Вопрос о воспитании в ребенке творческого потенциала представляет собой довольно актуальную тему современной системы образования. Реалии современной жизни требуют от человека способности адаптироваться к разным условиям, что требует творческого мышления, креативности. Важно, чтобы эти качества воспитывались с детства, что позволит подготовить ребенка как сформировавшуюся личность, обладающую творческими способностями.
Рассмотрим понятие творческих способностей. По Б.М. Теплову: это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [11, с.48]. К.С Платонов рассматривал творческий потенциал как неотъемлемую часть личности, которая «определяет качество последней» [8, с.52]. Анализируя в общем психологическую литературу, можно выделить следующее определение: творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации [2, с.32]. Рассматривая творческие способности как объект психолого-педагогической науки, можно сказать, что это способность человека принимать творческие решения, разрабатывать новые идеи, креативно мыслить. В повседневности творческие способности определяются как смекалка: умение достигать поставленных целей различными путями, находить решения из тупиковых ситуаций, использовать условия необычным способом.
Обращаясь к вопросу о необходимости воспитания творческого потенциала у ребенка, стоит сказать, что многие исследователи отмечают важность развития творческих способностей в ребенке как будущей личности. Д.Б.Богоявленская как нельзя лучше говорит о роли творчества в развитии личности: «Способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она непредзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить. Самодостаточность и самочинность – вот обязательные условия для творца» [1, с.61]. В.В. Давыдов отмечал, что «…основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения» [4].
На сегодняшний день в системе дошкольного образования большое внимание отдается подготовке дошкольников к способности применения собственного творческого потенциала в различных сферах деятельности. В связи с этим были пересмотрены основные универсальные учебные действия, приоритеты воспитания личности, а также роль образовательных учреждений в развитии ребенка в этом направлении. В работах Рубинштейна отмечается, что наилучше условия формирования творческих способностей – это ситуация, при которой происходит творческая деятельность [4]. Как правило, одним из форм организации творческой деятельности является применение технического творчества, или конструирования.
Детское конструирование представляет собой процесс создания каких-либо моделей из различного материала, начиная со стандартного набора природного материала или технологической папки (цветная бумага, картон и т.д.) и заканчивая специализированными наборами конструктора. Терминологическая природа понятия «конструирование» берет начало от латинского «construere» и в прямом переводе обозначает «создание модели», «построение», «упорядочивание». Процесс конструирования относится к активным методам обучения и воспитания и представляет собой продуктивный вид деятельности, т.к. конечным результатом деятельности является продукт.
В целом, конструирование в детском саду является не новым явлением и существует как организационная форма творчества дошкольников давно. Однако со временем были изменены приоритеты педагогических задач конструирования как педагогического инструмента: если прежде оно выступало в роли способа развития мелкой моторики и конструктивного мышления, то сегодня конструирование – это принципиально новый подход к решению вопросов психологического развития дошкольников, в том числе – и развитию творческого потенциала дошкольников.
Отличительным качеством конструирования как способа развития творческого потенциала дошкольников является отсутствие какой-либо конкретной формы реализации: игровая форма, проектная деятельность, досуговые мероприятия и т.д., при этом сохраняется главное качество – построение работы от простого к сложному. Например, от простых кубиков ребенок постепенно переходит на сложный конструктор, состоящий сначала из простых форм, затем – из геометрических фигур.
Можно выделить следующие виды конструирования в детском саду:
- Техническое: представляет собой процесс создания модели из строительного материала, а также крупных деталей конструктора или модулей).
- Компьютерное: представляет собой процесс конструирования в цифровом пространстве (создание моделей на компьютеризированных устройствах).
- Художественное: применение в качестве материала комплектов технологии или природного материала.
Рассматривая процесс организации процесса детского конструирования, исследователями выделены следующие типы организации:
- Конструирование по заданному образцу. Автором разработки является Ф. Фребель [10]. Разработка основана на принципе подражания конструктивной деятельности. Основная суть заключается в постановке задачи детям повторить предложенный образец конструкции с демонстрацией процесса моделирования. Как правило, здесь выделяют несколько видов работы: полноценная репродукция, работа по рисунку и репродукция с использованием частичной замены. Особенность конструирования по образцу заключается в том, что этот тип может быть решением задачи перехода детей к самостоятельной творческой деятельности.
- Конструирование по целостной модели. Данная разработка сформирована А.Н. Миреновой [7]. Принципом работы здесь является постановка задачи без демонстрации ее решения. Данный тип представляет собой деятельность с опорой на воображение и критическое мышление ребенка. В качестве образцовой модели выступает уже готовая конструкция, процесс сборки и детализация которой скрыты от ребенка и которую ребенок должен собрать из подручного материала.
- Конструирование по заданным условиям. Автор разработки – Н.Н. Поддьяков [9]. Базовым принципом работы является проблемность - выполнение задачи по поставленным условиям без демонстративного образца. Суть сводится к тому, что ребенок должен выполнить задание конструктивного характера на основе заданных требований и условий, формирующих качественные и практические признаки продукта (смоделировать мост для поезда).
- Конструирование по заданной теме. Идея заключается в организации конструирования по определенной теме, в рамках которой ребенок самостоятельно проводит выбор будущего продукта и процесс его создания.
Как можно заметить, приведенные типы организации конструирования различаются не только по принципам выполнения работы, но и по принципам реализации творческого потенциала ребенка: если в конструировании по образцу творческий аспект почти не реализуется, отдавая место развитию навыков работы с материалом, то конструирование по теме – работа, полностью основана на творческом подходе ребенка к решению проблемы. Однако во всех случаях отведено место формированию творческого потенциала ребенка. Как правило, это реализуется за счет следующих особенностей работы ребенка:
- Оригинальность, креативность в процессе выполнения задачи.
- Гибкость мышления при решении творческой задачи.
- Скорость мышления в области решения творческой задачи.
- Оформление завершенности выполненной задачи.
Как правило, в работе с детьми разного возраста применяются те или иные приемы работы, основанные на учете возрастных особенностей детей. Так, в группе раннего возраста возможна реализация таких приемов, как приклеивание (закрепление частей на основе, соединение готовых частей) или сминание. Работа в младшей возрастной группе подразумевает приемы заклеивания, склеивания, сложения, примазывания. В средней группе добавляются такие приемы, как сжимание, скручивание, разворачивание. Старшая возрастная группа подразумевает усложнение приемов – прокалывание, пришивание, закручивание, обматывание.
Несмотря на относительную простоту применения конструирования, довольно часто воспитателями допускаются ошибки в осуществлении деятельности. Как правило, сюда можно отнести:
- Нечеткая формулировка поставленной творческой задачи.
- Отсутствие полного контроля творческой деятельности дошкольников.
- Опущение этапа анализа будущей деятельности.
В свою очередь, приведенные ошибки воспитателя в организации могут привести к следующим результатам:
- Ребенок не сможет правильно сформировать будущий продукт деятельности.
- У ребенка будет отсутствовать четкость творческого замысла.
- Ребенок не сможет спланировать собственную деятельность.
- Проявление излишних форм активности – замедление или, наоборот, – поспешность в выполнении.
- Ребенок не сможет проанализировать поставленную задачу и способы ее решения.
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта – художественного произведения, картины, механического прибора. Одним из способов развития творческого потенциала дошкольника является реализация конструирования.
Каждая из рассмотренных в статье форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали наши многолетние исследования, при определенных условиях. К ним относятся: наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.); обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.