Предпринимательство – институт современной экономической системы, агент, деятельность которого направлена на развитие идеи путем бизнес-стратегии. Ведение бизнеса подразумевает не только создание продукции и ее дальнейшая реализация, но и изучение рынка потребителей, конкурентов, выявление слабых и сильных сторон объекта продажи, его усовершенствование.
Сущность предпринимательской деятельности можно раскрыть через ее функции. Предприниматель берет на себя инициативу по соединению производственных факторов в единый процесс выпуска товаров и услуг для того, чтобы получить прибыль.
Идея или достигаемый результат
Перед финансированием и окончательным формированием бизнес-идея и все её составляющие анализируются, определяется эффективность, реализуемость и способность «к выживанию». Для этого существуют некоторые модели [3].
Модель №1: неочевидная проблема + простое (нестандартное) решение → отличная идея.
Модель №2: сложная проблема + сложное решение → высокие риски в реализации.
Модель №3: очевидная проблема + очевидное решение → 99% неудача.
Модель №4: очевидная проблема + инновационное решение → нужно пробовать.
Сначала система, потом работа
Предпринимателю необходимо следовать принципу: сначала нужно наладить систему, раздать всем задания и сделать так, чтобы все работали сами и без проблем, данное правило способно обеспечить эффективность, результативность и систематизированность в рабочем процессе особенно на ранних этапах.
Когда работаешь внутри собственного бизнеса, обычно не хватает времени на построение бизнес-системы. Это отдельное занятие, которое требует не тех же самых навыков, что работа в бизнесе.
Операционная эффективность
Когда бизнес только открылся, не всегда понятно, хорошо ли идут дела. У предприятия много расходов и кажется, будто оно месяцами в минусе – а на самом деле оно работает отлично. Или наоборот: кажется, что денег полно и бизнес растет, но на самом деле он сжигает деньги. Чтобы понимать реальную ситуацию, нужно разобраться в операционной эффективности, а также различать операционные и капитальные затраты.
Чтобы понять, насколько бизнес здоров, нужно на время забыть об амортизации и посчитать только то, что касается непосредственной ежедневной работы.
Как повышать прибыль. Юнит-экономика
- Увеличивать выручку – чтобы было больше клиентов, больше продаж.
- Закупать дешевле – чтобы с каждой продажи тратить меньше.
- Уменьшать иные операционные расходы – снижать аренду, платить меньше зарплат.
- Платить меньше налогов и взносов (в пределах закона) [2].
Юнит-экономика (unit-экономика) – это инструмент, который позволяет оценить прибыльность проекта, найти «узкие места» и точки кратного роста. За основу берётся отдельная единица - юнит, которая должна приносить прибыль. Юнит – это базовая единица, генерирующая доход, и у каждого бизнеса она своя. Это может быть единица товара, один клиент и т. п.
Экспериментируя с себестоимостью, составом, позиционированием и ценой, можно зарабатывать в разы больше. Понять это можно, только если разложить типичную сделку на компоненты и посмотреть, где теряются средства или зарабатываются.
Деньги и обязательства. Кассовый разрыв
Пока денежные средства на счете, очень важно четко планировать, как и когда их нужно отдавать. Если не построить платежный календарь, можно потратить чужие деньги в рамках договорных обязательств.
Кассовый разрыв – это когда нужно кому-то заплатить, а денег физически нет.
Первая главная причина кассового разрыва – клиенты платят с отсрочкой, а вам платить поставщикам надо прямо сейчас. Второй вариант кассового разрыва – вы незаметно для себя потратили чужие деньги. Чтобы этого не произошло, нужно различать, где у вас собственная прибыль, а где кредиторка.
Чтобы не попасть в кассовый разрыв, нужно вести учет обязательств и движения денег. В обязательствах видны прибыль и убытки, в движении денег – когда случится разрыв.
Любые решения в бизнесе нужно принимать, глядя в отчеты «Воронка продаж», P&L (profit and loss – отчет о прибыли и убытках) и Cash Flow (совокупность распределенных во времени поступлений (притока) и выплат (оттока) денежных средств, генерируемых хозяйственной деятельностью предприятия, независимо от источников их образования.). Эти отчеты расскажут, какое направление бизнеса выгоднее, стоит ли привлекать инвестора, кредитоваться и как дальше жить.
Продажи и переговоры
Классическая схема продажи: определение принимающего в компании решения по закупкам, выход на него. Не вести переговоры с менеджером, который ничего не решает.
- Прежде чем «заходить» в компанию, проводить разведку и выяснить, кто за что в ней отвечает, чтобы сразу сфокусировать удар на нужный людях.
- Установит контакт. Прежде чем переходить в наступление на встрече, нужно разрядить обстановку.
- Выявить потребности. Когда оппонент расслаблен и благостно настроен, время выяснить его болевые точки: какие его проблемы мы будем решать своим продуктом.
- Презентация. Рассказываем клиенту, какие у продукта есть конкурентные преимущества в контексте выясненных потребностей клиента.
- Отработать возражения. В голову клиента наверняка придут возражения, поэтому необходимо использовать озвученные клиентские боли.
- Закрыть сделку. Подписание предварительного соглашения, внесение предоплаты [1].
Классическая схема – схема противостояния, в которой вы должны победить клиента. А хорошие долгосрочные отношения – это отношения партнеров, а не победителей и побежденных.
Переговоры по Джиму Кэмпу – школа осознанных переговоров. Заключение долгосрочной сделки, выяснение боли, не «против», а «вместе», анализ поведения клиента, обстановки – постулаты вышеуказанного метода.
Маркетинг и знание клиента
Маркетинг - изучение того, что людям нужно и как им сделать хорошо.
Маркетинг:
- Понимание покупателя и его проблем.
- Понимание продукта и его сильных сторон.
- Общение с покупателем.
- Экономика (какое количество средств направлено на маркетинг и каков результат).
- Сохранение тех, кого привлекли.
В основе системного маркетинга лежит понимание потребностей клиентов.
Рекламные каналы
Рекламироваться можно огромным количеством способов, и постоянно появляются новые [1]. Наиболее популярные:
- Наружная реклама.
- Телевидение, национальные и тематические каналы.
- Печатная пресса.
- Контекстная реклама в поиске.
- Медийная реклама на тематических сайтах.
- Реклама в социальных сетях, в сообществах.
- Контент-маркетинг.
- CPA-сети.
Главный принцип рекламы – реклама должна быть адресной.
Бизнес, рассматриваемый как процесс формирования идеи и ее дальнейшее воплощения в условиях конкретной среды. Организация своего дела, обусловлена совокупностью факторов: сложившаяся экономическая ситуация, соотношение спроса и предложения, взгляд на финансовую составляющую бизнеса, а также на процесс его создания, анализ возможностей для реализации проекта, позволяющие это сделать без огромного количества партнеров, инвесторов, работников, т.к. для бизнес-идеи необходима идея, план её реализации, деятельность, направленная на достижение результата.