Организация работы по формированию системы развития декоративно-прикладного творчества дошкольников

Организация работы по формированию системы развития декоративно-прикладного творчества дошкольников

В статье декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества. Анализируя литературные источники по данному вопросу, можно сделать ряд сообщений.

Аннотация статьи
дошкольное образование
декоративно-прикладное творчество
Ключевые слова

В психологии, творчество – должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские работы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но необходимо уяснить, что «детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». И в своём художественном творчестве ребёнок «открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».

В монографии «художественное творчество и ребёнок под редакцией Н.А. Ветлугиной, представлены результаты исследований проблемы детского художественного образа.

В исследованиях удалось выявить показатели детского творчества, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции

1 группа показателей – характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности;

2 группа – показатели качества способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий;

3 группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе:

1 этап – возникновение идеи замысла;

2 этап – вынашивание замысла;

3 этап – реализация замысла, в процессе которого идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы;

4 этап – появление художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости – в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Исследование путей формирования детского творчества дало возможность определить 3 этапа:

1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).

Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно – прикладной деятельности.

Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.

Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинный эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, рисовании, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающаяся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки и умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что все дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы и т.п. Благоприятствует развитию детского творчества:

– побуждение детей путём постановки интересных, разнообразных творческих заданий;

– учёт индивидуальных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;

– варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности;

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности, т.е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством.

Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребёнка и тем самым способствует развитию в нём творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

Этапы развития детского творчества

Косминская В.Б., Васильева Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка.

Однако, как считает Григорьева Г.Г., развивается, развертывается замысел не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.

Второй этап творчества – вынашивание замысла у маленького ребенка чаще всего отсутствует. Он еще не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с третьим этапом творчества – с исполнением, реализацией замысла. Поэтому в творческой деятельности детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок, поделку не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием

Ребенок старшего дошкольного возраста способен оценить получившийся результат (рисунок, поделку,) и доработать его четвертый этап творческого процесса.

Парамонова Л.А. подчеркивает: в декоративно – прикладном творчестве выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, изобразительная деятельность и т.п.

Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.

Таким образом, для развития декоративно – прикладного творчества необходимо: формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в орнаментах узоров. Декоративно – прикладное искусство в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказках) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Так же необходимо умение оперировать образами в пространстве и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы

Текст статьи
  1. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 183 с.
  2. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 371 с.
  3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 278 с.
  4. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 186 с.
  5. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека – М., 1991 – с. 17.
  6. Полозова, Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 362 с.
  7. Потапова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 173 с.
  8. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Творческая педагогика, 1993.
  9. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – изд. Академия, 2008.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября