Автор(-ы):
Шептуховская Татьяна Владимировна
Кулакова Татьяна Николаевна
Радюкова Ирина Александровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье описывается опыт работы педагогов, в котором делается акцент на развитии элементов стратегического мышления дошкольников в условиях совместного конструирования.
Текст статьи
Конструирование относится к уникальным видам деятельности, стоит на стыке между познавательным и художественно-эстетическим развитием ребенка дошкольного возраста. Этим объясняется интерес к нему со стороны исследователей, методистов и практиков дошкольного образования.
Благодаря становлению конструктивных навыков формируются мостики от наглядно-действенного способа освоения мира и мышления к аналитико-синтетическому восприятию, наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Это изменяет всю картину мира и способствует формированию знаково-символической функции сознания. По-новому начинает играть радуга эмоций и чувств, потому что они становятся опосредованными культурным знаком, с одной стороны, и уверенностью в себе как в человеке, который способен самостоятельно познавать и исследовать мир – с другой.
У ребенка, овладевающего конструктивной деятельностью, формируется представление о себе как о творце, как о том, кто способен себя изменить, преобразовать к лучшему. Формируется надежда на то, что сумеешь быть нужным и значимым не только сейчас, во время освоения этой деятельности, но и потом, когда вырастешь. Поэтому очень важно, чтобы первый совместный опыт конструирования был интересным и радостным для ребенка и опирался на любовь, точнее, на любование данным процессом со стороны взрослых и сверстников.
Цель деятельности в данном направлении: развитие и формирование элементов стратегического мышления детей старшего дошкольного возраста на основе опыта совместного конструирования.
Под стратегическим мышлением при этом понимаются способности:
Стратегиальный подход предполагает формирование у детей умений анализировать условия и средства для конструирования, образцы конструкций и подбирать или разрабатывать стратегию осуществления конструктивной деятельности (стратегию аналогизирования, комбинирования, с включением поисковых или творческих действий). Благодаря этому во время конструирования закладываются основы стратегического мышления дошкольников.
Задачи:
В процессе обучения конструированию в детском саду воспитанники овладевают следующими видами конструктивной деятельности.
Конструирование по подражанию, по показу и по образцу основывается на подражании действиям взрослого и постепенном освоении приемов совместной деятельности:
Уже на этапе освоения основных способов конструирования возможна постановка задач на развитие элементов стратегического мышления. Так, детям можно предложить что-то изменить в своих постройках и посмотреть, к какому результату это приведет (например, «нужно изменить так, чтобы крепость превратилась в порт»). При этом обычно используется конструирование по объемному образцу. Такое задание доступно детям старшего дошкольного возраста.
Конструирование с натуры и по представлениям предполагает, что у ребенка есть как опыт обобщения своих наблюдений о действительности, так и способы воплощения собственных представлений в конструктивной деятельности. Педагог при этом может ограничить круг представлений дошкольников определенной темой, которая связана со словарем, временем года, годовым циклом праздников.
Выход за пределы такого ограничения и стратегиальность деятельности могут быть связаны с:
Способы деятельности дошкольников обогащаются за счет приемов творческого конструирования: изъятия лишнего, добавления, пространственного изменения образца. При этом дети должны иметь опыт совместной творческой деятельности с взрослым, который покажет, как нужно рассуждать, организовывать поисковую активность, отбирать эффективные способы действия, ориентируясь на результат – оригинальность и выразительность конструктивного образа.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам является более сложным видом деятельности и доступно детям старшего дошкольного возраста. Это вариант конструирования по графическому образцу.
При этом мы обучаем детей:
Для развития стратегического мышления детям предлагаем конструктивную задачу, но без описания приемов и способов ее решения.
Конструирование по замыслу опирается на умения детей обобщать представления о конструируемом объекте, комбинировать способы и приемы конструирования, искать новые способы в условиях индивидуальной и совместной деятельности. Такое конструирование может быть как художественным, так и техническим.
Для технического конструирования характерно создание различных конструкций с составлением и апробацией проектов (графических изображений, макетов и т.п.) в ходе обсуждения вариантов и проработки способов крепления деталей, изготовления образцов, с исследованием их соответствия техническому заданию. Здесь ребенок или группа детей мыслят как ученые-испытатели, изобретатели.
Если эти виды конструирования осуществляются в условиях совместной деятельности, важно, чтобы ребенок и его партнеры умели договариваться о цели, этапах и средствах совместной деятельности, об оценке ее результатов.
Для художественного конструирования в качестве условия может выступать выполнение задания на основе метафоры: например, нужно сконструировать «смеющийся тапок», «пикирующую ворону», «танцующий дом» и т.д. Это требует включения творческого мышления и воображения, а также использования комбинаторных стратегий конструктивной деятельности.
Список литературы
Поделиться
Шептуховская Т. В., Кулакова Т. Н., Радюкова И. А. Развитие стратегического мышления у старших дошкольников посредством конструирования // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/4106-razvitie-strategicheskogo-mishleniya-u-starsh