Формирование патриотического сознания у дошкольников на основе инновационных технологий в современных условиях ДО

Формирование патриотического сознания у дошкольников на основе инновационных технологий в современных условиях ДО

В настоящее время проблема патриотического воспитания находит свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью исследований, связанных с патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.

Аннотация статьи
подвиг
долг
Родина
земляки
Ключевые слова

В последние десятилетия уделялось недостаточное внимание патриотическому воспитанию детей. И как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чужды понятия «Родина», «патриотизм», «долг». Сущность и содержание патриотического воспитания определяется в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» как систематическая деятельность, направленная на становление патриотизма. По мнению президента Российской Федерации В.В. Путина, «для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».

Военно-патриотическое воспитание, как одно из направлений патриотического воспитания, позволит сформировать моральные и нравственные качества в сознании детей, воспитать личность с сформированным понятием о принадлежности к истории, традициям, культуре, героическим достижениям своей Родины. Сохранить память о героических днях войны сегодня актуально как никогда, особенно в свете акцентирования внимания общества на сохранении народной памяти и уважения к воинской доблести предков, в боях отстоявших право на жизнь и свободу для своих потомков.

Работа по данному направлению осложнена тем, что детям дошкольного возраста в связи с возрастными особенностями восприятия трудно представить, понять и осознать военные события в истории России.

Вопросы патриотического воспитания дошкольников освещены в научных трудах О.Л. Князевой, Л.С. Куприной, М.Ю. Новицкой, Г.Н. Данилиной. Авторы на основе педагогической практики дают теоретическое обоснование, методическое обеспечение использование краеведческого материала, определяют содержание основных понятий, целей и задач современного дошкольного учреждения в этой области.

А.А. Аронов, О.Ф. Борисова, Н.Б. Зацепина, рассматривают патриотическое воспитание дошкольников сквозь призму военно-патриотического воспитания, через такие понятия, как «патриот», «подвиг», «долг», «Родина». Они подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства. С.А. Шмаков выделил такой компонент, как «связь поколений», под которой понимал истоки осмысления самих себя, истоки нравственной ответственности отцов перед сыновьями, а сыновей перед отцами. Н.К. Беспятова и Т.С. Буторина раскрывают сущность военно-патриотического воспитания детей и молодежи в новой социальной обстановке начала XXI века. В настоящее время общественно-политические отношения побуждают вновь обратиться к военно-патриотической работе и рассматривать ее, как непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях. И.И. Валеев связывает патриотическое воспитание с региональным подходом. Выделяет ряд компонентов Малой Родины: «прошлое, настоящее и будущее родного края», «выдающиеся земляки», «обряды и обычаи народов», «связь времен и поколений», «быт народа».

Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию имеют научные статьи и учебно-методические пособия Н.В. Алешиной, С.А. Козловой, О.Ф. Борисовой, Л.А. Грибовой. Авторы этих работ раскрывают содержание, сущность, формы и методы патриотического воспитания детей и особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания и разработки региональных программ для образовательных учреждений. Практическим путеводителем, освещающим практическое использование проектного метода стали работы Евдокимова Е. «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников», Чусовлянкина Е.Т. «Проект – этот День Победы».

Целью данной работы является повышение качества работы по военно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через организацию совместной проектной деятельности педагогов, детей, родителей и социальных партнеров ДОУ.

Задачи:

– создание условий для воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;

– расширение у воспитанников представлений о государственных праздниках и историческом наследии России, о разных родах войск, боевой технике, о Победе нашей страны в Великой Отечественной войне, о воинских наградах;

– раскрытие понятия «Старый Оскол – города воинской славы»;

– развитие умения дошкольников отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (музыкально-художественной, игровой, продуктивной);

– вовлечение родителей в совместную проектную деятельность.

Мероприятия:

- интегрированные занятия «Вечная память героям!», «Будем помнить!»; на военную тематику;

– ООД по патриотическому воспитанию «Путешествие по России»;

– музыкальные праздники и развлечения для детей старшего дошкольного возраста на военную тематику: шашечный турнир, посвященный Дню освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков, «День защитников Отечества»), «День освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»;

– совместная работа с воспитателями, родителями, с работниками краеведческого музея,

– участие в конкурсе рисунков «Наша Победа»;

– сбор материалов совместно с родителями для создания временной экспозиции «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»;

– интервьюирование детей на тему «Что я знаю о войне?»;

– консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ДО», «О формировании патриотических качеств детей на основе праздников на военную тематику»;

– фотовыставка «Памятники, посвящённые военным событиям на карте моего района» – совместно с родителями;

– составление воспитанниками совместно с родителями генеалогического древа, семейного герба; оформление стенгазеты «Я и моя семья»;

– организация и проведение конкурса чтецов «Этот День Победы!»;

– совместное изготовление родителей с детьми альбомов памяти о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне;

– совместное посещение родителей с детьми памятных мест города;

– встреча с ветеранами ВОВ, жителями Старого Оскола;

– выставка рисунков и моделей военной техники;

– организация экскурсий в зал Боевой славы краеведческого музея.

В канун 75-летия Великой Победы с родителями воспитанников была проведена большая поисковая работа по сбору информации о родственниках – участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. В процессе совместной деятельности дети узнали много нового и интересного о военных подвигах своих родных, близких. Совместное участие родителей и детей в мероприятиях способствовало тому, что воспитанники и их родители поднялись ещё на одну ступеньку, направленную на воспитание у детей патриотических чувств, уважительного отношения к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и военным праздникам.

Текст статьи
  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005.
  2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  3. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 2007.
  4. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  5. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006. 192 с.
  6. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. М.: КАРО, 2004. 224 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля