Влияние учения Фаридуддина Аттара на работу западных ученых

В статье рассматривается творчества великого поэта Фаридуддина Аттора и его влияние на работе западных учёных.

Аннотация статьи
мистицизм
теология
иррационализм
Симург
Санаи
наука
идол
Ключевые слова

Исламский мистицизм как ветвь исламской мысли всегда влиял на западную философию и культуру. Знакомство западного мира с философией Востока восходит к временам крестовых походов. Но расцвет изучения и перевода восточной философии приходится на XVIII век. Многие великие произведения на персидском языке в XVIII-XIX веках, особенно труды Саади Шерази, Хафиза Шерози, Умара Хайяма, Фаридуддина Аттара, Низами Гянджеви, Абулкасима Фирдавси, Абдурахмана Джами, Насыра Хусрава, Бобо Таира Уряна и других великих ученых были переведены на европейские языки, особенно на французский, немецкий и английский. Публикация этих переводов привлекла внимание европейцев к богатой и плодородной философии Востока и в небывалой степени привлекла европейцев к Востоку и его философии [1, с. 34-36].

Важное место занимает персидской философии и литературы на Востоке. Под влиянием персидской мысли и литературы в Англии, Германии и Франции были созданы произведения, считающиеся бессмертными шедеврами мировой литературы: “Западно-восточный диван” Гёте, “Персидские письма” Монтескье, “Путь в Исфахан” Пьера Лотти, “Великий Кир” Мадлен де Скюдери, “Рустам и Сухроб” Мэтью Арнольда и другие [5, с. 560-562].

Большая часть восточного влияния в европейской литературе связана с влиянием персидской литературы и творчеством великих иранских поэтов на Западе. Потому что некоторые европейские поэты и писатели создавали интересные произведения, вдохновленные произведениями иранских поэтов, не выезжая на Восток, очаровательно изображая красивые легенды, красивые пейзажи, рынки, купола и башни. В этом отношении Хафиз, Руми, Саади, Аттар и Санаи являются одними из самых известных иранских мыслителей и интеллектуалов. Легендарный Симург Аттора продолжил свой путь с востока на запад [2, с. 34-36].

“Божественная комедия” Данте и “Сайр-аль-ибад-илал-маад” Санаи являются великим символом духовного путешествия в самые глубокие внутренние слои желания (“нафса”) и посмертного мира человечества.

Борхес, известный аргентинский поэт и писатель, был глубоко тронут кораническими повествованиями, «Тысячей и одной ночью» и «Мантик ут Таир» Аттора и познакомил с этими произведениями латиноамериканских писателей. В рассказе «Приближаясь к дому Аль-Мутасима» Борхес упоминает произведения Аттара [3, с. 80].

Гёте находился под сильным влиянием исламского мистицизма и Хафиза Ширази, и все ученые признают, что он находился под сильным влиянием мистицизма и мудрости Востока при создании своего «Западного и восточного дивана». На него так повлияла персидская литература и исламский мистицизм, что он использовал персидские слова в своей работе до такой степени, что некоторые части Западного и Восточного дивана получили персидские названия. Он процитировал идеи Фаридуддина Аттара и слова Саади Шерази в разделе «Мудрость».

В XIX веке философия мистицизма занимала особое место во Франции, и в этот период некоторые французские поэты и мыслители признавали, что своим интеллектуальным развитием они обязаны иранским мистикам. В XIX веке произведения «Мантик ут-тайр», «Тазкират уль-авлия» и «Панднома» Аттара и стихи Абдурахманом Джами, Низами Гянджеви, Бобо Тахиром Уряном, Джалалиддином Руми были переведены на французский язык.

Виктор Гюго утверждает, что на создание «Легенды веков» его вдохновил Аттор и его «Мантик ут-тайра». В Мантик ут-тайр птицы во главе с Худхудом отправляются к горе Каф в поисках Симурга и пересекают семь пугающих долин, пока тридцать птиц не достигнут места назначения. В «Легенде веков» сам Гюго пошел по тому же пути.

Луи Арагон, один из лидеров и основоположников французской сюрреалистической поэзии, прослеживает в своих стихах следы исламского мистицизма, особенно мысли Фаридуддина Аттара. В сборнике стихов «Элиза» на нее сильное влияние оказали «Лейли и Меджнун» Абдурахмона Джами и «Мантик ут-тайр» Фаридуддина Аттора.

А.Дж. По словам Арберри (1905-1969), новые стороны творчества Фаридуддина Аттара открылись при знакомстве с его творчеством.

А.Дж. Арберри отмечает, что, анализируя духовное наследие Фаридуддина Аттара приходит к таким выводам:

  1. Аттор обладает обширными знаниями, как ученый, прочитавший много книг;
  2. Смиренный и умный творец, употребивший каждое слово на свое место;
  3. Он проявляет себя как честный и чистосердечный человек [4, с. 91-94].

Российско-американский ученый Александр Кныш высоко оценивает работу Аттара в области мусульманской мистики. В работе ученого-мистика Идриса Шаха (1924-1996) «Суфизм» содержится ценная информация о Фаридуддине Аттаре.

Аттар жил в эпоху, известную как эпоха иррационализма. Этот период был периодом, когда иранский народ столкнулся со многими проблемами и трудностями, такими как иностранная агрессия, угнетение, неравенство, бедность и суеверия. Аттор заботится о бедственном положении людей и стремится найти способ для людей достичь мира и создать рецепт спасения людей от этих невзгод [6, с. 104-105].

Аттар смог глубоко изучить различные науки своего времени, провести научные исследования, создать ценные труды, такие как «Мантик ут-тайр» и «Тазкират ул-авлийо», и предложить пути воспитания совершенного человека как способ решения человеческих проблем. Учение Аттара может быть истинным примером человеческого мира, дружбы и любви во всем мире. Его стиль эрудиции заключался в использовании простого и ясного изложения, что позволило ему увеличить число своих читателей и поклонников.

Текст статьи
  1. Sanjar M. The views of Fariduddin Attar on being //International journal of applied research. IJAR. – 2020. – Т. 6. – №. 6. – С. 34-36.
  2. Мурадов С. А. Современные методы философии и их значение в развитии мышления человека // Актуальные исследования. – С. 51.
  3. Наврўзова Г., Зоиров Э. Бухорои Шарифнинг етти пири // Тошкент: Мухаррир. – 2018. – Т. 80.
  4. Зоиров Э.Х. Вопросы онтологии природы в учении махдуми азама // Академия: международный междисциплинарный исследовательский журнал. – 2021. – Т. 11. – №. 5. – С. 91-94.
  5. Azimov A. A., Avliyokulov U. M. Социально-эстетические взгляды эпохи Абу Абдуллах Рудаки // Theoretical & Applied Science. – 2019. – №. 5. – С. 560-562.
  6. Темиров Ш. Т., Азимов А. А. Экономический и культурный рост народов Центральной Азии В IX-X веках // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. – 2016. – С. 104-105.
Список литературы