Конструирование относится к уникальным видам деятельности, стоит на стыке между познавательным и художественно-эстетическим развитием ребенка дошкольного возраста. Этим объясняется интерес к нему со стороны исследователей, методистов и практиков дошкольного образования.
Благодаря становлению конструктивных навыков формируются мостики от наглядно-действенного способа освоения мира и мышления к аналитико-синтетическому восприятию, наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Это изменяет всю картину мира и способствует формированию знаково-символической функции сознания. По-новому начинает играть радуга эмоций и чувств, потому что они становятся опосредованными культурным знаком, с одной стороны, и уверенностью в себе как в человеке, который способен самостоятельно познавать и исследовать мир – с другой.
У ребенка, овладевающего конструктивной деятельностью, формируется представление о себе как о творце, как о том, кто способен себя изменить, преобразовать к лучшему. Формируется надежда на то, что сумеешь быть нужным и значимым не только сейчас, во время освоения этой деятельности, но и потом, когда вырастешь. Поэтому очень важно, чтобы первый совместный опыт конструирования был интересным и радостным для ребенка и опирался на любовь, точнее, на любование данным процессом со стороны взрослых и сверстников.
Цель деятельности в данном направлении: развитие и формирование элементов стратегического мышления детей старшего дошкольного возраста на основе опыта совместного конструирования.
Под стратегическим мышлением при этом понимаются способности:
- анализировать ситуацию и образцы конструирования;
- формулировать цель (через результат) деятельности;
- обобщать задачи деятельности и осуществлять выбор между приемами конструирования, оценивать их эффективность;
- делать прогноз результатов индивидуальной и совместной деятельности на основе обобщения опыта;
- действовать по аналогии и комбинировать тактики деятельности в условиях групповой работы;
- принимать решения в процессе конструирования и анализировать их эффективность.
Стратегиальный подход предполагает формирование у детей умений анализировать условия и средства для конструирования, образцы конструкций и подбирать или разрабатывать стратегию осуществления конструктивной деятельности (стратегию аналогизирования, комбинирования, с включением поисковых или творческих действий). Благодаря этому во время конструирования закладываются основы стратегического мышления дошкольников.
Задачи:
- Создание психолого-педагогические условий для разнообразных видов конструктивной деятельности старших дошкольников на основе стратегиального подхода.
- Реализация технологии обучения дошкольников конструированию на основе понимания педагогом стратегиальной природы детского конструирования
- Обучение детей дошкольного возраста приемам конструирования из синельной проволоки и шариков в процессе развития стратегического мышления воспитанников.
В процессе обучения конструированию в детском саду воспитанники овладевают следующими видами конструктивной деятельности.
Конструирование по подражанию, по показу и по образцу основывается на подражании действиям взрослого и постепенном освоении приемов совместной деятельности:
- совместные действия («рука в руке», «рука за рукой») на этапе игр со сборно-разборными игрушками и совместного конструирования;
- действия по подражанию: действия по конструированию (по сути являются предметно-практической деятельностью) воспроизводятся параллельно, сопряженно;
- совместное конструирование по показу действий и способов деятельности (вслед за действием взрослого);
- конструирование по образцу вслед за конструктивными действиями взрослого, и ориентируясь на его результат - конструкцию или постройку.
Уже на этапе освоения основных способов конструирования возможна постановка задач на развитие элементов стратегического мышления. Так, детям можно предложить что-то изменить в своих постройках и посмотреть, к какому результату это приведет (например, «нужно изменить так, чтобы крепость превратилась в порт»). При этом обычно используется конструирование по объемному образцу. Такое задание доступно детям старшего дошкольного возраста.
Конструирование с натуры и по представлениям предполагает, что у ребенка есть как опыт обобщения своих наблюдений о действительности, так и способы воплощения собственных представлений в конструктивной деятельности. Педагог при этом может ограничить круг представлений дошкольников определенной темой, которая связана со словарем, временем года, годовым циклом праздников.
Выход за пределы такого ограничения и стратегиальность деятельности могут быть связаны с:
- введением проблемных заданий («Как сделать так, чтобы у всех получились неодинаковые, разные овощи?»);
- использованием метода действий по аналогии («Я напомню вам, с помощью каких приемов можно сконструировать мост. Выбирайте тот прием, который больше всего подходит под ваши условия, и подумайте, что в нем можно изменить, чтобы улучшить конструкцию»);
- использование метода сюжетного конструирования и др.
Способы деятельности дошкольников обогащаются за счет приемов творческого конструирования: изъятия лишнего, добавления, пространственного изменения образца. При этом дети должны иметь опыт совместной творческой деятельности с взрослым, который покажет, как нужно рассуждать, организовывать поисковую активность, отбирать эффективные способы действия, ориентируясь на результат – оригинальность и выразительность конструктивного образа.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам является более сложным видом деятельности и доступно детям старшего дошкольного возраста. Это вариант конструирования по графическому образцу.
При этом мы обучаем детей:
- анализировать образец, конструкцию;
- строить схему, описывающую этапы конструирования;
- воспроизводить конструкцию по имеющейся схеме, чертежу.
Для развития стратегического мышления детям предлагаем конструктивную задачу, но без описания приемов и способов ее решения.
Конструирование по замыслу опирается на умения детей обобщать представления о конструируемом объекте, комбинировать способы и приемы конструирования, искать новые способы в условиях индивидуальной и совместной деятельности. Такое конструирование может быть как художественным, так и техническим.
Для технического конструирования характерно создание различных конструкций с составлением и апробацией проектов (графических изображений, макетов и т.п.) в ходе обсуждения вариантов и проработки способов крепления деталей, изготовления образцов, с исследованием их соответствия техническому заданию. Здесь ребенок или группа детей мыслят как ученые-испытатели, изобретатели.
Если эти виды конструирования осуществляются в условиях совместной деятельности, важно, чтобы ребенок и его партнеры умели договариваться о цели, этапах и средствах совместной деятельности, об оценке ее результатов.
Для художественного конструирования в качестве условия может выступать выполнение задания на основе метафоры: например, нужно сконструировать «смеющийся тапок», «пикирующую ворону», «танцующий дом» и т.д. Это требует включения творческого мышления и воображения, а также использования комбинаторных стратегий конструктивной деятельности.