Развитие стратегического мышления у старших дошкольников посредством конструирования

В статье описывается опыт работы педагогов, в котором делается акцент на развитии элементов стратегического мышления дошкольников в условиях совместного конструирования.

Аннотация статьи
конструирование
виды конструктивной деятельности
развитие элементов стратегического мышления
обучение приемам конструирования с синельной проволокой
игры-занятия
творческие мастерские
Ключевые слова

Конструирование относится к уникальным видам деятельности, стоит на стыке между познавательным и художественно-эстетическим развитием ребенка дошкольного возраста. Этим объясняется интерес к нему со стороны исследователей, методистов и практиков дошкольного образования.

Благодаря становлению конструктивных навыков формируются мостики от наглядно-действенного способа освоения мира и мышления к аналитико-синтетическому восприятию, наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Это изменяет всю картину мира и способствует формированию знаково-символической функции сознания. По-новому начинает играть радуга эмоций и чувств, потому что они становятся опосредованными культурным знаком, с одной стороны, и уверенностью в себе как в человеке, который способен самостоятельно познавать и исследовать мир – с другой.

У ребенка, овладевающего конструктивной деятельностью, формируется представление о себе как о творце, как о том, кто способен себя изменить, преобразовать к лучшему. Формируется надежда на то, что сумеешь быть нужным и значимым не только сейчас, во время освоения этой деятельности, но и потом, когда вырастешь. Поэтому очень важно, чтобы первый совместный опыт конструирования был интересным и радостным для ребенка и опирался на любовь, точнее, на любование данным процессом со стороны взрослых и сверстников.

Цель деятельности в данном направлении: развитие и формирование элементов стратегического мышления детей старшего дошкольного возраста на основе опыта совместного конструирования.

Под стратегическим мышлением при этом понимаются способности:

  • анализировать ситуацию и образцы конструирования;
  • формулировать цель (через результат) деятельности;
  • обобщать задачи деятельности и осуществлять выбор между приемами конструирования, оценивать их эффективность;
  • делать прогноз результатов индивидуальной и совместной деятельности на основе обобщения опыта;
  • действовать по аналогии и комбинировать тактики деятельности в условиях групповой работы;
  • принимать решения в процессе конструирования и анализировать их эффективность.

Стратегиальный подход предполагает формирование у детей умений анализировать условия и средства для конструирования, образцы конструкций и подбирать или разрабатывать стратегию осуществления конструктивной деятельности (стратегию аналогизирования, комбинирования, с включением поисковых или творческих действий). Благодаря этому во время конструирования закладываются основы стратегического мышления дошкольников.

Задачи:

  1. Создание психолого-педагогические условий для разнообразных видов конструктивной деятельности старших дошкольников на основе стратегиального подхода.
  2. Реализация технологии обучения дошкольников конструированию на основе понимания педагогом стратегиальной природы детского конструирования
  3. Обучение детей дошкольного возраста приемам конструирования из синельной проволоки и шариков в процессе развития стратегического мышления воспитанников.

В процессе обучения конструированию в детском саду воспитанники овладевают следующими видами конструктивной деятельности.

Конструирование по подражанию, по показу и по образцу основывается на подражании действиям взрослого и постепенном освоении приемов совместной деятельности:

  • совместные действия («рука в руке», «рука за рукой») на этапе игр со сборно-разборными игрушками и совместного конструирования;
  • действия по подражанию: действия по конструированию (по сути являются предметно-практической деятельностью) воспроизводятся параллельно, сопряженно;
  • совместное конструирование по показу действий и способов деятельности (вслед за действием взрослого);
  • конструирование по образцу вслед за конструктивными действиями взрослого, и ориентируясь на его результат - конструкцию или постройку.

Уже на этапе освоения основных способов конструирования возможна постановка задач на развитие элементов стратегического мышления. Так, детям можно предложить что-то изменить в своих постройках и посмотреть, к какому результату это приведет (например, «нужно изменить так, чтобы крепость превратилась в порт»). При этом обычно используется конструирование по объемному образцу. Такое задание доступно детям старшего дошкольного возраста.

Конструирование с натуры и по представлениям предполагает, что у ребенка есть как опыт обобщения своих наблюдений о действительности, так и способы воплощения собственных представлений в конструктивной деятельности. Педагог при этом может ограничить круг представлений дошкольников определенной темой, которая связана со словарем, временем года, годовым циклом праздников.

Выход за пределы такого ограничения и стратегиальность деятельности могут быть связаны с:

  • введением проблемных заданий («Как сделать так, чтобы у всех получились неодинаковые, разные овощи?»);
  • использованием метода действий по аналогии («Я напомню вам, с помощью каких приемов можно сконструировать мост. Выбирайте тот прием, который больше всего подходит под ваши условия, и подумайте, что в нем можно изменить, чтобы улучшить конструкцию»);
  • использование метода сюжетного конструирования и др.

Способы деятельности дошкольников обогащаются за счет приемов творческого конструирования: изъятия лишнего, добавления, пространственного изменения образца. При этом дети должны иметь опыт совместной творческой деятельности с взрослым, который покажет, как нужно рассуждать, организовывать поисковую активность, отбирать эффективные способы действия, ориентируясь на результат – оригинальность и выразительность конструктивного образа.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам является более сложным видом деятельности и доступно детям старшего дошкольного возраста. Это вариант конструирования по графическому образцу.

При этом мы обучаем детей:

  • анализировать образец, конструкцию;
  • строить схему, описывающую этапы конструирования;
  • воспроизводить конструкцию по имеющейся схеме, чертежу.

Для развития стратегического мышления детям предлагаем конструктивную задачу, но без описания приемов и способов ее решения.

Конструирование по замыслу опирается на умения детей обобщать представления о конструируемом объекте, комбинировать способы и приемы конструирования, искать новые способы в условиях индивидуальной и совместной деятельности. Такое конструирование может быть как художественным, так и техническим.

Для технического конструирования характерно создание различных конструкций с составлением и апробацией проектов (графических изображений, макетов и т.п.) в ходе обсуждения вариантов и проработки способов крепления деталей, изготовления образцов, с исследованием их соответствия техническому заданию. Здесь ребенок или группа детей мыслят как ученые-испытатели, изобретатели.

Если эти виды конструирования осуществляются в условиях совместной деятельности, важно, чтобы ребенок и его партнеры умели договариваться о цели, этапах и средствах совместной деятельности, об оценке ее результатов.

Для художественного конструирования в качестве условия может выступать выполнение задания на основе метафоры: например, нужно сконструировать «смеющийся тапок», «пикирующую ворону», «танцующий дом» и т.д. Это требует включения творческого мышления и воображения, а также использования комбинаторных стратегий конструктивной деятельности.

Текст статьи
  1. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
  2. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А. Парамонова. М.: Просвещение, 1981.
  3. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  4. Моляко В.А. Психология конструктивного замысла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психол.). Л., 1966.
  5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. М., 1961.
  6. Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2002.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября