Мультипликационная сказка как действенное средство развития монологической речи старших дошкольников

В данной статье раскрывается значение мультипликационной сказки в развитии монологической речи старших дошкольников. Рассматривается авторское понятие мультипликационной сказки, возможности старших дошкольников в создании мультфильмов на основе сказки. Также подробно рассмотрены этапы создания мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста, которые включают обучение детей разным видам монологических высказываний; разные приемы работы со сказкой; особенности включения мультипликации в образовательный процесс в детском саду.

Аннотация статьи
мультипликационная сказка
мультипликация
творческое развитие
старший дошкольный возраст
монологическая речь
сказка
Ключевые слова

Во все времена огромным спросом среди детской аудитории пользовалась потребность во впечатлениях, ярких эмоциях, так как эмоционально-окрашенные события надолго остаются в памяти ребенка, позволяют справляться с возникающими трудностями, а также являются отличным средством развития и воспитания подрастающей личности. В настоящее время запросам детей в получении эмоций отвечают мультфильмы. Они позволяют детям окунуться в мир волшебства и радости, учат дошкольников бороться со стрессом, возникающим в реальной жизни, а также позволяют снять эмоциональное напряжение ребенка.

Учитывая эту особенность, в соответствии с ФГОС ДО была разработана парциальная модульная программа дошкольного образования «STEM-образование», направленная на развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности, вовлечение в научно-техническое творчество [6, 7], одним из компонентов которой является создание детьми собственных проектов средствами мультипликации. Именно этой идеей мы воодушевились, совместив два, на наш взгляд, действенных средства развития монологической речи старших дошкольников – мультфильм и сказку. Трактовка термина «мультипликационная сказка» не нашла отражения в научной литературе, поэтому мы рассматриваем мультипликационную сказку как действенный способ обучения ребенка за счет подачи информации в интересной и доступной форме, включающий съемку отдельных рисунков или фигур, которые выбираются и изготавливаются детьми в разной технике в соответствии с сюжетом сказки, придуманной как самими дошкольниками, так и авторскими, а также подразумевающий непосредственное участие детей в её реализации.

Очень важно, чтобы ребенок в процессе взаимодействия мог ясно и точно выразить свою позицию, мысли и чувства и, что немаловажно, в понятной для других людей форме. Все эти умения являются основой для успешного складывания монолога ребенка. Характерными особенностями монологической речи является то, что это речь одного человека. Развитие монологической речи включает в себя следующие аспекты: умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; умение отбирать необходимый речевой материал для рассказывания; умение располагать речевой материал в определенной последовательности; умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; умение строить речь произвольно; умение отбирать содержание для рассказа и использовать способы связи предложения. Так же монолог имеет свою классификацию в зависимости от функций или назначения: описание, повествование, рассуждение [1].

На основе анализа трудов А.А. Гусаковой, Г. Голдмана, И. Иванова-Вано, которые выделяли этапы создания мультипликации с детьми дошкольного возраста, мы отразили своё виденье на этот процесс, который предполагает наличие и реализацию семи этапов. Однако, на наш взгляд, необходимо отразить еще один, вспомогательный этап, который заключается в подготовке детей и дальнейшей мотивации их на предстоящую деятельность.

Подготовительный этап – беседа с детьми, демонстрация наглядных пособий, видеоматериалов по созданию собственных мультфильмов, с опорой на опыт деятелей искусства, а также реальный опыт дошкольников.

В процессе реализации данного этапа свое развитие получают все виды монолога: описание, повествование и рассуждение. Описание раскрывается в ответах на вопросы, подразумевающие отражение характеристик персонажей, их роли и т.д. Повествование – это и есть ответы ребенка на вопросы взрослого, так как этот вид подразумевает представление собственного опыта, без опоры на какой-либо материал. Рассуждение раскрывается в развернутости ответов и, при необходимости, аргументирования своей точки зрения.

Приемом работы со сказкой на данном этапе служит анализ сказок. Он может быть использован педагогом в образовательной деятельности в совокупности с демонстрацией наглядного материала, например, мультфильма, созданного самим педагогом. Монолог на данном этапе получает свое развитие за счет предоставления детям права оценить работу взрослого, тем самым налагая на детей определенную ответственность, как в поведении, так и при составлении собственной речи. Благодаря анализу дети активизируют основные виды монологических высказываний: описание, повествование и рассуждение, то есть они описывают сцены из мультфильма, высказывают по этому поводу свое мнение и презентуют его окружающим.

Далее перейдем к рассмотрению первого этапа – придумывание замысла. На данном этапе дети с педагогом продумывают концепцию мультфильма, для чего и с какой целью он будет преподноситься зрителю, а также выбирают технику, в которой будут его снимать. Стоит отметить, что замысел будущего мультфильма не предполагает составление только самостоятельного рассказа, он может сниматься по мотивам известных детям произведений, которые они пересказывают другим для лучшего понимания сюжета. Описание будет прослеживаться таким образом, что дети, предлагая ту или иную идею для мультфильма, опираются в своих суждениях на описание сюжета, героев, действий в сказке. Педагог играет очень важную роль в организации данного взаимодействия, т.к. он должен задавать наводящие вопросы и быть компетентным в содержательной составляющей мультфильмов современных дошкольников. Повествование является вспомогательным к описанию, так как по мере своего рассказа дети описывают ситуации из любимых мультфильмов и повествуют группе свои впечатления от увиденного, возможно, подкрепляя интерес других. Рассуждение будет раскрываться в процессе ответов ребенка на вопросы других детей и педагога, а также в процессе группового обсуждения на предмет выбора сюжета предстоящего мультфильма и техники мультипликации.

Для привлечения интереса детей к созданию мультипликации, на данном этапе взрослый может использовать такой прием работы со сказкой, как совместная словесная импровизация, целью которого является обучение детей умению продолжать предложения воспитателя, дополняя описания эмоционального состояния героев сказки в проблемных ситуациях. Монолог будет развиваться за счет умения ребенка пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами, которые ставит перед ним педагог [1, 2, 4].

Второй этап подразумевает придумывание героев и сочинение с педагогом сказки. Здесь также является важным выслушать каждого ребенка и понять характерные черты его героя, сюжета или конкретного действия, поддерживая ребенка в собственных рассуждениях посредством задавания вопросов, которые способствуют отражению главных качеств и характеристик персонажа или действия, а также их назначения в предстоящей сказке.

На данном этапе мы можем использовать такие приемы работы со сказкой, как сочинение и рассказывание сказок, которые будут служить эффективному совершенствованию монолога детей. В процессе сочинения сказки ребенком мы можем проследить его умение прослеживать и отбирать содержание для общего сюжета, составлять рассказ с опорой на предыдущего рассказчика, а также использовать различные способы связи предложений. При рассказывании получившейся сказки, взрослый может проследить умение каждого ребенка пересказать свой отрывок, выстраивать пересказ с опорой на отрывки сюжета, рассказанные другими детьми, а также умение быть гибким в построении собственной речи.

Представленные выше приемы работы со сказкой способствуют совершенствованию видов монологической речи. С помощью таких приемов описание и рассуждение получают свое развитие в процессе сочинения собственной сказки, так как ребенок учится выстраивать речевой материал в определенной последовательности, непрерывности, имеет смысловую законченность, а также опору на жизненный опыт дошкольника, повествование раскрывается в рассказывании получившихся отрывков в сюжете. Необходимо отметить, что огромную роль играет выбор сюжета сказки, то есть сказка может быть написана детьми или известными дошкольникам авторами. При выборе одного из видов, структура создания мультфильма будет разной. В случае самостоятельного написания сюжета необходимо рассказать детям о структуре сказки, то есть завязке, моменте кульминации и развязке. Дети должны предельно четко понимать, что построение сюжета имеет определенную логику, что характеризует монолог. В процессе написания сказки педагогу важно обладать умением управлять процессом взаимодействия для того, чтобы в коллективе не возникали споры и разногласия. Даже если мы предоставляем полную свободу действий дошкольникам, педагогу все же необходимо уметь направить ребенка в выстраивании собственной речи, предлагая использовать такие средства монолога, как связность высказывания, плавность, логичность, законченность, а также проследить развитие монолога каждого ребенка. В случае выбора уже готового сюжета, педагогу также необходимо обратить внимание детей на структурные компоненты сказки, донести главную мысль автора для того, чтобы дети могли спокойно ориентироваться в информационном потоке и описать, при необходимости, содержание каждого компонента в тексте [2, 3].

Третий этап – подготовка к съемке, изготовление персонажей. Этот этап подразумевает волю фантазии и желаний ребенка. Однако, стоит отметить, что педагог должен наделить каждого ребенка определенной ролью в реализации мультипликационной сказки, это позволит детям ощутить собственную значимость в группе, относиться к данному процессу ответственно.

Отличным подспорьем на данном этапе служит интеграция двух приемов–сказочная имидж-терапия и игра-импровизация, которые позволяют детям использовать весь свой творческий потенциал. Монолог в такой деятельности является главным источником организации игрового и сюжетного взаимодействия, так как ребенок должен действовать в соответствии с ролью, выстраивать свою речь плавно, последовательно, не нарушая ход сюжета, но также должен уметь выйти из сложившихся непредвиденных ситуаций, используя дополнительные средства выразительности–мимику, жесты, благодаря которым сюжет не прервется, а будет доведен до логической завершенности.

Важным является то, что ограничивать ребенка в его изобразительном творчестве не стоит, наоборот это возможность активно включить монолог в действие. Необходимо задавать вопросы по готовому персонажу ребенка, попросить рассказать о его личностных качествах, описать его внешний вид, технику исполнения и т.д. Также, в процессе изготовления данного персонажа можно просить ребенка проговаривать слова данного героя, в соответствии с сюжетом сказки. Все это будет служить активному развитию монолога ребенка, образности языка, интонационной выразительности.

Четвертый этап. Создание фона и декораций, их установка на площадке для съемки. В ходе этого процесса необходимо выслушать мнение детей по поводу организации места съемки, её проведении, попросить ребенка описать место проведения съемки, атрибуты, повествуя об этом другим детям, аргументируя свои предложения, отстаивая свою позицию, что является характерной чертой такого вида монолога, как рассуждение. Педагог также может наделить детей ролью, в соответствии с которой они могут действовать, а также предложить детям поразмышлять о том, кем они могут быть в данном процессе, например, режиссер, монтажер и т.д. На наш взгляд, такое сюжетно-ролевое взаимодействие позволит придать процессу создания мультипликационной сказки особую значимость для детей, тем самым способствуя осознанному развитию монолога, анализу не только собственных действий и высказываний, но и других людей. Помощником в подобном взаимодействии может выступать такой прием работы со сказкой, как игра-импровизация в комплексе с драматизацией сказок. Благодаря использованию таких приемов, дети научаются импровизировать, уметь находить пути решения проблемных ситуаций, посредством быстрого отбора речевого материала, коммуникативной направленности, но при этом, действуя в соответствии с выбранной ребенком ролью [2, 4, 5].

Пятый этап один из самых значительных – съемка мультфильма. Дети занимаются перестановкой персонажей и декораций в соответствии с сюжетом. На данном этапе прослеживается умение детей действовать в соответствии с сюжетом, сюжетная линия, развивается диалог и монолог детей, умение работать в команде. Этап является продолжением предыдущего, детям предлагаются роли, в соответствии с которыми они продолжают действовать, могут ими поменяться. Многократное повторение сюжета и речевого взаимодействия позволит дошкольникам выбрать наиболее подходящий для себя стиль рассказывания (интонация, выразительность, последовательность изложения, возможно, использование невербальных средств).

Данный этап демонстрирует эффективность использования различных приемов работы со сказкой в деятельности детей. Педагог прослеживает возможные изменения в построении собственной речи детей, сформированности умений импровизировать, отбирать речевой материал, действовать в соответствии с сюжетом, логикой, добавляя что-то новое и интересное, отражая, тем самым, индивидуальность каждого ребенка.

Шестой этап. Монтаж мультфильма на компьютере. Данным этапом занимается педагог, так как только он может грамотно и точно выстроить последовательность сюжета, а также успешно смонтировать получившийся мультфильм, при этом дети могут наблюдать за технически сложным процессом, высказывая свое мнение о получившейся работе. Педагог может задавать вопросы рефлексивного характера, обращая каждого к полученному опыту, а также позволяя детям восстановить цепочку совместных действий.

Последний этап – озвучивание ролей, различных звуков, и вставка их в смонтированный мультфильм. Данный этап очень важен для детей, ведь именно на нем полно активизируется их речь. На основе построения взаимодействия между детьми в предыдущих этапах речь дошкольников является полной, образной, не вызывает у них чувство дискомфорта. Монолог проявляется во всей своей развернутости: дети выстраивают свою речь в соответствии с ролью, владеют различными языковыми средствами, а также могут вставлять собственные элементы импровизации в речь, которые отражают их индивидуальность [2, 3, 4].

По итогам проделанной работы педагог демонстрирует детям получившийся мультфильм и проводит рефлексию. Содержание данного процесса реализуется в следующих вопросах: «Расскажи, понравилось ли тебе то, что получилось? Почему?»; «Расскажи, как проходил процесс создания мультипликационной сказки? Что именно тебе запомнилось больше всего?»; «Хочешь ли ты еще раз поучаствовать в съемках мультфильма?» и другие. Основываясь на ответах детей, педагог прослеживает их включенность в данный процесс, заинтересованность и дальнейшую перспективу организации подобной деятельности, выявляет результативность работы по развитию монолога у детей, уровень развития которого будет проявляться в собственных рассуждениях, языковых средствах, выразительности, образности и т.д.

Текст статьи
  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. ГусаковаА. А. Мультфильмы в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО Речь, 2000. – 310 с.
  5. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 151 с.
  6. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // ИНФОУРОК. URL: https://infourok.ru/rechevoe-razvitie-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-2153831.html (дата обращения: 08.01.2020).
  7. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В.Волосовецидр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Список литературы