Среди зримых последствий начала спецоперации РФ и начавшегося противостояния России и Запада эксперты называют “новую логику мировых экономических отношений”, “обновляемую мировую финансовую систему”, “иное отношение к принципам абсолютной защиты священного права частной собственности”. Предполагается, что ныне «возможен валютно-финансовый кризис в некоторых странах или сообществах стран, связанный с подрывом устойчивости ряда национальных валют, галопирующей инфляцией и разрушением легальной системы защиты частной собственности» [5]. И отказ от доллара и евро как от основных мировых резервов не выглядит такой уж фантастической перспективой.
События вокруг спецоперации породили “усилия по сокращению зависимости от российских энергоносителей, включая поэтапный отказ от угля и нефти», увеличили риски нормирования энергопотребления [2]. Достаточно прогнозируем возможный крах «зелёной повестки» европейцев и связанной с ней пафосной риторики. Как справедливо отмечают эксперты, “климатическая политика ряда государств в последние годы – это демонстративное пренебрежение международными соглашениями в природоохранной сфере (в том числе Киотским и Парижским)”. Как полагают эксперты, усилится энергетический кризис в государствах, которые ввели санкции по поставкам российских энергоносителей [3], продолжится дальнейший рост цен на ископаемое топливо, а в целом – замедлится развитие цифровой экономики в мире [1].
Известно, что G7 призывала КНР не помогать России в обходе санкций, не оправдывать её действия и не оказывать ей военную помощь. В ряду причинно-следственных цепочек – вторичные санкции против государств-членов СНГ. Есть угроза втягивания союзников РФ в изоляцию от мировых цепочек добавленной стоимости, международного разделения труда, увеличения в указанных странах безработицы и даже экономического хаоса.
События в центре Европы способны спровоцировать и провоцируют тотальные сдвиги в миграционной сфере. Происходит наплыв беженцев, который питает волну насильственной преступности. В этих условиях необходимо, как считают в руководстве РФ, “создание единой современной информационной системы миграционного учёта”. Попутно отметим и необходимость системы правовых преференций и иных форм поддержки для релокантов.
Конфликт еще больше обнажил опасности наемничества (современных ландскнехтов, soldiers of fortune, на которых не распространяются Женевские конвенции). Известно, что наёмничество – явление с исторической точки зрения не новое; но оно, и это надо помнить, приводило и приводит к утрате государствами своей самостоятельности и даже последующей гибели этих государственных образований. Как считают эксперты, возникнут новые региональные военные конфликты в тех местах, где ситуация не находит мирного разрешения на протяжении многих лет либо игнорируются существенные интересы крупных международных игроков. Прогнозируются новые эпидемии, вызванные отказом от честного международного сотрудничества в санитарно-эпидемиологической сфере или прямыми фактами использования биологического оружия.
Ход спецоперации усугубил возможности раскола в Европейском Союзе (за счет особой позиции Венгрии, Хорватии, других государств). Эксперты прогнозируют образование новых международных альянсов стран, основанных “на прагматических, а не идеологических англосаксонских критериях”.
Как известно, первоначальный единый культурный код общения народов Европы [4] основан на христианской вере, на нем в определенной степени покоился и фундамент Евросоюза. Между тем, задолго до спецоперации на европейском материке происходила “катастрофическая девальвация и очевидное поругание традиционных христианских ценностей (в частности, новейшем семейном законодательстве)”. Спецоперация, в свою очередь, создала возможности раскола среди иерархов различных ветвей христианства. В этом ряду – санкции против религиозных деятелей.
Страны СНГ не могут не беспокоить вероятностью прямого и открытого конфликта НАТО с Россией, риск его перехода такого конфликта в полноценную ядерную войну, общая катастрофичность подобных сценариев, возможности расширения Североатлантического альянса за счет новых членов (Швеции, Финляндии и др.). Как пишет Д.А.Медведев, “естественно, границы придётся укреплять. Серьёзно усилить группировку сухопутных сил и ПВО, развернуть существенные военно-морские силы в акватории Финского залива. В таком случае ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет...”.
Сегодня налицо возросшая потребность в изучении опыта ряда выдающихся политических деятелей прошлого, сумевших эффективно находить компромиссы в условиях конфликтов (Ф.Рузвельта, В.Брандта, Г.Шмидта, Ш.де Голля, др.).
Существуют серьезные риски деградации традиционной системы международного права. Многие эксперты говорят о видимом «коллапсе» всех крупнейших международных институтов (включая, прежде всего, ООН), кризисе «вестернизированных концепций международных отношений типа «порядка, основанного на правилах»», «упадке деятельности международных структур, которые не смогли доказать свою эффективность в ходе урегулирования ситуации на Украине» (таких, например, как Совет Европы), «тотальном пренебрежении международными стандартами». Разумеется, это грозит разрушением международного порядка и крайне тяжёлыми последствиями для всей совокупности международных отношений.
Предполагается, что наступит полноценный международный продовольственный кризис с перспективой голода в отдельных государствах. Экспертами предсказывается опасность параллельного импорта (когда можно купить всё что хочешь, но мимо официальных дистрибьюторов; когда прибыль идёт мимо головных компаний, а цены при этом для покупателей куда ниже).
В настоящих условиях для связанных с РФ тесными узами стран СНГ крайне необходима переориентация науки и технологий на решении неотложных задач гражданской промышленности.