В рамках проведения научно-исследовательской работы по теме «Формирование толерантности к неопределенности методом когнитивно-поведенческой терапии» нами был организован и проведен формирующий эксперимент. Цель экспериментального исследования: выявить эффективность применения техник когнитивно-поведенческой терапии в развитии компонентов «толерантности к неопределенности».
Объект исследования: совокупность качеств, составляющих суть толерантности к неопределенности (на констатирующем и контрольном этапе эксперимента). Предмет исследования: динамика показателей толерантности к неопределенности у испытуемых в условиях формирующего эксперимента (согласно используемым методикам).
Выборку испытуемых составили – женщины возрастной группы от 24 до 33 лет, в количестве 10 человек. Методы исследования:
- Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (MSTAT-I) c шестью показателями данного теоретического конструкта.
- Шкала толерантности к неопределенности Баднера (IAS) c показателями: интолерантность к неопределенности; толерантность к неопределенности.
- Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой (НТН).
Нами была проведена диагностика компонентов ТН на констатирующем и контрольном этапе эксперимента для выявления значимых различий и характера динамики изучаемых критериев. Для сравнения показателей до и после эксперимента между собой был использован Т-критерий Вилкоксона.
По первой методике «Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (MSTAT-I)» были получены данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (MSTAT-I)
Название шкалы |
Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента» |
Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
---|---|---|---|---|
Общий показатель ТН |
82.7 |
94.4 |
0 |
0.005** |
Отношение к новизне |
10.5 |
12.5 |
0 |
0.004** |
Отношение к сложным задачам |
28.3 |
29.6 |
0 |
0.006** |
Отношение к неопределенным ситуациям |
31.1 |
35.3 |
0 |
0.004** |
Предпочтение неопределенности |
41.3 |
42.2 |
0 |
0.014* |
Принятие/избегание неопределенности |
41.5 |
48.3 |
0 |
0.005** |
* - p<0,05
** - p<0,01
*** - p<0,001
Во-первых, стоит отметить, что до проведения эксперимента, в группе преобладали низкие значения большинства показателей. После проведения коррекционных мероприятий с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии выявлены различия по шкале «Общий показатель ТН» между показателями группы «до эксперимента» и «после эксперимента» (U=0, p<0,01). Среднее значение в группе «до эксперимента» (X=82.7) меньше среднего значения «после эксперимента» (X=94.4). Этот факт свидетельствует, что выявлен высокий уровень статистической значимости различий по данному критерию. У испытуемых произошло развитие в сторону «среднего уровня» ТН, с характерным для него уменьшением тревожности в ситуациях неопределённости, противоречивости жизненного контекста; повышением жизнестойкости.
Статистически значимые различия выявлены по шкале «Отношение к новизне» (U=0, p<0,01). Показатель до эксперимента имеет среднее значение - 10.5, это меньше среднего значения показателя после эксперимента, равного 12.5. Такой сдвиг также подчеркивает положительную изменчивость в способности открыто, непредвзято относиться к переменам, видеть в них ресурсное пространство для саморазвития и новые перспективы.
По шкале «Отношение к сложным задачам» также зафиксированы значимые различия (U=0, p<0,01), показатель данного компонента ТН значительно увеличился. Это демонстрирует нам понимание испытуемыми неоднозначности условий жизни, принятие его во всем многообразии, а также усиление субъектной позиции в готовности «следовать непроторёнными путями» в достижении своих целей и отстаивании ценностей [2].
Выявлены различия по шкале «Отношение к неопределенным ситуациям» до и после эксперимента» (U=0, p<0,01), данное значение является статистически значимым (среднее значение до эксперимента: 31.1, что меньше среднего значения после эксперимента, равного 35.3). Такая динамика указывает на развитие способности брать на себя ответственность в ситуациях двусмысленности, не испытывая растерянности и дискомфорта.
Подобная динамика выявлена и по шкалам «Предпочтение неопределенности» (U=0, p<0,01) и «Принятие/избегание неопределенности» (U=0, p<0,05). Среднее значения по данным критериям выросло, что подтверждает освоение испытуемыми более продуктивных поведенческих стратегий, связанных с большей самостоятельностью, принятием новых когнитивных схем и тактик взаимодействия, гибкой, но устойчивой позиции в условиях социальных трансформаций.
По второй методике мы получили следующие данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (IAS)
Название шкалы |
Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента» |
Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
---|---|---|---|---|
Интолерантность к неопределенности |
5.3 |
3.3 |
55 |
0.003** |
Толерантность к неопределенности |
3.0 |
4.9 |
0 |
0.002** |
Между показателями до эксперимента после эксперимента существуют значимые различия по шкале «Интолерантность к неопределенности» (U=55, p<0,01). Первичный показатель выше, чем его значение на контрольном этапе (X1 =5.3, X2 =3.3). Высокий уровень статистической значимости различий по данному критерию свидетельствует о выраженной закономерности – снижения значения показателя «Интолерантность к неопределенности». Это указывает на тенденцию к принятию неопределенности, повышению гибкости, уменьшению проявлений ригидности и догматизма.
Согласно данным таблицы, существуют значимые различия по шкале «Толерантность к неопределенности» между значениями показателя до и после эксперимента» (U=0, p<0,01). Среднее значение первичного показателя (X=3) меньше среднего значения показателя после эксперимента» (X=4.9), что подтверждает положительный сдвиг, выраженный в преобладании у большинства испытуемых уровня «выше среднего» на контрольном этапе эксперимента.
Выявленную позитивную динамику подтверждают данные сравнения показателей с применением Т-критерия Вилкоксона по методике «Новый опросник толерантности к неопределенности Корниловой». Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона (НТН)
Название шкалы |
Среднее значение в группе «Показатель до эксперимента» |
Среднее значение в группе «Показатель после эксперимента» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
---|---|---|---|---|
Толерантность к неопределенности (ТН) |
59.8 |
66.1 |
0 |
0.005** |
Интолерантность к неопределенности (ИТН) |
57.3 |
47.2 |
55 |
0.005** |
Межличностная интолерантность к неопределенности (МИТН) |
30.9 |
26.1 |
45 |
0.008** |
* - p<0,05
** - p<0,01
*** - p<0,001
Согласно данным статистического сравнения значимые различия зафиксированы по всем показателям методики:
- по шкале «Толерантность к неопределенности (ТН)» (U=0, p<0,01), при этом среднее значение первичной диагностики равно 59.8, что меньше среднего значения показателя контрольной диагностики, равного 66.1. После участия испытуемых в занятиях с применением техник когнитивно-поведенческой терапии среднее значение по данной шкале сопоставимо с показателем высокого уровня (61-84), при доминировании на первом этапе – среднего уровня. Это подтверждает развитие качеств самостоятельности, открытости новому опыту, смелому выходу за рамки ограничений в новых ситуациях жизни.
- по шкале ИТН также выявлены различия высокого уровня статистической значимости. Однако в данном случае, в сторону снижения. (U=55, p<0,01). Первичное среднее значение ИТН равно 57.3, это больше среднего значения показателя повторной диагностики, равного 47.2.
Аналогичная динамика выявлена по сопоставлению показателей шкалы «Межличностная интолерантность к неопределенности (МИТН)» (U=45, p<0,01). Полученные фактические данные подтверждают научно доказанную закономерность, согласно которой «чем выше ТН, тем ниже ИТН и МИТН» [1] личности.
С развитием качеств ТН человек способен воспринимать совокупность многомерных стимулов, трансформируя привычные когнитивные и эмоциональные стратегии в ходе адаптации к сложившимся условиям. Снижение показателя ИТН и МИТН свидетельствует о формировании более гибкого подхода к неизвестности, становлении способов освоения трудной, сложнопрогнозируемой реальности, с опорой на совокупность ресурсов, принимая данности бытия, которые невозможно контролировать. Умеренное проявление межличностной интолерантности проявляется у испытуемых как способность проявлять терпимость к инакомыслию, стремление к диалогичности и общности в контакте с людьми, приятии сложности и неоднозначности коммуникации, относительности пользы догматичных норм взаимодействия.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование демонстрирует эффективность проведенной психокоррекционной программы с применением техник когнитивно-поведенческой терапии. По всем используемым методикам выявлена позитивная изменчивость показателей, значительно повысился общий уровень ТН, соответственно выросли значения и по его компонентам: отношение к новизне, сложным задачам, неопределенным ситуациям и т.д. В психологическом портрете испытуемых зафиксированы значимые перемены, отмечены качества, позволяющие ответственно и с большей уверенностью справляться с когнитивной и эмоциональной неопределенностью в ситуациях изменений, видеть ресурсы и новые возможности, быть открытым новому опыту, с готовностью воспринимать неизвестное, гибко и продуктивно реагируя на него и используя многовариантность в выборе поведенческих стратегий.