти побед над врагами Отечества. Русская армии славилась своими традициями и духовно-нравственным состоянием воинов. Традиции играли существенную роль для армии и для отдельно взятого воина. История русской армии говорит о том, что полководец Александр Васильевич Суворов следовал установившимся традициям русских воинов. Он постоянно напоминал начальникам всех уровней о необходимости заботы о солдатах, обеспечение их провиантом, обмундированием и прочим. Огромную роль он отводил поддержанию во вверенных ему частях высокой боевой готовности и недопущению падения воинского духа.
Рис. 1. Суворов А.В.
Обычно полководцы наделены особыми дарами: талантом, организаторскими способностями, умением вести военные операции для достижения победы. Полководец Суворов А.В. прославился великими победами. Полководец – это военачальник, управляющий войсками на войне. Он обладает сильной волей, способностями управлять войсками, талантом военного искусства, опытом ведения военных операций и воспитания и обучения войск [3, с. 8].
Рис. 2. Взятие Измаила
Рассмотрим более подробно отражение воинских традиций в деятельности полководца А. В. Суворова. Для этого выделим основные традиции, которые имели существенное значение для воинов и в целом для армии:
1) традиция празднование победы и служения благодарственных молебнов (А.В. Суворов, докладывая князю Г.А. Потемкину-Таврическому (1739-1791 гг.) о сражении при Кинбурне, писал о том, что воины праздновали благодарственный молебен Богу за дарованную победу 5 октября 1787 г., а затем произвели троекратный огонь [11, с. 163]);
Рис. 3. Молебен перед боем
2) поддержание в армии послушания (А.В. Суворов считал послушание святым делом для умелого воинского управления, поэтому он требовал от подчиненных не спорить, а неукоснительно исполнять его приказы. Полководец учил воинов быть верными государю, Отечеству и отеческой вере);
3) творение молитв (В Суздальском полку, которым командовал А.В. Суворов учили молиться, изучали Закон Божий и читали Псалтирь [1, с. 104]. М.И. Ивашко пишет, что А.В. Суворов имел крепкую веру в Бога. В трудные минуты он молился Богу и получал помощь. В бою при Требии в опасный момент для своего войска он упал на землю и молился Богу несколько минут, затем встав, отдал необходимые распоряжения, и русские воины победили турок [6, с. 73]. А.В. Суворов всегда на войне призывал на помощь ангелов, Пресвятую Богородицу и святых воинов [6, с. 129]. В.С. Лопатин пишет, что А.В. Суворов говорил воинам о любви к Церкви, которая непрестанно молится о убиенных воинов [8, с. 297]. Петр Пиголь (игум.) подчеркивает, что А.В. Суворов начинал день с молитвы и заканчивал молитвой. Он молился, соблюдал посты, служил алтарником в Церкви, пел на клиросе [9, с. 6]);
4) строительство храмов (А.В. Суворов, командуя Суздальским пехотным полком в 1764 г., построил в Новой Ладоге деревянную церковь в честь апостолов Петра и Павла, а после победы над турецкими войсками 1 октября 1787 г. в Кинбурне он построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы [5, с. 33]);
5) награждение воинов орденами и медалями (А.В. Суворов был награжден орденами святых: апостола Андрея, Георгия, Владимира – I степени, Александра Невского, Анны I степени. Он лично вручал награды героям сражений. Священник при этом окроплял святой водой ордена и медали. Награждаемый воин, становился на колени, крестясь и целуя знаки отличия, получал награду от А.В. Суворова [6, с. 72]);
6) звучание патриотической музыки (А.В. Суворов считал, что музыка удваивает силу армии во время сражения, он любил народные песни, которые вдохновляли офицеров и солдат на подвиги и благотворно влияли на их души. Он всегда подчеркивал, что под музыку он взял Измаил [4, с. 36]);
7) забота о подчиненных (А.В. Суворов следил, чтобы офицеры и солдаты были исправно одетыми и вычищенными [11, с. 28]. Он учил, чтобы воины берегли здоровье от распутства. По мнению Р.Г. Гагкуева, полководец А.В. Суворов постоянно проявлял заботу о своих солдатах и офицерах, помогал им материально из собственного кармана [2, с. 261];
8) умелое перенесение воинами тягот и лишений воинской службы (C раннего детства на своем опыте Суворов это познал: девять лет был солдатом Семеновского полка, затем постепенно проходил он службу в должностях капрала, подпрапорщика, сержанта и в 1754 г. в двадцатичетырехлетнем возрасте стал офицером);
Рис. 4. Богатства, отданные людям
9) традиции подготовки воинов к боевым действиям (Деятельность полководца А.В. Суворова была обращена на подготовку воинов к сражению. Он говорил, что учить воинов в мирное время надо тому, что полезно на войне [11, с. 15]. Так, М.И. Ивашко отмечает, что А.В. Суворов при подготовке к бою с прусаками (1759-1762 гг.) следовал традиции подготовки воинов к боевым действиям [6, с. 74]. Тщательная подготовки воинов перед сражением позволяла выработать у них мастерство владения оружием, а также действовать смело и стремительно в атаке);
10) использование наступательной тактики в сражении (генерал-майор А.В. Суворов в должности бригадира совершал стремительные броски войск и одерживал малыми силами убедительные победы над противником [10, с. 172]. В.С. Лопатин отмечает, что А.В. Суворов, командуя Суздальским пехотным полком (1763 г.), обращал внимание на подготовку своего войска к сражению. Он приучал воинов к смелой наступательной тактике и обучению искусству ведения боя [8, с. 150]. Также и для Ф.Ф. Конюхова А.В. Суворов является полководцем наступательной тактики, который непрестанно заботился о обучении солдат и офицеров профессиональным навыкам [7, с. 46]);
11) милосердное отношение к поверженному врагу (А.П. Богданов выделяет у А.В. Суворова качество великодушного отношения к поверженному врагу [1, с. 104]. М.Г. Жукова подчеркивает, что полководец Суворов А.В. щедро относился к безоружному противнику, проявлял внимание и заботу о нем, следил, чтобы пленных хорошо кормили [5, с. 33]).
Таким образом, воины под предводительством великого полководца Суворова А.В. побеждали врагов в меньшем количестве и несли потери в несколько раз меньше противников. Традиция проявления храбрости и героизма имела свое место в каждом сражении. Начиная от военачальников и до последнего солдата мужество, храбрость и героизм были неотлучными спутниками русских воинов.