Проблемные аспекты правовой политики социального государства

Российская Федерация как социальное, демократическое и правовое государство продолжает свое продвижение к закрепленным в Конституции РФ принципам. Государственная политика России в последнее время существенно трансформируется, в частности происходит пересмотр основ социальной политики, которая обеспечивает равновесие внутри страны.

Аннотация статьи
политика
дискуссия
признаки
понятие
социальное государство
Ключевые слова

Социальное государство – это государство с высоким уровнем социальной защиты граждан, поддержки незащищенных слоев населения и предоставления им социальных услуг в соответствии с международными стандартами качества [1, с. 36]. Такое государство должно заботиться о соответствующих социальных слоях населения (безработных, нетрудоспособных, социально незащищенных и тому подобное). В частности, базовый принцип социального государства заключается в том, что государство является выразителем, представителем и защитником интересов как всего общества, всего народа, то есть общих, публичных интересов, так и интересов каждого человека и гражданина [2, с. 182]. Среди указанного следует выделить формирование правового государства как первоочередного условия обеспечения государства социального.

В настоящее время процессу развития в России действительно социального правового государства мешают ряд факторов. Во-первых, в России продолжается экономический кризис, во-вторых, на Украине проводится специальная военная операция, и в-третьих, Россия столкнулась с пандемией COVID-19, что требовало установления карантинных ограничительных мер. Государственная политика России, которая реализуется на основе национального социального законодательства, в настоящее время не дает достаточных результатов в деле обеспечения полноценного статуса социального государства.

Анализ таких признаков социального государства, как обеспечение социальной безопасности личности, предоставление государством социальной помощи гражданам по крайней мере на уровне прожиточного минимума, сведение к минимуму чрезмерного имущественного расслоения населения свидетельствует о том, что практика деятельности российского государства и его органов в социальной сфере требует пересмотра с целью удостоверения статуса России как социального государства. Поэтому, обращаясь к вопросу обеспечения социальных прав и пытаясь выяснить причины несоответствия реального состояния соблюдения и реализации социальных прав человека задекларированным в Конституции нормам, необходимо остановиться именно на государственной политике в социальной сфере (социальной политике), в частности на том, как она формируется и воплощается в жизнь в этой области.

Относительно этого остро стоит проблема торможения становления правового государства в России из-за невыполнения конституционных предписаний, прежде всего, отсутствия верховенства Конституции. Социальные гарантии как средство реализации социальной политики - это система обязанностей государства перед своими гражданами по удовлетворению их социальных потребностей. Они не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом. В то же время, говоря о закрепленном Конституцией право на социальную защиту и установленных социальных гарантиях, следует проанализировать социальную политику на примере установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы в контексте соблюдения конституционных принципов (верховенства Конституции).

Прожиточный минимум – это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Установление прожиточного минимума – это установление минимальной социальной гарантии государства, которая является базовым государственным стандартом по обеспечению социальных прав граждан. Средний показатель уровня доходов населения по некоторым видам экономической деятельности меньше стоимости потребительской корзины, и этот уровень не гарантирует обеспечение соответствующих конституционных прав граждан. В течение последних лет все еще не удалось обеспечить надлежащую эффективность такого социального стандарта, как прожиточный минимум, до сих пор не решена проблема обеспечения базовых потребностей значительной части работающего населения на минимальном уровне.

Показательной является ситуация с минимальной заработной платой, которая в соответствии действующим законодательством должна устанавливаться в размере не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Вместе с тем законодательная практика свидетельствует о систематическом установлении низкой минимальной заработной платы и законодательно установленного прожиточного минимума, которые не могут удовлетворить жизненный уровень граждан. Проблема заключается еще и в том, что такая практика в некоторой степени имеет системный характер, что не отвечает принципам правового и социального государства, которым Россия себя провозгласила согласно с Конституцией. Так, например, в 2022 году прожиточный минимум составил 11950 рублей, для трудоспособного населения – 13 026 рублей, для детей – 11 592 рубля, а для пенсионеров – 10 27 рублей.

Как усматривается, в 2022 году средняя заработная плата практически в три раза превышает прожиточный минимум, но все равно сказанное, можно отметить как пример несоблюдение конституционных принципов при реализации государственной политики в социальной сфере, поскольку это очень мало для существования, особенно в условиях, когда значительно выросли тарифы на коммунальные услуги и продукты питания.

Таким образом, вопрос об установлении прожиточного минимума на одно лицо и для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, в размерах, которые не обеспечивают нормальное функционирование организма, и установление указанного размера минимальной заработной платы должны быть пересмотрены как негативно влияющие на обеспечение Россией статуса социального и правового государства.

Еще одной проблемой в России является высокий уровень безработицы. В 2022 году количество безработных россиян выросло до 5,9%. Это максимум с 2012 года. Эксперты выделяют несколько причин безработицы в России:

Технологический прогресс. В производственных процессах используют современное оборудование, и многие сотрудники становятся не нужны.

Экономический кризис. Чтобы избежать банкротства, руководители массово сокращают персонал, увеличивая нагрузку на оставшихся сотрудников.

Низкая оплата труда. Разница между пособием по безработице и зарплатой для некоторых людей – несущественная. Работодатели часто устраивают сотрудников на неполную ставку, чтобы платить сотруднику зарплату меньше МРОТ.

Существует и скрытая безработица, когда человек работает неофициально и не платит налоги. Такой тип занятости ведет к нищете в пенсионном возрасте.

Для борьбы с социальной несправедливостью, по нашему мнению, государство может принять следующие меры:

  1. Обеспечить равные возможности - в медицине и образовании. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На 2021/2022 учебный год российским вузам выделено около 48 000 дополнительных учебных мест. А в рамках национального проекта «Здоровье» планируется предложить медицинские консультации онлайн и оптимизировать работу врачей. Это позволит охватить больше пациентов обязательным медицинским страхованием.
  2. Введение курсов финансовой грамотности в школах. Россияне с детства будут знать, как избежать долгов, правильно планировать семейный бюджет и защищаться от финансовых мошенников.

Итак, несмотря на обеспечение принципов социального государства на конституционном и законодательном уровнях, реализация социальной политики не обеспечивает социальную защиту граждан в России на уровне действительно социальных правовых государств.

Текст статьи
  1. Асланова, С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 511–514.
  2. Крупович Л. В. Современные проблемы реализации принципа социального государства // Восточно Европейский Научный Журнал. Юридические науки. № 50 – 2019 – С. 52-56.
  3. Левашов В. К. Социализация государства – процесс, идущий через века // Социология. 2017. № 5. – С. 51.
  4. Основы социального государства и гражданского общества : учебное пособие / сост.: С. А. Бабуркин, В. П. Басков, А. В. Гаврилов, О. В. Епархина, В. И. Пефтиев, С. Л. Таланов. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 99 с.
  5. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства. LEX RUSSICA. № 1 (Том XCVIII). 2015. С. 28-41
  6. Руденко, В. Н. Понятие социального государства / В. Н. Руденко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 586-588.
  7. Тиксовский А. А. Государство правовое и социальное // Вопросы философии. 2017. № 6. – С. 141.
  8. Эрбутаева З.К. Современная Россия на пути к социальному государству // В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 57-59.
Список литературы