научный журнал «Актуальные исследования» #19 (98), май '22

Особенности технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации при проведении специальной операции в горно-лесистой местности

В статье приводится анализ особенностей технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации при проведении специальной операции в горно-лесистой местности.

Аннотация статьи
техническое обеспечение ФС ВНГ РФ
специальная операция
техническое обеспечение в горно-лесистой местности
Ключевые слова

Выполнение задач технического обеспечения в ходе подготовки и в период проведения специальной операции в горно-лесистой местности имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных характером боевых действий, наличием в объединенных группировках войск (сил) разных по назначению частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, которые имеют вооружение, военную и специальную технику разных марок с различными сроками эксплуатации, запасом ресурса и объемами расхода материальных средств (боевых комплектов), запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП), горючего и смазочных материалов (ГСМ) и др.) и разные по своим возможностям органы технического обеспечения, что не позволяет качественно решать поставленные задачи технического обеспечения в динамике боевого применения сводных частей и подразделений. Кроме того, ремонтные органы будут испытывать трудности в эвакуации и ремонте вооружения, военной специальной техники (ВВСТ), при действиях войск (сил) в горно-лесистой местности.

Проблемными задачами технического обеспечения во внутреннем вооруженном конфликте являются:

  • подготовка образцов ВВСТ к боевому применению;
  • техническая разведка;
  • обеспечение эвакуации застрявших, неисправных, поврежденных образцов ВВСТ с маршрутов выдвижения и районов, в которых возможен их захват;
  • бесперебойное обеспечение войск боеприпасами и военно-техническим имуществом (ВТИ);
  • восстановление неисправных и поврежденных ВВСТ.

При подготовке ВВСТ к боевому применению проводится техническое обслуживание, регулировочно-настроечные работы стабилизаторов вооружения, систем управления вооружением, прицелов дальномеров, проверяется работоспособность систем воздухопуска двигателей, жизнеобеспечения экипажей (расчетов). Для обеспечения работоспособности образцов ВВСТ требуется увеличение индивидуального ЗИП электрооборудования, систем питания двигателей, вооружения, средств связи, специального инструмента.

Учитывая отсутствие у противоборствующей стороны авиации и массового количества бронетехники, целесообразно для танков и САУ, в составе боекомплекта увеличивать количество осколочно-фугасных выстрелов, а для образцов ПВО (если они приданы) не устанавливать на внешних направляющих ракеты, легко поражаемые стрелковым оружием (автомат, пулемет, гранатомет).

Проведение технической разведки при проведении специальной операции осуществляется непосредственно силами и средствами подразделений и группами технической разведки на маршрутах. Создается радиосеть технического обеспечения. Ведение технической разведки с воздуха с использованием вертолетов МИ-8 при выдвижении войск (сил) является наиболее эффективной.

Техническая разведка в горно-лесистой местности ведется группами технической разведки (ГТР) на БТР-80, МТП под руководством офицеров технических служб, заместителей командиров подразделений по вооружению.

ГТР выполняет задачи по определению мест расположения вышедших из строя образцов ВВСТ, выясняет состояние экипажей, водителей (механиков водителей), определяет причины и характер выхода образцов ВВСТ из строя, ориентировочный объем восстановительных работ, пути, удобные для перемещения эвакуационных средств к поврежденным образцам ВВСТ. ГТР также определяет местонахождение и возможности использования трофейных образцов ВВСТ и технического имущества, ведения инженерной разведки путей эвакуации образцов ВВСТ в районах размещения ремонтных и эвакуационных сил и средств, на путях перемещения.

В ходе ведения технической разведки в горно-лесистой местности необходимо постоянно менять маршруты выдвижения ГТР. При обнаружении раненых и погибших военнослужащих личный состав ГТР в первую очередь занимается их эвакуацией. Передвижение ГТР осуществляется скачкообразно, от укрытия к укрытию. Открытые участки местности преодолеваются на максимальных скоростях. Осмотр открытых участков осуществляется пешим порядком, группами в составе не менее двух человек. При этом средство передвижения и его вооружение (если оно имеется) используется как прикрытие.

Эвакуация застрявших, поврежденных, неисправных образцов ВВСТ ее ремонт осуществляется с учетом сложившейся обстановки.

Для эвакуации застрявших, неисправных и поврежденных образцов ВВСТ с маршрутов выдвижения и районов боевых действий необходимо создавать на контрольно-пропускных пунктах, сторожевых заставах, а также на каждые 50 км маршрута и в районах оперативного предназначения войск (сил) пункты технической помощи с включением в их состав специализированных бригад, подвижных средств обслуживания и ремонта, заправки ГСМ, запасов ВТИ на основные виды образцов ВВСТ, особенно, комплексных образцов ВВСТ.

Для обеспечения безостановочного продвижения ВВСТ на маршрутах выдвижения войск (сил), усиления штатных сил и средств технического замыкания, следует заранее из числа боевой техники назначить дополнительные эвакосредства из расчета одно на 3-4 однотипных образца ВВСТ, управляемых наиболее подготовленными водителями (механиками водителями) и оборудованных специальными буксирными устройствами (троса, жесткие сцепки). Ремонт образцов ВВСТ в ходе совершения марша осуществляется только на пунктах технической помощи, развернутых на маршрутах.

Особенностью эвакуации ВВСТ в горно-лесистой местности является то, что основная масса вышедшей из строя техники будет находиться в отдельных локализованных районах и эвакуация ВВСТ будет осуществляться после установления контроля над этими районами войсками.

Пути эвакуации должны постоянно меняться из-за огневого воздействия противника.

Подготовительные работы по эвакуации ВВСТ включают:

  • разминирование объектов и подходов к ним;
  • эвакуация раненых и убитых членов экипажей и десантов;
  • сборку такелажных устройств;
  • подготовку образцов ВВСТ (безвозвратных потерь) к эвакуации (обрезка частей днища, мешающего эвакуации и т.д.);
  • устройство съездов с обрывистых берегов для вытаскивания застрявшей ВВСТ.

Ремонт ВВСТ на маршрутах выдвижения не проводится. Неисправная техника эвакуируется на близлежащие КПП (базовые центры) в т.ч. Министерства обороны и далее на сборный пункт поврежденных машин (СППМ) группировки.

Особое внимание следует обращать на всестороннюю подготовку ремонтно-эвакуационных органов для работы в условиях непосредственного соприкосновения с бандитскими формированиями. Остро встает вопрос по защите ремонтно-эвакуационных органов при проведении диверсионных действий выше указанных бандитских формирований. Образцы ВВСТ, вышедшие из строя по техническим причинам в объеме текущего ремонта, восстанавливаются в боевых порядках, неремонтируемые образцы ВВСТ силами подразделений эвакуируются на СППМ. Ремонт ВВСТ, как правило, должен осуществляться агрегатным способом. В первую очередь восстанавливаются ВВСТ с наименьшим объемом работ. Для восстановления неисправных и поврежденных образцов ВВСТ целесообразно формировать резервные ремонтно-эвакуационные группы.

Для обеспечения эксплуатационной надежности, восстановления боевого потенциала важную роль играет обеспечение войск (сил) боеприпасами, ВТИ и ГСМ.

Обеспечение войск боеприпасами и ВТИ осуществляется:

  • на полевые склады полков и бригад – автотранспортом батальонов материального обеспечения и транспортом центрподвоза;
  • к боевым порядкам подразделений (постам, заставам) и на огневые позиции артиллерии – транспортом частей.

Полевые склады боеприпасов и ВТИ создаются на каждом направлении действий войск (сил). Подготовка полевых складов боеприпасов и их отделений осуществляется заблаговременно. С разведкой места расположения, проведением расчетов инженерных работ по оборудованию заглубленных укрытий под боеприпасы проводится определение потребности обслуживающего личного состава. В этот район заранее выдвигается инженерная техника (ПЗП, БАТ) под прикрытием усиленного взвода оперативного назначения.

Дополнительные запасы боеприпасов создаются и перевозятся на автотранспорте бригады, батальона (дивизиона) в размерах к стрелковому оружию – 3,0-4,0 б/к; к остальному вооружению – 1,0 б/к. Дополнительно к войсковым запасам боеприпасов при необходимости создаются запасы специальных выстрелов (осветительных, дымовых) из расчета 30 штук на орудие.

Запасы ВТИ создаются в ремонтно-эвакуационных группах на 2 суток, ремонтной роте на 5 суток, пополнение которых осуществляется со стационарных баз и складов.

В запасах ВТИ, кроме основных комплектов, необходимо иметь дополнительные запасы двигателей к основным образцам ВВСТ, особенно УРАЛ-4320, КАМАЗ-4310, основные узлы и агрегаты машин – коробки передач, сцепление в сборе, диски сцепления, тросы буксирные (жесткие сцепки), а также запасы аккумуляторных батарей к технике, источники питания к ночным прицелам и приборам ночного видения.

Высокая вероятность поражения ВВСТ от мин и гранатометов предопределяет создание повышенных запасов агрегатов и узлов по ходовой части для гусеничных машин: опорные катки, ведущие и направляющие колеса, звенья траков; для колесных машин: кабины, редукторы колеса, мосты, навесное оборудование, световые приборы.

Таким образом, проведение организационных и технических мероприятий, перечисленных выше, боевая и техническая подготовка личного состава, умелое руководство подразделениями технического обеспечения позволяет обеспечить выполнение боевых задач при проведении специальных операций войск национальной гвардии.

Текст статьи
  1. Поправко Д.П., Черненко А.Н., Захаров М.Ю., Гулин А.С., Пономарев Д.П. Анализ возможностей существующих подвижных средств технического обслуживания и ремонта в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Наука и военная безопасность, 2022, №1 (28), С. 63-67.
  2. Поправко Д.П., Апанасенко Б.А., Коротаев Р.В. Актуальность прогнозирования выхода автомобильной техники из строя в ходе боевых действий в войсках национально гвардии Российской Федерации // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, 2020, №2 (22), С. 83-86.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября