Главная
Конференции
Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры
Использование элементов методики М. Монтессори в работе педагогов дома ребёнка

Использование элементов методики М. Монтессори в работе педагогов дома ребёнка

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
Монтессори-педагогика
воспитание

Аннотация статьи

Статья посвящена освещению опыта применения отдельных элементов методики М. Монтессори в работе педагогов дома ребёнка.

Текст статьи

Специализированный областной Дом ребенка проводит работу по социальной психолого-педагогической адаптации и реабилитации детей с нарушением или особенностями интеллекта и поражением ЦНС. В то же время потенциальные возможности наших детей гораздо больше, нежели принято считать. И для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен, конечно, особый инструментарий, новый методический подход.

В ходе размышлений и наблюдений наши педагоги остановились на системе Монтессори. Показалось обидным недоразумением, что наши дети, которые более, чем обычные дошкольники нуждаются в насыщенной сенсомоторной среде, могут быть лишены этого уникального, детально проработанного метода, особенно важного для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими серьезные отклонения в психическом, физическом, социальном развитии.

Педагогика Марии Монтессори помогает им максимально развить свои умения и навыки. В её научном и практическом педагогическом наследии мы находим положительный опыт обучения и развития ребенка с отклонениями. Опыт показал, что применение технологии М. Монтессори, как нельзя лучше позволяет учитывать особенности психофизиологического развития наших детей.

М. Монтессори заключила, что с помощью педагогических приёмов и методов можно побудить человека с недоразвитым интеллектом двигаться вперёд, развиваться. Положительные результаты работы она объясняла тщательным подбором дидактического материала. «Ребенок, поработавший с нашими сенсорными материалами, начинает не только лучше владеть руками, но оказывается и более восприимчивым к стимулам, поступающим к нему из внешнего мира. В равной степени и внешний мир становится для него богаче, поскольку он может замечать те тонкие различия, существование которых незаметно для менее восприимчивого человека» [2, с. 202].

Применение идеи педагогической системы М. Монтессори в образовательном процессе детей с недостатками развития дает ощутимый педагогический эффект и открывает новые возможности совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. Методические подходы Монтессори-педагогики могут служить значительным продвижением воспитанников, становлению независимого, умеющего постоять за себя, свою деятельность и поведение, социально адаптированного человека.

Для нашей работы с воспитанниками Дома ребёнка мы выбрали систему итальянского врача, психолога, педагога М. Монтессори. Наибольшим достижением Монтессори была разработка методики для развития элементарных бытовых навыков у детей с ограниченными физическими и умственными способностями, которые она успешно воплотила в жизнь, работая директором подобного детского сада.

Эта программа развития детей выбрана нами неслучайно: методика Монтессори одна из немногих систем воспитания, охватывающая все стороны личности ребёнка. Она затрагивает и эмоциональное развитие ребенка, и речевое, и интеллектуальное. Эта система глубоко гуманна, так как опирается на физиологическое и психологическое развитие детей, учитывает их возрастные особенности, что особенно важно в дошкольном возрасте.

Мы уверены в том, что каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность, со своим планом и способом развитие познания окружающего мира. На этом строится педагогика Монтессори. Что дает ребенку любого возраста занятия в условиях Монтессори-педагогики?

  • Внутреннюю мотивацию к развитию и обучению.
  • Способность принимать решения и действовать самостоятельно.
  • Умение совершать выбор, основываясь на собственных потребностях.
  • Способность концентрироваться на выполняемой работе.
  • Уверенность в собственных силах.
  • Позитивную самооценку.

Для того чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно и стремились саморазвитию, в Доме ребенка создана среда, отвечающая психологическим потребностям наших воспитанников.

Для нас, педагогов Дома ребёнка, важно обеспечить каждому воспитаннику ощущение максимальной безопасности.

Рассмотрим более детально, какие особенности Монтессори-педагогики способствуют этому.

  • Создание поддержания порядка.
  • Отсутствие навязывания совместной деятельности и партнерства.
  • Нет временных ограничений.
  • Нет необходимости предъявить результат. Ребенок получает удовольствие от познания окружающего мира, от освоения новых возможностей, от открытий, которые он совершает каждый день.
  • Нет оценок. Ребёнок учится во младенчестве не потому, что кто-то за это похвалит, или это ему пригодится в будущем, а потому, что у ребёнка есть для этого возможности, и это ему доставляет удовольствие. Для ребёнка реальным результатом работы с материалом «стирка белья» будут не чистые салфетки, а навык наливать и выливать воду, выжимать и стирать, видеть, где мокро и как это можно вытереть, а также способность ставить задачу, видеть цель и доводить намеченное до конца.
  • Доступность всего материала. Все материалы выполняют терапевтические функции. Ребёнку не нужно спрашивать или предпринимать дополнительных усилий, чтобы его достать. Для детей этого возраста это чрезвычайно важно, потому что не вынуждает его просить, спрашивать разрешения, что само по себе снижает тревожность и не провоцируют отказа от деятельности.

В педагогической системе Монтессори разработана целостная система упражнений для детей 2,5-3 лет, направленная на развитие навыков, которые необходимы ребёнку в быту или, как говорила сама М. Монтессори, в практической жизни.

Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Казалось бы, что сложного в том, чтобы научить малыша завязывать шнурки или чистить зубы? Однако очень часто неожиданно выясняется, что взрослый не только затрудняется объяснить детям механизм этих привычных ежедневных операций, но и сами совершают их неправильно, не упорядоченно.

Так, материалы для общих подготовительных упражнений – это всё, что связано с переливанием, пересыпанием, складыванием, ношением предметов. А также открыванием, закрыванием, завинчиванием. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов.

Для малыша же очень важно, чтобы все эти действия имели строгий порядок, строгую последовательность, были ритуализированы и подчинялись некоему ритму. Тогда они станут основой его жизни, воспитывающей культуру быта, самодисциплину и уверенность в себе.

Хочется подчеркнуть, что педагогика Монтессори – это система развития ребёнка, а не система воспитания. Точнее называть её системой саморазвития. В этом и заложено её главное отличие от других систем.

Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребёнка, в которой он уже движется сам. Ребёнок не может сам для себя создать развивающую среду, он ещё очень маленький, а взрослый может это делать.

Только взрослый может показать ребёнку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребёнку, как нужно обращаться с расчёской или с зубной щёткой? Вся эта развивающая среда для нас, взрослых, кажется немного упрощённой: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребёнка это целый космос. Ребёнок постепенно познаёт мир.

Вместе с тем, основной идеей педагогики Монтессори является не ускорение развития детей, а внимательное наблюдение за процессом развития, чтобы вовремя предложить ребёнку то, что ему в конкретный момент будет наиболее интересно и легко усвоить. Монтессори-материалы представляют собой не случайную подборку разных вещей, а тщательно подобранные серии предметов, сформированные в результате наблюдения за тем, что помогает развивать отдельные способности и навыки детей. Серии подобраны таким образом, чтобы ребёнок, трогая, разглядывая и сравнивая их, мог максимально развивать своё восприятие.

Для наиболее эффективного развития ребёнка, по мнению М. Монтессори, необходимо, чтобы работа с новыми и уже знакомыми материалами проходила в спокойной обстановке – это пробуждает у ребёнка желание узнавать новое, изучать мир вокруг себя. Для активного развития, ребёнка не надо подгонять, наказывать или поощрять – достаточно вовремя предлагать ему интересные для него в данный момент объекты изучения.

Итак, образовательная методика Монтессори позволяет корректировать познавательные функции, сенсорные возможности, обеспечивая ребёнку разносторонние развития, опираясь на более сохранённые стороны психической деятельности.

Список литературы

  1. Монтессори, М. Дети – другие / М. Монтессори. – Дом «Карапуз», 2004. – 336 c. – Текст: непосредственный.
  2. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. – 2-ое издание - Спб: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011. – 320 c.

Поделиться

1339

Бессонова И. В., Захарова М. П., Аносова О. Б., Сибилёва Н. В., Прокопенко Л. Г. Использование элементов методики М. Монтессори в работе педагогов дома ребёнка // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 54-57. URL: https://apni.ru/article/4113-ispolzovanie-elementov-metodiki-m-montessori

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября