Главная
АИ #19 (98)
Статьи журнала АИ #19 (98)
Цифровизация здравоохранения и телемедицинские технологии как механизм повышения...

Цифровизация здравоохранения и телемедицинские технологии как механизм повышения доступности медицинской помощи

Авторы:

Саломатина Оксана Вячеславовна

Рычкова Анжела Анатольевна

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

цифровая экономика
цифровизация здравоохранения
телемедицинские технологии
качество медицинской помощи
информационные технологии

Аннотация статьи

Цифровое здравоохранение является одной из областей реализации программы «Цифровая экономика России». В статье рассмотрены ключевые факторы, определяющие особенности оказания медицинской помощи населению в удаленных местах проживания. Цель настоящего исследования – проанализировать состояние и перспективы развития цифровой медицины. Основной вывод, полученный в ходе данного исследования - успешное внедрение цифровизации здравоохранения не только позволит повысить качество и доступность медицинской помощи, но и принесет ощутимые экономические преимущества для государства.

Текст статьи

В ходе данного исследования определены следующие задачи: выявить механизмы, тормозящие реализацию внедрения процесса цифровизации здравоохранения и определить возможные способы повышения доступности качественной медицинской помощи с учетом имеющихся инструментов.

Материалы и методы. Проведен анализ литературы по темам «Цифровая экономика», «Цифровизация здравоохранения», «Телемедицина», анализ нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ, а также анализ открытых интернет-источников. Решение вышеописанных задач осуществлялось с применением общенаучных подходов, эмпирических методов исследования, включая изучение различных источников данных, синтеза и обобщения информации.

Объектом данного исследования стала цифровизация отечественного здравоохранения, предмет исследования нормативно-правовая база, обеспечивающая процесс трансформации традиционного здравоохранения в цифровой контур.

Автором выдвинута гипотеза применения телемедицинских технологий для повышения доступности медицинской помощи жителей сельской местности. Анализ данных проведен на примере Ростовской области.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной проработанностью социальных последствий цифровизации здравоохранения.

Научная новизна исследования состоит, в том, что автором предложен алгоритм повышения доступности медицинской помощи сельскому населению, что вкладывается в стратегические направления развития цифровой медицины в Российской Федерации.

Россия в полной мере подвержена общемировым тенденциям в области развития цифровых технологий. Формирование цифровой экономики на глобальном уровне способствует повышению конкурентоспособности экономики страны и росту благосостояния населения. В нашей стране преобразование традиционной экономики в цифровую осуществляется преимущественно реализацией национальной программы «Цифровая экономика».

В основе 13 направлений трансформации в интересах граждан, бизнеса и государства. Одно из приоритетных направлений национальной программы «Цифровая экономика» связано с медициной. Цель направления – гарантия 100% доступности базовой медицинской помощи, а также формирование у 50% населения заинтересованности в постоянном контроле своего здоровья, своевременное обращение за медицинской помощью, выбор оптимального варианта лечения и снижение количества врачебных ошибок [1].

Развитие направления в сфере здравоохранения осуществляется под руководством консорциума «Цифровое здравоохранение». В координационный комитет консорциума входят представители Министерства здравоохранения РФ. Задачей национального консорциума «Цифровое здравоохранение» является разработка и согласование основных технологических стандартов, по которым будет развиваться цифровая медицина в России [2]. Нормативно-правовой основой реализации цифровизации здравоохранения выступают ряд поручений Президента Российской Федерации [3]. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], национальная программа «Развитие здравоохранения» [5]. Существуют также приоритетный проект «Электронное здравоохранение», реализуемый Министерством Здравоохранения РФ.

«Электронное здравоохранение», в котором выделяются основные приоритеты развития здравоохранения с помощью информационных технологий [6]:

  • цифровизация здравоохранения путем внедрения: единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с комплексной аналитической программой обработки больших массивов информации;
  • обеспечение доступности медицинских услуг с помощью электронной записи на прием, электронных рецептов и больничных листов, электронного документооборота;
  • внедрение в систему здравоохранения информационных технологий, таких как телемедицина.

Основные преимущества цифровизации здравоохранения можно выделить как минимум в 3 сферах. Финансовые образуется за счет модернизации организационной системы оказания услуг, что позволит уменьшить расходы за счет сокращения контактов пациентов с медицинским персоналом (упрощение и ускорение процесса записи на прием к врачу и вызова врача на дом, упрощение процедуры получения рецепта, сокращение расходов на канцтовары и оплаты работы вспомогательного персонала).

Социальные преимущества создаются посредством роста доступности качественной медицинской помощи (онлайн-консультации, внедрение медицинских мобильных приложений для мониторинга состояния здоровья пациентов и оперативная передача информации врачу, ранняя диагностика заболеваний с помощью искусственного интеллекта и другие).

Профессиональные преимущества достигаются путем сокращения количества врачебных ошибок, повышения эффективности клинических исследований. Увеличение спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному росту стоимости медицинских услуг.

Перед государством встает серьезная проблема – обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством. Как показывает мировой и отечественный опыт одного только увеличения финансирования здравоохранения недостаточно для полноценного решения данной проблемы. Решение было найдено в интеграции имеющихся в здравоохранении ресурсов в их оптимизации и эффективном планировании.

С целью повышения качества управления, оптимизации потоков пациентов, организации без барьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения создается Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Разработка системы регулируется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы, являющихся приложениями к приказу. ЕГИСЗ внедряется на уровне всех субъектов РФ и является основополагающей информационной системой для всей отрасли здравоохранения в России.

Обеспечить связанность информационного пространства во всех поликлиниках и больницах страны возможно с использованием единого формата обработки в электронном виде медицинской информации и регламентов взаимодействия. Организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами, с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты. Однако этот процесс не завершен. Переход на национальную информационную систему изначально осуществлялся в пилотных регионах, в связи, с чем отсутствовали унифицированные требования к информационным системам.

По состоянию на 2021 год в 83 регионах внедрены медицинские информационные системы. Единые требования к государственным информационным системам утверждены приказом № 911н «Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» [7].

Приказ содержит требования к функциональности перечисленных типов информационных систем. Основные положения: программно-технические средства должны располагаться на территории РФ и иметь российское же происхождение; приказ ссылается на постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, которое запрещает закупки обеспечения, происходящего из иностранных государств, для обеспечения государственных и муниципальных нужд; средства должны быть сертифицированы ФСБ или ФСТЭК на предмет наличия в них программно-аппаратных систем защиты информации – антивирусных и криптографических; а также средств защиты от несанкционированного доступа и неправомерных манипуляций, в том числе, изменения и удаления данных; обязательно резервное копирование медицинской документации в электронном виде и возможность её восстановления из резервных копий.

Приказ описывает сразу несколько типов информационных систем, но все они должны иметь возможность размещения информации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и взаимодействовать друг с другом. От реализации обозначенных программ и проектов для граждан ожидается повышение доступности качественной медицинской помощи, в том числе и для жителей сельской местности.

Тем не менее, реализация процесса цифровизации здравоохранения сталкивается с рядом проблем. В первую очередь проблемы технического характера: не все медицинские организации в субъектах РФ подключены к высокоскоростному интернету и ЕГИСЗ. Со стороны пациентов также присутствует низкий уровень навыков использования информационных технологий и доступа к высокоскоростному интернету.

Также актуален вопрос безопасности и хранения большого объема информации, сохраняется недоверие к информационным системам, как со стороны врачей, так и со стороны пациентов. На первый план становится проблема дефицита кадров и в связи с возросшей нагрузкой на медицинский персонал в переходный период, а также из-за дефицита специалистов, обладающих достаточной квалификацией. Особенно остро данная проблема возникает в регионах и в частности в сельской местности.

Большие надежды в решении данных вопросов возлагались на телемедицинские технологии. С одной стороны телемедицина может компенсировать дефицит врачей разных специальностей на удаленных территориях, с другой стороны позволяет повысить профессиональную экспертизу специалистов здравоохранения дистанционно. Чтобы понять, как вышеназванные преимущества возможно использовать рассмотрим современное определение телемедицинских технологий и направления применения телемедицины.

Телемедицинские технологии – это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий ("медицина на расстоянии").

Основные направления применения ТМ технологий:

  1. Телемедицинская консультация.
  2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей.
  3. Телемедицинская лекция/семинар.
  4. Телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум.

Эти направления обеспечивают реализацию:

  • консультаций в ходе лечебно-диагностического процесса/эвакуационных мероприятий или обучения;
  • контроля жизненно важных функций организма;
  • образовательных (в том числе популярных) лекций и семинаров дистанционного тестирования/экзаменов;
  • обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.

В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:

  1. Врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным/врача без больного).
  2. Телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).
  3. Советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
  4. Советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом) [8].

Полноценное интегрирование телемедицинских технологий в рутинную практику врача значительно ускорит реализацию перехода на цифровое здравоохранение и произведет, несомненно, экономические преимущества по сравнению с традиционными формами организации контактов врачей с пациентами.

В развитии телемедицины в России можно выделить 3 этапа: разработка концепции развития телемедицины, организация и внедрение телемедицинской системы связи Минздрава РФ с представителями в федеральных округах, разработка систем сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения РФ.

В последние годы развитие телемедицины существенно ускорилось, что в основном связано с внешними причинами, а именно после начала эпидемии Covid-19 в связи с невозможностью посещения врача и высокой загруженности сферы здравоохранения. Во многом благодаря активному развитию телемедицинских технологий доступность качественной медицинской помощи среди городского населения возросла. Отличительной особенностью отечественной информатизации здравоохранения является сохранение цифрового неравенства в малонаселённых территориях.

На примере Ростовской области рассмотрим возможности применения телемедицинских технологий для повышения доступности медицинской помощи. В Ростовской области функционируют: 485 фельдшерско-акушерских пунктов, 528 фельдшерских здравпунктов, 184 врачебные амбулатории, 27 участковых больниц, 2 районные больницы, 42 центральные районные больницы [9].

Ранее в 2017-2018 годах осуществлена реализация федерального проекта по обеспечению высокоскоростным доступом к сети Интернет медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на территории Ростовской области. Высокоскоростным доступом к сети Интернет обеспечено 335 лечебно-профилактических учреждений. В 2019 году начата реализация федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках проекта в Ростовской области ведется подключение к высокоскоростной сети Интернет социально значимых объектов, таких как фельдшерско-акушерские пункты, образовательные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, пожарные части и ряд других объектов. Тем не менее, согласно данным, опубликованным на сайте Ростовской Областной Клинической Больницы только в 55 лечебных учреждениях, есть условия для проведения телемедицинских консультаций [9].

В связи с этим автор статьи предлагает модель повышения доступности медицинской помощи для сельского населения с использованием телемедицинских технологий. Как уже отмечалось авторами ранее, цифровизация здравоохранения в России имеет характерные особенности: сохранение цифрового неравенства в сельской местности, отсутствие подключения к высокоскоростной сети Интернет, технические сложности (устаревшие гаджеты, создающие трудности в использовании электронными сервисами), невысокий уровень навыков населения в работе с информационными системами, недоверие пациентов к новым формам взаимодействия со специалистами здравоохранения.

Основные преимущества предложенной модели: не требуется присутствие врача непосредственно на месте оказания услуги, возможность контакта лишь с местным фельдшером. Сложные случаи, требующие углубленного обследования, должны направляться к районным и областным специалистам, тем не менее, даже в этой ситуации пациент попадет к врачу с первичными данными обследования, что позволит сократить время на стандартные процедуры при первом контакте пациента с врачом.

Представленная схема взаимодействия со специалистами здравоохранения в сельской местности способствует решению одной из стратегических задач цифровизации здравоохранения-повышения доступности качественной медицинской помощи.

Также повысит заинтересованность населения в регулярном контроле параметров здоровья, так как для жителей удаленных территорий процесс получения услуги значительно упростится без дополнительных затрат.

Следующая задача, решаемая предложенной моделью – увеличение охвата населения с доступностью качественной медицинской помощи.

Основная проблема состоит в том, что для провайдеров Интернета подключение малонаселенных районов не привлекательно. С одной стороны, технически процесс сложный, с другой – высокая стоимость подключения единицы из-за низкой плотности населения.

Поэтому покрытие высокоскоростным интернетом домовладений за пределами городов остается низким. Если такие социально значимые объекты как ФАПы, врачебные амбулатории будут подключены к высокоскоростному интернету, согласно региональным приоритетам развития в области цифровизации, повысится охват населения с доступом к оказания высококвалифицированной медицинской помощи.

Нельзя также оставлять без внимания факт наличия недоверия со стороны пациентов к новым информационным технологиям, что негативно сказывается не только на результате лечения, но и затрудняет в целом внедрение процесса цифровизации отрасли. Данный пример содержит традиционный элемент контакта со специалистом здравоохранения, что с одной стороны обеспечит качество вносимой в медицинскую документацию информации с другой, позволит пациентам из сельской местности психологически комфортно взаимодействовать.

Заключение. Внедрение процесса цифровизации отечественного здравоохранения еще не соответствует ожидаемому уровню в соответствии со стратегией национального развития сферы здравоохранения. Автором выявлены следующие механизмы препятствующие полноценному осуществлению информатизации: сохранение цифрового неравенства между городским и сельским населением, инертность со стороны врачей и пациентов в использовании цифровых технологий в медицине, отсутствие унифицированных критериев оценки эффективности внедрения цифровых продуктов в медицине.

С учетом описанных в данном исследовании проблем для повышения доступности медицинской помощи, в том числе сельскому населению могут быть использованы телемедицинские технологии.

Цифровые технологии облегчат рутинную работу врачей, что в будущем позволит уделять больше времени на общение с пациентом. Непосредственно для медицинских организаций цифровые технологии это инструмент развития, повышающий качество и доступность медицинских услуг. В конечном счете обеспечит увеличение удовлетворенности пациентов уровнем медицинских услуг, а также повысит продолжительность жизни в соответствии с Национальной стратегией развития здравоохранения в России.

Список литературы

  1. Официальный сайт Правительства РФ/ Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – URL: http://static.government.ru/ (дата обращения 7.10.21).
  2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации / В России создан консорциум «Цифровое здравоохранение» – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37934 (дата обращения 7.10.21).
  3. Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru / Утвержден перечень поручений по цифровизации здравоохранения. – URL: https://d-russia.ru/utverzhdenperechen-poruchenij-po-tsifrovizatsii-zdravoohraneniya.html [3] (дата обращения 7.10.21).
  4. Официальные сетевые ресурсы Президента России / О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Указ Президента № 204 от 07.05.2018 г.]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 7.10.21).
  5. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» / Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/556183184 (дата обращения 10.10.21).
  6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации/ О реализации приоритетного проекта «Электронное здравоохранение» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/prezentatsiyavopros6zdravoohranenie.pdf (дата обращения 10.10.21).
  7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2018 г. № 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций". – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=338271 (дата обращения 10.10.21).
  8. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» / Приказ от 27 августа 2001 года N 344/76«Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». – URL: https://docs.cntd.ru/document/901796267 (дата обращения 10.10.21).
  9. Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (дата обращения 10.10.21).
  10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(дата обращения 10.10.21).
  11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.08.2001 № 344 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» (дата обращения 10.10.21).
  12. Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017г. №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (дата обращения 10.10.21)
  13. Приказ Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (дата обращения 10.10.21).
  14. Официальный интернет-портал правовой информации/ Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070034 (дата обращения 10.10.21).
  15. Официальный портал Правительства Ростовской области «Об утверждении региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Ростовской области» – URL: /https://www.donland.ru/documents/13027/ (дата обращения 10.10.21).
  16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации / Программа устранения цифрового неравенства в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40814/ (дата обращения 10.10.21).
  17. Официальный сайт «Ростовская областная клиническая больница» Телемедицинские консультации / URL: https://rocb.ru/telemedicinskiekonsultacii (дата обращения 10.10.21).

Поделиться

910

Саломатина О. В., Рычкова А. А. Цифровизация здравоохранения и телемедицинские технологии как механизм повышения доступности медицинской помощи // Актуальные исследования. 2022. №19 (98). С. 87-93. URL: https://apni.ru/article/4098-tsifrovizatsiya-zdravookhraneniya-i-telemedit

Другие статьи из раздела «Менеджмент и маркетинг»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая