Главная
АИ #19 (98)
Статьи журнала АИ #19 (98)
Сравнение налоговых систем развитых и развивающихся стран: взаимосвязь развитост...

Сравнение налоговых систем развитых и развивающихся стран: взаимосвязь развитости экономики с характеристиками налоговой системы

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

налоговая система
налоги
доходы бюджета
справедливость
эффективность

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются налоговые системы развитых (США, Франции, Австралии, Великобритании) и развивающихся стран (Китая, Индии, Чили, Бразилии, Египта). Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между развитостью экономики и характеристиками налоговой системы. Результаты исследования показали, что в развитых странах налоговые системы более справедливы, гибки и прозрачны, а в развивающихся странах – более нейтральны, при этом во всех этих государствах есть проблема отсутствия организационной простоты. Соответственно, налоговые системы США, Франции, Австралии и Великобритании более развиты, то есть развитость налоговой системы является следствием развитости экономики государства.

Текст статьи

На протяжении многих десятилетий ведутся дискуссии на тему эффективности и справедливости налоговых сборов. Анархо-капиталисты (М. Ротбард, Д. Фридман) считают налоговую систему «грабежом» со стороны государства, в то время как ряд экономистов (А. Лаффер, В.А. Федосов) доказывают её важность для экономики. Так или иначе, сейчас налоги – неотъемлемый инструмент государства, а актуальным является исследование взаимосвязи между развитостью экономики и налоговой системы.

Под характеристиками налоговой системы в данной работе будем подразумевать 5 критериев оценки, выделенных американским экономистом Дж. Стиглицом: равенство обязательств (по горизонтали и вертикали), экономическую нейтральность, гибкость, организационную простоту и прозрачность [1]. Соответственно, чем больше критериев выполняется, тем более развитой можно считать налоговую систему. С помощью этих критериев оценки будут проанализированы налоговые системы 4 развитых стран (США, Франции, Австралии, Великобритании) и 5 развивающихся (Китая, Индии, Чили, Бразилии, Египта).

По рейтингу стран The Economist Intelligence Unit (2020) развитые страны имеют более высокий индекс демократии, чем большинство развивающихся [3]. Так, в США он равен 7.96, во Франции – 8.12, в Австралии – 9.09, в Великобритании – 8.52, в то время как в Китае – 2.26, в Индии – 6.90, в Чили – 8.08, в Бразилии – 6.86, в Египте – 3.06. Среди развивающихся стран выделяется Чили, но в остальных государствах уровень демократии значительно ниже, чем в развитых странах.

Одним из принципов демократии является гласность. Соответственно, налогоплательщики в демократических странах должны понимать, как устроены их налоговые обязательства, и контролировать использование собранных средств (критерий прозрачности). Для этого большинство налоговых поступлений в бюджете должны быть от прямых (прозрачны, т.к. взимаются напрямую с объекта налогообложения) и маркированных (собираются на конкретную цель) налогов. Действительно, в демократических развитых странах критерий прозрачности соблюдается. В США, Австралии и Великобритании наибольшую долю занимают поступления от прямых налогов, а доля маркированных налогов равна 23,7% [2], 4,9% [6] и 20,1% [7] соответственно. Во Франции прямые налоги составляют чуть менее половины налоговых поступлений (42,7%), но здесь большая доля маркированных налогов (32,7%) [7]. Среди развивающихся стран критерий прозрачности соблюдается в Чили и Бразилии, хотя их налоговые системы менее прозрачны, чем в развитых государствах. Поступления от прямых налогов в этих странах немного превышают поступления от косвенных, а маркированные налоги составляют 7,2% в Чили и 38,5% в Бразилии [8]. В остальных развивающихся государствах (Китае, Индии, Египте) большинство поступлений составляют косвенные налоги (56%, 53% и 66% соответственно), а маркированные занимают там небольшую долю (2%, 17% и 1% соответственно) [9, 4, 10].

Ещё одной важной составляющей демократии является стремление к социальной справедливости, которая достигается с помощью прогрессивного налогообложения (сокращение неравенства) и прямых налогов (косвенные налоги регрессивны, т.к. одна и та же сумма налога имеет разную долю в величине доходов бедных и богатых). Так, в развитых странах поступления от прогрессивных налогов составляют значительную долю в доходах бюджета, а большая часть налогов является прямыми. В США доля прогрессивных налогов – 56,9%, а прямых – 83% [2], во Франции – 40,3% и 42,7% соответственно [7], в Австралии – 47,2% и 67,7% [6], в Великобритании – 55% и 67% [7]. Значит, налоговые системы развитых стран можно назвать справедливыми, т.к. в них выполняется критерий равенства по вертикали (богатые платят больше налогов, чем бедные) и по горизонтали (с граждан в одинаковом положении взимается одинаковый налог). Для сравнения рассмотрим долю прогрессивных и прямых налогов в доходах бюджетов развивающихся стран. В Китае эти значения равны 21% и 44% соответственно [9], в Индии – 29% и 47% [10], в Египте – 9% и 34% [4], т.е. поступления от прогрессивных налогов занимают небольшую долю в бюджете и большинство налогов – косвенные. Хотя в этих странах соблюдается равенство по горизонтали, их налоговые системы нельзя назвать справедливыми из-за нарушения равенства по вертикали. В Чили и Бразилии доля прогрессивных налогов в доходах бюджета тоже небольшая (20,1% и 16,5% соответственно), однако там большинство налоговых поступлений приходят от прямых налогов (54% – в Чили, 50,3% – в Бразилии) [8]. Следовательно, налоговые системы этих стран можно считать справедливыми, хотя в меньшей степени, чем в развитых странах.

Критерий нейтральности, напротив, чаще всего выполняется в развивающихся странах. Чем больше косвенных налогов в государстве, тем более нейтральна его налоговая система, т.к. прогрессивные и прямые налоги искажают поведение индивидов. Поскольку критерий нейтральности противоречит критерию справедливости, в развитых странах он не соблюдается из-за большой доли прогрессивных и прямых налогов. Среди развивающихся стран нейтральными можно назвать налоговые системы Китая, Индии и Египта, где косвенные налоги занимают более половины налоговых поступлений, а доля прогрессивных налогов небольшая. В Чили и Бразилии критерий нейтральности не соблюдается, т.к. большинство налогов – прямые, однако их системы более нейтральны по сравнению с развитыми странами.

Для сравнения гибкости (способности реагировать на макроэкономические изменения) налоговых систем, рассмотрим доли прогрессивных налогов и НДС/налогов с продаж (встроенных стабилизаторов) в доходах бюджетов.

Таблица

Доля прогрессивных налогов и НДС/налогов с продаж в доходах бюджетов

Страна

Доля прогрессивных налогов в доходах бюджета, %

Доля НДС/налогов с продаж в доходах бюджета, %

США

56,9

16,9

Франция

40,3

15,3

Австралия

47,2

14,0

Великобритания

55,0

33,0

Китай

21,0

42,6

Индия

29,0

27,0

Чили

20,1

18,0

Бразилия

16,5

28,9

Египет

9,0

26,0

Можно сделать вывод, что налоговые системы у развитых стран более гибкие. Хотя в большинстве развитых стран (кроме Великобритании) поступления от НДС/налогов с продаж меньше, чем в развивающихся, большую долю занимают прогрессивные налоги, реагирующие на изменения в экономике сильнее, чем НДС. Налоговые системы Китая и Индии являются относительно гибкими, в то время как в остальных развивающихся странах доли прогрессивных налогов и НДС/налогов с продаж в бюджете небольшие, т.е. критерий гибкости не соблюдается.

Наконец, проанализируем налоговые системы с точки зрения организационной простоты. Данный критерий не соблюдается ни в одном из выделенных государств, т.к. граждане как развитых, так и развивающихся стран сталкиваются с трудностями при подаче деклараций, оплате налоговых счетов, что вынуждает их обращаться за услугами консультантов, увеличивает издержки сбора налогов. Однако исходя из рейтинга легкости уплаты налогов PwC, в развитых странах, как правило, требуется меньше времени на уплату налогов, чем в развивающихся [5]. Так, в США на это уходит 175 ч/год, во Франции – 139 ч/год, в Австралии – 105 ч/год, в Великобритании – 114 ч/год, а в Китае ежегодно требуется 138 ч, в Индии – 252 ч, в Чили – 296 ч, в Бразилии – 1501 ч, в Египте – 370 ч. Скорее всего, такая разница связана с тем, что в развитых странах удается упростить систему с помощью информационных технологий.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить сходства и различия налоговых систем развитых и развивающихся государств. Налоговые системы в развитых странах являются более справедливыми, гибкими и прозрачными, т.е. в них соблюдаются 3 критерия из 5. В развивающихся странах налоговые системы более нейтральны из-за большой доли косвенных налогов в доходах бюджета, однако в них выполняются лишь 1–2 критерия. При этом налоговые системы всех государств не обладают организационной простотой, хотя в развитых странах эта проблема менее выражена. Соответственно, развитость налоговой системы является следствием развитости экономики государства. Одной из предпосылок этого является более высокий уровень демократии в большинстве развитых стран, который приводит к ориентации на выстраивание справедливой и прозрачной налоговой системы.

Список литературы

  1. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Издательство МГУ и ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  2. Budget of the United States Government // U.S. Government Publishing Office. URL: https://www.govinfo.gov/app/collection/budget/2020 (дата обращения: 11.05.2022).
  3. Democracy Index 2020 // Economist Intelligence Unit. URL: https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2020/ (дата обращения: 10.05.2022).
  4. Details of Public Revenues – Egypt // OECD.Stat. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REVEGY (дата обращения: 12.05.2022).
  5. Paying Taxes 2020: overall ranking and data tables // PWC. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/tax/publications/paying-taxes-2020/overall-ranking-and-data-tables.html (дата обращения: 10.05.2022).
  6. Revenue // Parliament of Australia. URL: https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/rp/BudgetReview201920/RevenueOverview (дата обращения: 11.05.2022).
  7. Revenue Statistics 2021: The Initial Impact of COVID-19 on OECD Tax Revenues // OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/taxation/revenue-statistics-2021_6e87f932-en (дата обращения: 11.05.2022).
  8. Revenue Statistics in Latin America and the Caribbean 2022 // OECD. URL: https://www.oecd.org/tax/revenue-statistics-in-latin-america-and-the-caribbean-24104736.htm (дата обращения: 12.05.2022).
  9. State Taxation Administration Annual Report (2020) // State Taxation Administration of the People's Republic of China. URL: http://www.chinatax.gov.cn/chinatax//n810219/n810744/c102031/c5169812/5169812/files/c987d834bdb947f59cb6da6f2ab51a6c.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
  10. Tax Revenue. Receipt Budget, 2019-2020 // Government of India. URL: https://www.indiabudget.gov.in/budget2019-20/receipt_budget.php (дата обращения: 12.05.2022).

Поделиться

3002

Глазунова В. В. Сравнение налоговых систем развитых и развивающихся стран: взаимосвязь развитости экономики с характеристиками налоговой системы // Актуальные исследования. 2022. №19 (98). С. 109-112. URL: https://apni.ru/article/4111-sravnenie-nalogovikh-sistem-razvitikh-i-razv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября