Главная
Конференции
Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры
Анализ эффективности техник когнитивно-поведенческой терапии как средства формир...

Анализ эффективности техник когнитивно-поведенческой терапии как средства формирования толерантности к неопределенности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

толерантность к неопределенности
интолерантность
статистически значимые различия
формирующий эксперимент

Аннотация статьи

В статье приведено описание результатов формирующего эксперимента по оценке анализа эффективности техник когнитивно-поведенческой терапии как фактора становления компонентов толерантности к неопределенности (ТН). Приведены и проанализированы данные диагностического исследования и статистической обработки результатов с помощью Т-критерия Вилкоксона по трем методикам изучения ТН. Сделаны выводы о наличии позитивной изменчивости составляющих изучаемого личностного свойства.

Текст статьи

В рамках проведения научно-исследовательской работы по теме «Формирование толерантности к неопределенности методом когнитивно-поведенческой терапии» нами был организован и проведен формирующий эксперимент. Цель экспериментального исследования: выявить эффективность применения техник когнитивно-поведенческой терапии в развитии компонентов «толерантности к неопределенности».

Объект исследования: совокупность качеств, составляющих суть толерантности к неопределенности (на констатирующем и контрольном этапе эксперимента). Предмет исследования: динамика показателей толерантности к неопределенности у испытуемых в условиях формирующего эксперимента (согласно используемым методикам).

Выборку испытуемых составили – женщины возрастной группы от 24 до 33 лет, в количестве 10 человек. Методы исследования:

  1. Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (MSTAT-I) c шестью показателями данного теоретического конструкта.
  2. Шкала толерантности к неопределенности Баднера (IAS) c показателями: интолерантность к неопределенности; толерантность к неопределенности.
  3. Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой (НТН).

Нами была проведена диагностика компонентов ТН на констатирующем и контрольном этапе эксперимента для выявления значимых различий и характера динамики изучаемых критериев. Для сравнения показателей до и после эксперимента между собой был использован Т-критерий Вилкоксона.

По первой методике «Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (MSTAT-I)» были получены данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (MSTAT-I)

Название шкалы

Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента»

Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Общий показатель ТН

82.7

94.4

0

0.005**

Отношение к новизне

10.5

12.5

0

0.004**

Отношение к сложным задачам

28.3

29.6

0

0.006**

Отношение к неопределенным ситуациям

31.1

35.3

0

0.004**

Предпочтение неопределенности

41.3

42.2

0

0.014*

Принятие/избегание неопределенности

41.5

48.3

0

0.005**

* - p<0,05
** - p<0,01
*** - p<0,001

Во-первых, стоит отметить, что до проведения эксперимента, в группе преобладали низкие значения большинства показателей. После проведения коррекционных мероприятий с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии выявлены различия по шкале «Общий показатель ТН» между показателями группы «до эксперимента» и «после эксперимента» (U=0, p<0,01). Среднее значение в группе «до эксперимента» (X=82.7) меньше среднего значения «после эксперимента» (X=94.4). Этот факт свидетельствует, что выявлен высокий уровень статистической значимости различий по данному критерию. У испытуемых произошло развитие в сторону «среднего уровня» ТН, с характерным для него уменьшением тревожности в ситуациях неопределённости, противоречивости жизненного контекста; повышением жизнестойкости.

Статистически значимые различия выявлены по шкале «Отношение к новизне» (U=0, p<0,01). Показатель до эксперимента имеет среднее значение - 10.5, это меньше среднего значения показателя после эксперимента, равного 12.5. Такой сдвиг также подчеркивает положительную изменчивость в способности открыто, непредвзято относиться к переменам, видеть в них ресурсное пространство для саморазвития и новые перспективы.

По шкале «Отношение к сложным задачам» также зафиксированы значимые различия (U=0, p<0,01), показатель данного компонента ТН значительно увеличился. Это демонстрирует нам понимание испытуемыми неоднозначности условий жизни, принятие его во всем многообразии, а также усиление субъектной позиции в готовности «следовать непроторёнными путями» в достижении своих целей и отстаивании ценностей [2].

Выявлены различия по шкале «Отношение к неопределенным ситуациям» до и после эксперимента» (U=0, p<0,01), данное значение является статистически значимым (среднее значение до эксперимента: 31.1, что меньше среднего значения после эксперимента, равного 35.3). Такая динамика указывает на развитие способности брать на себя ответственность в ситуациях двусмысленности, не испытывая растерянности и дискомфорта.

Подобная динамика выявлена и по шкалам «Предпочтение неопределенности» (U=0, p<0,01) и «Принятие/избегание неопределенности» (U=0, p<0,05). Среднее значения по данным критериям выросло, что подтверждает освоение испытуемыми более продуктивных поведенческих стратегий, связанных с большей самостоятельностью, принятием новых когнитивных схем и тактик взаимодействия, гибкой, но устойчивой позиции в условиях социальных трансформаций.

По второй методике мы получили следующие данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (IAS)

Название шкалы

Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента»

Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Интолерантность к неопределенности

5.3

3.3

55

0.003**

Толерантность к неопределенности

3.0

4.9

0

0.002**

Между показателями до эксперимента после эксперимента существуют значимые различия по шкале «Интолерантность к неопределенности» (U=55, p<0,01). Первичный показатель выше, чем его значение на контрольном этапе (X1 =5.3, X2 =3.3). Высокий уровень статистической значимости различий по данному критерию свидетельствует о выраженной закономерности – снижения значения показателя «Интолерантность к неопределенности». Это указывает на тенденцию к принятию неопределенности, повышению гибкости, уменьшению проявлений ригидности и догматизма.

Согласно данным таблицы, существуют значимые различия по шкале «Толерантность к неопределенности» между значениями показателя до и после эксперимента» (U=0, p<0,01). Среднее значение первичного показателя (X=3) меньше среднего значения показателя после эксперимента» (X=4.9), что подтверждает положительный сдвиг, выраженный в преобладании у большинства испытуемых уровня «выше среднего» на контрольном этапе эксперимента.

Выявленную позитивную динамику подтверждают данные сравнения показателей с применением Т-критерия Вилкоксона по методике «Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой». Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (НТН)

Название шкалы

Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента»

Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Толерантность к неопределенности (ТН)

59.8

66.1

0

0.005**

Интолерантность к неопределенности (ИТН)

57.3

47.2

55

0.005**

Межличностная интолерантность к неопределенности (МИТН)

30.9

26.1

45

0.008**

* - p<0,05
** - p<0,01
*** - p<0,001

Согласно данным статистического сравнения значимые различия зафиксированы по всем показателям методики:

  • по шкале «Толерантность к неопределенности (ТН)» (U=0, p<0,01), при этом среднее значение первичной диагностики равно 59.8, что меньше среднего значения показателя контрольной диагностики, равного 66.1. После участия испытуемых в занятиях с применением техник когнитивно-поведенческой терапии среднее значение по данной шкале сопоставимо с показателем высокого уровня (61-84), при доминировании на первом этапе – среднего уровня. Это подтверждает развитие качеств самостоятельности, открытости новому опыту, смелому выходу за рамки ограничений в новых ситуациях жизни.
  • по шкале ИТН также выявлены различия высокого уровня статистической значимости. Однако в данном случае, в сторону снижения. (U=55, p<0,01). Первичное среднее значение ИТН равно 57.3, это больше среднего значения показателя повторной диагностики, равного 47.2.

Аналогичная динамика выявлена по сопоставлению показателей шкалы «Межличностная интолерантность к неопределенности (МИТН)» (U=45, p<0,01). Полученные фактические данные подтверждают научно доказанную закономерность, согласно которой «чем выше ТН, тем ниже ИТН и МИТН» [1] личности.

С развитием качеств ТН человек способен воспринимать совокупность многомерных стимулов, трансформируя привычные когнитивные и эмоциональные стратегии в ходе адаптации к сложившимся условиям. Снижение показателя ИТН и МИТН свидетельствует о формировании более гибкого подхода к неизвестности, становлении способов освоения трудной, сложнопрогнозируемой реальности, с опорой на совокупность ресурсов, принимая данности бытия, которые невозможно контролировать. Умеренное проявление межличностной интолерантности проявляется у испытуемых как способность проявлять терпимость к инакомыслию, стремление к диалогичности и общности в контакте с людьми, приятии сложности и неоднозначности коммуникации, относительности пользы догматичных норм взаимодействия.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование демонстрирует эффективность проведенной психокоррекционной программы с применением техник когнитивно-поведенческой терапии. По всем используемым методикам выявлена позитивная изменчивость показателей, значительно повысился общий уровень ТН, соответственно выросли значения и по его компонентам: отношение к новизне, сложным задачам, неопределенным ситуациям и т.д. В психологическом портрете испытуемых зафиксированы значимые перемены, отмечены качества, позволяющие ответственно и с большей уверенностью справляться с когнитивной и эмоциональной неопределенностью в ситуациях изменений, видеть ресурсы и новые возможности, быть открытым новому опыту, с готовностью воспринимать неизвестное, гибко и продуктивно реагируя на него и используя многовариантность в выборе поведенческих стратегий.

Список литературы

  1. Кондрашихина О. А. Диагностика толерантности к неопределенности: корреляция результатов психодиагностических измерений // ПНиО. 2015. №5 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-tolerantnosti-k-neopredelennosti-korrelyatsiya-rezultatov-psihodiagnosticheskih-izmereniy (дата обращения: 25.05.2022).
  2. Лазюк И. В. Исследование толерантности к неопределенности у студентов // Reflexio. 2020. Т. 13, № 1. С. 21–31. DOI 10.25205/2658-4506-2020-13-1-21-3.

Поделиться

1548

Кузнецов А. А. Анализ эффективности техник когнитивно-поведенческой терапии как средства формирования толерантности к неопределенности // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/4126-analiz-effektivnosti-tekhnik-kognitivno-poved

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января