научный журнал «Актуальные исследования» #20 (99), май '22

Стратегическое планирование минерально-сырьевой базы

В условиях современных реалий формирование в России системы государственного стратегического планирования имеет первостепенное значение, особенно в силу наличия противоречий рыночных регуляторов экономики. Формирование и укрепление нормативно-правовой базы системы стратегического планирования является первоочередной задачей в настоящее время. В работе проводится анализ существующих проблем государственного стратегического планирования минерально-сырьевой базой, а также предложены пути в решении данной темы исследования.

Аннотация статьи
хозяйственная деятельность
государственное регулирование
стратегическое планирование
минерально-сырьевая база
научные методологии
геологоразведочные работы
Ключевые слова

Понятие стратегического планирования – это организационная управленческая деятельность, используемая для определения приоритетов и концентрации энергии или ресурсов в целях улучшения операций. Сотрудники и другие заинтересованные стороны должны работать для достижения общих целей, устанавливать согласование предполагаемых результатов, оценивать или корректировать направление организации в соответствии с изменившейся средой. Управляемое стратегическое планирование говорит о том, куда направляется организация на данный момент или что необходимо предпринять для достижения прогресса в будущем.

Проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы является актуальной практически для всех отраслей промышленности, использующих в своей деятельности минерально-сырьевые ресурсы и продукты их переработки. Поэтому обеспечение сохранения минерально-сырьевой базы является важной государственной задачей. Главная задача на уровне государственного стратегического управления – определить стратегию развития минерально-сырьевой базы, оперативного и тактического управления в процессе недропользования. Некоторые тенденции потребления минерально-сырьевых ресурсов сохранятся в период до 2035 года.

Нефтегазовая экономика будет увеличиваться с увеличением потребностей в энергоресурсах, черных и цветных металлах (черный металл) для производства энергии, неметаллических полезных ископаемых. Некоторые полезные минералы из-за появления новых материалов или технологий могут оказаться менее востребованными. Согласно этому сохранятся и потребности в воспроизводстве минеральных ресурсов, являющихся источником сырьевых ресурсов для нужд мировой экономики. Прогноз мирового топливного баланса будет постепенно меняться. Стоимость использования нефти и угля будет постепенно уменьшаться, доля газа – расти. Доля уранового сырья останется на прежнем уровне. Выручка от возобновляемых источников энергии будет расти, но это в целом не окажет существенного влияния на мировой рынок нефти и газа. Увеличится доля извлечения углеводородов и газа из сланцевых пород, начнется разработка газогидратных залежей. В России минеральные ресурсы в недрах останутся одним из важнейших конкурентных преимуществ, определяющих роль страны на международной арене. Употребление минеральных ресурсов в формировании валового внутреннего продукта, бюджета субъектов Российской Федерации и государственных резервных фондов сохранит важное значение. В то же время, несмотря на снижение доли экспорта нефти и природного газа в доходах страны значение минерального сырья для России не уменьшится. Наращивание внутреннего потребления топливно-энергетических и других видов минерального сырья будет происходить с ростом уровня жизни и промышленного производства. Появятся технологии добычи и переработки полезных ископаемых, строиться элементы инфраструктуры.

В России будут созданы новые отрасли промышленности. Реализация перехода экономики России на новый технологический уклад будет осуществляться за счет продукции и инфраструктуры горнодобывающей промышленности, особенно в малонаселенных регионах страны. Северный морской путь будет способствовать освоению минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации. В условиях ограниченности запасов минеральных ресурсов, которые находятся на территории суши, могут быть созданы новые направления поисков и разведки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Мирового океана. На период до 2024 года прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации определены исходные условия, необходимые для формирования вариантов экономического роста.

По действию Стратегии, в базовом варианте прогноза геоэкономическая стабильность должна быть относительной стабильности и отсутствия значительных внешних рисков или шоков, а также резких колебаний на рынках энергоносителей. Этот сценарий предполагает, что рост энергоэффективности, производства энергии из возобновляемых источников и использования новых материалов будет происходить умеренными темпами.

Цены на твердые полезные ископаемые будут расти преимущественно за счет таких отраслей, как строительство сельского хозяйства или производство автомобилей с дизельным двигателем. В настоящее время в России существует только один сектор - оборонно-промышленный комплекс. Прогноз добычи твердых полезных ископаемых на период до 2024 года имеет положительный характер. Реальный экономический потенциал России будет развиваться по оптимальному сценарию преодоления рисков и угроз с учетом решения задач национальной безопасности.

По этой причине модель экономического роста предполагает ускорение темпов развития промышленности в основном за счет несырьевых отраслей. Вопрос планирования экономического развития России и регионов является актуальной проблемой, поскольку каждый регион имеет свои особенности, обусловленные социально-экономическими, географическими или этническими различиями. Так что и научный интерес к этому вопросу не случаен: необходимо детально изучить все возможные варианты планирования, а также рассмотреть особенности каждого региона отдельно. Процесс планирования стратегии развития России и регионов не имеет организационной поддержки. Кроме того, необходимо создать систему планирования и прогнозирования силами российских специалистов. Они должны сотрудничать с федеральными органами власти (органами власти субъектов РФ) в той мере, чтобы использовать успешный опыт крупных компаний России. Поэтому нужно провести организационную работу на всех этапах публичной власти. На следующей ступени будет реализовано принятое в прошлом Федеральное законодательство о стратегическом планировании. Стоит обратить особое внимание на разработку и внедрение методологии проектного управления, которая будет полезна для всей системы планирования экономики региона.

Как для наиболее эффективной разработки стратегии экономики России, так и регионов необходимо тщательно проработать стратегию экономического развития. Для того чтобы использовать опыт других регионов, уже успешно прошедших этап планирования, крупнейших консультационных фирм и разработок ученых по этой проблеме. Однако часто смена органов исполнительной и законодательной власти в порядке переизбрания может привести к потере действующих механизмов управления, планирования и контроля над социально-экономическими процессами и утрате преемственности. Наиболее эффективное правоприменение при стратегическом планировании возможно только с помощью руководства опытных руководителей, обладающих знаниями в области государственного управления и управление проектами. Они обладают навыками организации бизнес-процессов и взаимодействия между составляющими существующей структуры. В области планирования и воспроизведения минерально-сырьевой базы на долгосрочную перспективу решение проблем в сфере планирования и воспроизведения минерально-сырьевой базы - формирование экономически обоснованного баланса между необходимым потреблением, экспортом или вынужденным импортом минерального сырья. Этот баланс может быть разным для каждого полезного ископаемого в зависимости от уровня рыночного спроса, количества высокорентабельных запасов полезных ископаемых на рынке или возможных технических ограничений добычи. Основные цели и задачи развития минерально-сырьевой базы: обеспечение стабильной добычи, переработки и использования минеральных ресурсов для социально-экономического развития России. Достижение этой стратегически важной задачи осуществляется путем увеличения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ всех стадий, повышения качества прогнозирования и поиска новых месторождений. В то же время повышение эффективности освоения известных месторождений с помощью внедрения современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечение полезных ископаемых.

В рамках реализации Стратегии планируется решение следующих задач:

  • Повышение геологического изучения территории России и ее континентального шельфа на основе проведения региональных, прогнозно-минералогических исследований в объеме, необходимом для формирования «поискового запаса»;
  • Для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров необходимо развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации, включая Дальневосточный федеральный округ, Северокавказский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Байкальский;
  • Определение месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нестандартных геолого-промышленный типов в перспективной России и на ее континентальном шельфе;
  • Осуществление эффективного использования созданных месторождений полезных ископаемых путем вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых;
  • Создание условий для освоения техногенных ресурсов с целью извлечение ценных компонентов из горной породы или попутные промышленные воды;
  • Охрана подземных вод. Сокращение отрицательного воздействия освоенных залежей на окружающую среду;
  • Увеличение привлекательности геологической отрасли и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы;
  • Качественно улучшить систему информационного обеспечения добычи и мониторинга минерально-сырьевой базы Российской Федерации путем развития информационных технологий, в том числе за счет внедрения автоматизированных систем управления геологией и недропользованием, систем обработки информации о месторождении. Обработка результатов геологического анализа;
  • Предоставление доступа к геологическим данным для пользования;
  • Создание передовых технологий геологоразведочных работ, замещение иностранного оборудования и услуг российскими, не уступающими зарубежным аналогам, за счет объединения усилий образовательных организаций высшего образования, отраслевых государственных бюджетных учреждений и компаний-недропользователей в области подготовки специалистов по геологии.

На основании сказанного можно сформулировать, что принятие нормативного правового регулирования стратегического планирования внесёт существенные изменения и упорядочит процесс создания прогнозов, принятия и контроля документов в рамках государственного целеполагания и прогнозирования. Повышение качества взаимодействия между гражданскими и административными отношениями, а также повышение рейтинга доверия может быть особенно актуально в рамках построения демократического общества.

Существующие методы и процедуры разработки региональных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы не полностью соответствуют требованиям программы целевого планирования, а используемые методы преимущественно формальные. При этом, была определена необходимость усовершенствования методов разработки и реализации региональных целевых программ по развитию минеральных ресурсов в рамках рыночной экономики. Однако, остались ряд вопросов организационного характера, которые должно быть реализованы в процессе дальнейшей деятельности публичной власти.

Текст статьи
  1. Дубровский Н.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. Автор-сост. И.В. Зенькова. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 367 с.
  2. Сорокина А.В. Становление и развитие стратегического планирования и прогнозирования в РФ. – 2017. – № 5. – С. 29-31.
  3. Шаникова И.В. Современные проблемы прогнозирования экономического развития России // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 288-290.
  4. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка, ИНФРА-М, Москва, 2018.
  5. Евстрахин В.А. Минерально-сырьевые проблемы мира: динамика, прогноз, реальности // Экономика минерального сырья и геологоразведочных работ. - М., ВИЭМС, 2020.
  6. Абдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140.
  7. Брыкалов, С. М. Особенности развития стратегического планирования на предприятиях России // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2019. – С. 128-130.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля