научный журнал «Актуальные исследования» #20 (99), май '22

Философско-этические взгляды Закария ар Рази

В статье анализируется эпоха, когда жил великий мыслитель Абу Бакр Мухаммад Закария ар Рази. В этот период в истории народов Центральной Азии началась эпоха ренессанса, национального самосознания. Философское-этическое увлечение мыслителей привело к тому, что началось развитие других отраслей науки, таких как химия, медицина, естественные науки и другое. А также даётся анализ о том, что Рази заставил заниматься медициной. Ар Раз был хорошо знаком научной среде Европы, его книги были переведены на латынь уже в XI веке, в Европе он был знаком под названием «Гален».

Аннотация статьи
самосознание
этика
философия
шариат
ислам
медицина
Золотой век
религиозное учение
мусульманский мир
Бируни
Фараби
Закария Рази
философы-идеалисты
Мавераннахр
Бухара
Самарканд
Балх
всемирная слава
химия
Ключевые слова

Этот период является поистине золотым веком для народов Центральной Азии и всего мусульманского Востока. Все рукописные и творческие наследия, дошедшие до нас доказывают, что в этом периоде средних веков в Центральной Азии многие открытия в области науки, философии, этики и богословии создавались на арабском языке, что было результатом научного и культурного влияния арабского халифата, но после приобретения политической независимости народами Центральной Азии все научные, культурные, философские, религиозные и литературные произведения были переведены и дополнены на местный язык (таджикский и тюркские языки) [5, с. 80]. Как центров культуры Востока началось увеличиваться значения таких городов как Мавераннахр, Бухара, Самарканд, Балх, Нишапур, Герат, Рей и другие.

Это была эпоха стремления к национальному и культурному самосознанию, что проявилось в рассвете культуры, языке, осмыслении истории. Толерантность по отношению к религиям, сектам исключала дестабилизацию политической и социальной жизни на почве религиозных неравенств.

Правители Центрально Азиатских государств и их визири начали проявлять большой интерес к разным наукам, особенно философии, астрономии, медицине, алхимии, в результате эти науки получили значительное развитие. Так в этот период знаменитые учёные энциклопедисты Ираншахри, Абубакр Рази, Закария Рази, Абу Наср Фараби, Абурайхан Бируни создали произведения, которые проложили путь к новым философским школам и оказали влияние на последующее развитие философской и этической мысли в мусульманском мире и во всей Европе.

Большой интерес к философии и этике дали развитие другим наукам и областям знания, таких как химия, медицина, литература и другие. В этом периоде жизнь общества глубоко была пропитана философскими мышлениями [1, с. 560-562].

Именно в такую эпоху, в эпоху духовно-нравственного подъема жил и творил великий учёный философ, медик и химик Закария ар Рази. Популярность он приобрёл уже при жизни, его книги были переведены на другие языки. А самого ар Рази назвали Галеном Востока.

Великий ученый Востока Абубакр Мухаммад ибн Закария Рази приобрел всемирную славу как врач. Его медицинские произведения еще в XI в. были переведены на языки европейских народов и которые широко пользовались во врачебной практике. Однако некоторые характерные черты философии и этики Абубакра ар-Рази до сих пор недоступны для ученых; сохранились только отдельные оттиски его философских и этических произведений. Анализ, сравнение и изучение социальных, политических, исторических, культурных условий и предпосылок формирования мировоззрения мыслителя показывают, что ар-Рази в своей научной деятельности использовал все источники своей эпохи. Он жил в то время, когда исламская наука и цивилизация достигли своего наивысшего развития и прогресса. Великие исламские ученые перевели к этому времени тысячи научных произведений с греческого, сирийского языков, с пехлеви и санскрита сначала на арабский язык, а после на таджикско-тюркский языки, и предложили их многочисленным приверженцам философии и этики [2, с. 104-105].

Таким образом в произведениях Закария ар Рази, одного из пионеров и основоположников новой восточно-мусульманской философии, заметное место занимает философское-этическое мышление над сутью жизни, диалектикой жизни, ролью религии в жизни человека, победой добра над злом, вечностью жизни, ролью медицины в жизни человека. По мнению ар Рази, человек который занимается врачеванием, должен также быть и хорошим философом, хорошо должен разбираться в фундаментальных вопросах, касающиеся существования, бытия и т.д. В своих взглядах философ ар Рази, наравне с материей и формами бытия (время, пространство, движение), душу так же признает как древнюю и вечную субстанцию (душа является наивысшей способностью человека, и без человеческого тела не может самостоятельно существовать).

Мыслитель признает Бога как вечную субстанцию, как творца всего сущего, но не признаёт пророков. В мировоззрении ар-Рази четко прослеживается влияние таких течений, как зороастризм, эпикуреизм, манавия, мутазилизм, кадаризм, неоплатонизм, маздакизм, датуральная философия древней Греции, ашаризм и др. Другими словами, его философские, политические, социальные и этические взгляды формировались под влиянием идей мыслителей прошлого. Активно он использовал и источники своей эпохи.

При изучении философского мировоззрения Закария ар-Рази показывает, что вопрос материи и бытия в его философской системе решается в русле философов античной Греции. В учениях Закария ар-Рази о бытие мира имеет ярко выраженный материалистический характер. Вот, наверное, почему философы-идеалисты, такие как Абухатам Рази, Насир Хусрав, Кази Саъди Андалузии, Али Ибн Мухаммад Джурджани и др., были против его учения, и всячески отрицали его взгляды на счёт религии. Решение вопросов познания мира философом тоже имеет некоторые внутренние разногласия. Так мыслитель двумя важными ступенями познания мира считает разум и чувства, и здесь он материалист. Признавая же разум Божьим даром, он проявляет себя как мыслитель идеалист.

Абубакра ар-Рази можно считать истинным философом-гуманистом. Он всегда считал человека лучшим творением Бога и вопрос человеколюбия является одним из основных проблем его этики. Человека он ставит выше всего.

Анализ этических работ ар-Рази показывает, что мыслитель источник всех благородных и подлых поступков видел в противостоянии души (страсти) и разума. Все этические категории в его работах делятся на две группы: 1) положительные черты поведения и 2) отрицательные черты поведения.

Анализу этих категорий, особенно отрицательных черт человеческой души, он посвятил свой известнейший трактат «Духовная медицина».

Мыслитель, анализируя отрицательные черты людей, раскрывая их недобрые последствия, утверждал, что люди не должны следовать плохим примерам, которые случаются в каждодневной жизни, напротив, должны брать урок мудрости и действовать человеческим разумом В произведениях у Абу Бакра ар Рази этика анализируются на основе трех основных категорий: 1) разум, 2) душа 3) страсть.

Основную задачу этики ар-Рази видел в исправлении поведения страстной души при помощи приобретения знаний и воспитания. Именно таким образом, по его мнению, происходит формирование состояния разумной души, при котором страсти непокорной души начинают подчиняться разуму. В результате в человеке добрые качества становятся главенствующими.

Этическое наследие Абу Бакра-ар-Рази актуально и для наших дней. Его учение можно активно использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом.

Безусловно, мы живем в другое время в корне, отличающемся от эпохи жизни Абубакра-ар-Рази. Несмотря на это при воспитании непокорной души и его подчинение разуму, ради достижения благородных качеств людей и в наше время можно использовать способы и пути, которые показал в своем неповторимом философском учении и в своей бесподобной этике великий учёный энциклопедист Абубакр-ар-Рази.

По мнению ар Рази, человек должен быть добрым, нежным и справедливым. Аль-Рази верил, что существует тесная связь между духовной целостностью и физическим здоровье. Абубакр Закария ар Рази не стал намекать на это, душа могла бы избежать страданий из-за его страха смерти. Он просто заявляет, что это психологическое состояние нельзя избежать полностью, если только индивид убежден, что, после смерти душа будет вести лучшую жизнь. Это требует тщательного изучения эзотерических доктрин или религий. В своем мнении Абубакр Закария ар Рази фокусируется на мнении некоторых народов, которые думают, что душа тоже погибает, когда тело умирает.

Если человек созерцает и свою судьбу готов посвятить доброте и хорошим поступкам, то после смерти останется в памяти человечества. Жизнь одного человека ограничена, но человечества бесконечна, благожелательный и добрый человек, который действует согласно уставу шариата, не должен бояться смерти и всевышний наградит его блаженством и вниманием. В современном мире человечество столкнулось с разными проблемами, и в борьбе против этих проблем учения мыслителей Центральной Азии как некогда считается актуальным.

Текст статьи
  1. Azimov A. A., Avliyokulov U. M. Социально-эстетические взгляды эпохи Абу Абдуллах Рудаки // Theoretical & Applied Science. – 2019. – №. 5. – С. 560-562.
  2. Темиров Ш. Т., Азимов А. А. Экономический и культурный рост народов Центральной Азии в IX-X веках // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. – 2016. – С. 104-105.
  3. Sanjar M. The views of Fariduddin Attar on being // International journal of applied research. IJAR. – 2020. – Т. 6. – №. 6. – С. 34-36.
  4. Мурадов С. А. Современные методы философии и их значение в развитии мышления человека // Актуальные исследования. – С. 51.
  5. Наврўзова Г., Зоиров Э. Бухорои Шарифнинг етти пири // Тошкент: Мухаррир. – 2018. – Т. 80.
  6. Зоиров Э.Х. Вопросы онтологии природы в учении Махдуми Азама // Академия: международный междисциплинарный исследовательский журнал. – 2021. – Т. 11. – №. 5. – С. 91-94.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля