Техническое конструирование в детском саду как способ развития творческого потенциала дошкольника

Данная статья направлена на анализ необходимости развития творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Автор рассматривает творческие способности как психолого-педагогический объект и приводит ряд трактовок. Представлен ряд факторов, обуславливающих необходимость развития творческого потенциала ребенка как будущей личности. В качестве одного из способов развития творческого потенциала дошкольников автор называет конструирование. Статья содержит краткий обзор понятия «детское конструирование», классификацию и виды организации конструирования с детьми.

Аннотация статьи
творческие способности
дошкольники
конструирование
техническое творчество
Ключевые слова

Вопрос о воспитании в ребенке творческого потенциала представляет собой довольно актуальную тему современной системы образования. Реалии современной жизни требуют от человека способности адаптироваться к разным условиям, что требует творческого мышления, креативности. Важно, чтобы эти качества воспитывались с детства, что позволит подготовить ребенка как сформировавшуюся личность, обладающую творческими способностями.

Рассмотрим понятие творческих способностей. По Б.М. Теплову: это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [11, с.48]. К.С Платонов рассматривал творческий потенциал как неотъемлемую часть личности, которая «определяет качество последней» [8, с.52]. Анализируя в общем психологическую литературу, можно выделить следующее определение: творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации [2, с.32]. Рассматривая творческие способности как объект психолого-педагогической науки, можно сказать, что это способность человека принимать творческие решения, разрабатывать новые идеи, креативно мыслить. В повседневности творческие способности определяются как смекалка: умение достигать поставленных целей различными путями, находить решения из тупиковых ситуаций, использовать условия необычным способом.

Обращаясь к вопросу о необходимости воспитания творческого потенциала у ребенка, стоит сказать, что многие исследователи отмечают важность развития творческих способностей в ребенке как будущей личности. Д.Б.Богоявленская как нельзя лучше говорит о роли творчества в развитии личности: «Способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она непредзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить. Самодостаточность и самочинность – вот обязательные условия для творца» [1, с.61]. В.В. Давыдов отмечал, что «…основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения» [4].

На сегодняшний день в системе дошкольного образования большое внимание отдается подготовке дошкольников к способности применения собственного творческого потенциала в различных сферах деятельности. В связи с этим были пересмотрены основные универсальные учебные действия, приоритеты воспитания личности, а также роль образовательных учреждений в развитии ребенка в этом направлении. В работах Рубинштейна отмечается, что наилучше условия формирования творческих способностей – это ситуация, при которой происходит творческая деятельность [4]. Как правило, одним из форм организации творческой деятельности является применение технического творчества, или конструирования.

Детское конструирование представляет собой процесс создания каких-либо моделей из различного материала, начиная со стандартного набора природного материала или технологической папки (цветная бумага, картон и т.д.) и заканчивая специализированными наборами конструктора. Терминологическая природа понятия «конструирование» берет начало от латинского «construere» и в прямом переводе обозначает «создание модели», «построение», «упорядочивание». Процесс конструирования относится к активным методам обучения и воспитания и представляет собой продуктивный вид деятельности, т.к. конечным результатом деятельности является продукт.

В целом, конструирование в детском саду является не новым явлением и существует как организационная форма творчества дошкольников давно. Однако со временем были изменены приоритеты педагогических задач конструирования как педагогического инструмента: если прежде оно выступало в роли способа развития мелкой моторики и конструктивного мышления, то сегодня конструирование – это принципиально новый подход к решению вопросов психологического развития дошкольников, в том числе – и развитию творческого потенциала дошкольников.

Отличительным качеством конструирования как способа развития творческого потенциала дошкольников является отсутствие какой-либо конкретной формы реализации: игровая форма, проектная деятельность, досуговые мероприятия и т.д., при этом сохраняется главное качество – построение работы от простого к сложному. Например, от простых кубиков ребенок постепенно переходит на сложный конструктор, состоящий сначала из простых форм, затем – из геометрических фигур.

Можно выделить следующие виды конструирования в детском саду:

  1. Техническое: представляет собой процесс создания модели из строительного материала, а также крупных деталей конструктора или модулей).
  2. Компьютерное: представляет собой процесс конструирования в цифровом пространстве (создание моделей на компьютеризированных устройствах).
  3. Художественное: применение в качестве материала комплектов технологии или природного материала.

Рассматривая процесс организации процесса детского конструирования, исследователями выделены следующие типы организации:

  1. Конструирование по заданному образцу. Автором разработки является Ф. Фребель [10]. Разработка основана на принципе подражания конструктивной деятельности. Основная суть заключается в постановке задачи детям повторить предложенный образец конструкции с демонстрацией процесса моделирования. Как правило, здесь выделяют несколько видов работы: полноценная репродукция, работа по рисунку и репродукция с использованием частичной замены. Особенность конструирования по образцу заключается в том, что этот тип может быть решением задачи перехода детей к самостоятельной творческой деятельности.
  2. Конструирование по целостной модели. Данная разработка сформирована А.Н. Миреновой [7]. Принципом работы здесь является постановка задачи без демонстрации ее решения. Данный тип представляет собой деятельность с опорой на воображение и критическое мышление ребенка. В качестве образцовой модели выступает уже готовая конструкция, процесс сборки и детализация которой скрыты от ребенка и которую ребенок должен собрать из подручного материала.
  3. Конструирование по заданным условиям. Автор разработки – Н.Н. Поддьяков [9]. Базовым принципом работы является проблемность - выполнение задачи по поставленным условиям без демонстративного образца. Суть сводится к тому, что ребенок должен выполнить задание конструктивного характера на основе заданных требований и условий, формирующих качественные и практические признаки продукта (смоделировать мост для поезда).
  4. Конструирование по заданной теме. Идея заключается в организации конструирования по определенной теме, в рамках которой ребенок самостоятельно проводит выбор будущего продукта и процесс его создания.

Как можно заметить, приведенные типы организации конструирования различаются не только по принципам выполнения работы, но и по принципам реализации творческого потенциала ребенка: если в конструировании по образцу творческий аспект почти не реализуется, отдавая место развитию навыков работы с материалом, то конструирование по теме – работа, полностью основана на творческом подходе ребенка к решению проблемы. Однако во всех случаях отведено место формированию творческого потенциала ребенка. Как правило, это реализуется за счет следующих особенностей работы ребенка:

  1. Оригинальность, креативность в процессе выполнения задачи.
  2. Гибкость мышления при решении творческой задачи.
  3. Скорость мышления в области решения творческой задачи.
  4. Оформление завершенности выполненной задачи.

Как правило, в работе с детьми разного возраста применяются те или иные приемы работы, основанные на учете возрастных особенностей детей. Так, в группе раннего возраста возможна реализация таких приемов, как приклеивание (закрепление частей на основе, соединение готовых частей) или сминание. Работа в младшей возрастной группе подразумевает приемы заклеивания, склеивания, сложения, примазывания. В средней группе добавляются такие приемы, как сжимание, скручивание, разворачивание. Старшая возрастная группа подразумевает усложнение приемов – прокалывание, пришивание, закручивание, обматывание.

Несмотря на относительную простоту применения конструирования, довольно часто воспитателями допускаются ошибки в осуществлении деятельности. Как правило, сюда можно отнести:

  1. Нечеткая формулировка поставленной творческой задачи.
  2. Отсутствие полного контроля творческой деятельности дошкольников.
  3. Опущение этапа анализа будущей деятельности.

В свою очередь, приведенные ошибки воспитателя в организации могут привести к следующим результатам:

  1. Ребенок не сможет правильно сформировать будущий продукт деятельности.
  2. У ребенка будет отсутствовать четкость творческого замысла.
  3. Ребенок не сможет спланировать собственную деятельность.
  4. Проявление излишних форм активности – замедление или, наоборот, – поспешность в выполнении.
  5. Ребенок не сможет проанализировать поставленную задачу и способы ее решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта – художественного произведения, картины, механического прибора. Одним из способов развития творческого потенциала дошкольника является реализация конструирования.

Каждая из рассмотренных в статье форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали наши многолетние исследования, при определенных условиях. К ним относятся: наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.); обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Текст статьи
  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2016. – 320 с. - ISBN: 5-7695-0888-4. - Текст: непосредственный.
  2. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с. - ISBN: 5-691-01277-0. - Текст: непосредственный.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – М.: Союз, 1977. – 93 с. - Текст: непосредственный.
  4. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. – Москва, 1986. – 65 с.
  5. Левин, С.А. Воспитание творчества / С.А, Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 53 с. - ISBN: отсутствует. - Текст: непосредственный.
  6. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб: Питер, 2016. - 232 с. - ISBN: 5-9268-0437-X. - Текст: непосредственный.
  7. Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми. - Москва, 2013. –96 с. ISBN: 978-5-9949-2395-5. – Текст: непосредственный.
  8. Платонов, К.С. Проблемы способностей / К.С. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 312 с. - Текст: непосредственный.
  9. Поддьяков, Н. Н. Исследовательское поведение. – Москва, 2015. – 112 с. - ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный.
  10. Применение «Даров Ф.Фребеля» при конструировании в средней группе в соответствии с ФГОС. – 2020. – URL: https://baksheeva-dmdou72.edumsko.ru/articles/post/1715580 (дата обращения: 18.02.2022). - Текст: электронный.
  11. Теплов, Б. М. Психология способностей / Б.М. Теплов. – Москва, 2015. – 355 с. – ISBN: 5-02-006277-4. - Текст: непосредственный.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля