Мавераннахр представляет собой культурное пространство, взрастившее великих, гениальных ученых, мыслителей, внесших большой вклад в мировую цивилизацию, в частности, развитие науки, духовности, философии, религии, искусства. “В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность. Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термизи, Накшбанд, Хаджи Ахмад Яссави, Аль-Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улугбек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа” [1, c.80]. Одной из таких фигур, являющейся духовным наставником тариката (братства, ордена) накшбандия, мутасаввифом, систематизировавшим учение тариката накшбандия, создавшим труды по теоретическим проблемам силсила (духовной генеалогии), практики и учения тасаввуфа, предпринимавший чрезвычайные действия и проявлявший твердую волю в деле повышения, расширения и распространения социально-политического влияния накшбандизма, великой личностью, обладавшей мистическими знаниями является Саййид Ахмад ибн Мавлоно Джалолиддин Касани [7, с. 104-105].
Махдуми Аъзам написал более тридцати сочинений, посвященных спорным теоретико-нравственным вопросам тариката накшбандия, актуальным проблемам социальной жизни. Сфера и масштабы охвата в этих произведениях широки. Вместе с тем их ведущее и основное направление определяется философско-социальными и нравственными учениями тасаввуфа.
В произведениях Махдуми Аъзама широко освещены мистическая, суфийская проблематика, а также темы, посвященные философии, политике, управлению государством, нравственному поведению, взаимоотношениям родителей и детей, старости, социальному положению ученых и мистиков. Произведения Махдуми Аъзама содержат своеобразную систему, которая функционирует согласно девизу тариката накшбандия “Пусть душа будет с Аллахом, а руки заняты делом”, который связывает божественный и тварной мир [5, с. 51]
Богатое научное наследие мутасаввифа хранится в фонде рукописей Института востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбеикстан под следующими инвентарными регистрационными номерами: 501, 1445, 2352, 2780, 3386, 4354, 6646, 9706, 10626, 11260. Некоторые экземпляры этих рукописей хранятся в личных библиотеках потомков Махдуми Аъзама - Аъзамхона Каттахон Эшон угли Дахбеди, внуков Комилхона Салохиддин угли Каттаходжа Эшона [2, с. 91-94].
Махдуми Аъзам является автором следующих произведения:
Произведения, посвященные общим вопросам бытия: “Рисола - йэ вужудийя” (“Трактат о сущем”) – в этом трактате автор приводит сведения из Хадисов о тавхиде, вахдатул-вуджуд, то есть единственности и существовании бога, которые связывает с идеями тасаввуфа. Автор начинает трактат с такими словами: “Знай, что сущее бывает двух видов: 1) истинное, нетленное и вечное сущее – это существование Бога; 2) личное, бренное, земное сущее – это существование остальных существ” [4, с. 34-36].
“Рисола - йэ фаноийя” (“Трактат о бренном”) – в трактате говорится о временности, тленности этого мира, о том, что он не является истинным, вечным миром, истинный же мир – является вечным миром, а также об отмеренности срока существования человека, поэтому не стоит излишне любить этот мир, а совершать хорошие дела, благодеяния, чтобы достичь славного существования в том мире.
Произведения, посвященные бытию природы: “Рисола - йэ баттихийя” (“Трактат о дыне”) – в этом трактате представлены суждения о том, что каждый мусульманин уже при жизни должен думать о вечном (потустороннем) мире так же, как дехканин до сбора урожая должен думать о том, чем засеять землю или что на ней посадить. Кроме того, автор красноречиво излагает свой опыт по выращиванию дынь. Трактат основывается на хадисе о Пророке (с.а.в) “Қоланнаби алайҳиссалом: “Ад – дунё мазраатул – охират” – “Этот мир – это посевное поле загробного мира”.
“Гули наврўз” (“Цветок Навруза”) – такому заглавию трактата послужили две причины. Первая – хадис, посвященный пророку Мухаммаду: “Знайте ценность весеннего ветра, потому что насколько он полезен вашим деревьям, настолько же он полезен для ваших тел”, вторая причина заключается в том, что трактат был написан в то время, когда расцвели цветы Навруза. Этот трактат посвящен отношениям между народом и правителями, был написан по просьбе мюрида Махдуми Аъзама – правителя Абдуллахана.
Произведения, посвященные бытию человека: “Рисола - йэ букоийя” (“Трактат о плаче”). В трактате говорится о сущности плача и его видах. Приведен рассказ о раскаянии Адама в своих грехах, а также о том, что 200 из отведенных ему 1000 лет он прожил в раскаянии. Рассуждая о видах плача, автор приводит примеры плача, связанного с раскаянием, разлукой, печалью и радостью.
“Нафахоту ус-соликин” (“Благоухание людей тариката (саликов)”) – трактат начинается со следующего хадиса о пророке Мухаммаде: “Каждые день и ночь в ваши души исходят от Аллаха благоухающие запахи – божественная привлекательность и победоносность (файз и футух). Пользуйтесь ими”. В нем автор говорит о том, что божественная привлекательность и победоносность состоит из двух частей – специальной и общей. То есть привлекательности и победоносности пророков, святых и улемов и общих привлекательности и победоносности, присущей всем остальным существам. Каждый путник (салик), идущий по пути тариката, считается личностью, стремящейся достичь божественной привлекательности и победоносности первого рода.
“Рисола - йэ шайбийя” (“Трактат о старости”) – в трактате приведены сведения о различных этапах человеческой жизни, которые интерпретированы с точки зрения тасаввуфа. Затем приведены суждения о том, что на старости лет человеческий разум достигает совершенства.
Произведения, относящиеся к духовному бытию: “Ганжнома” (“Трактат о богатстве”) – в трактате речь идет в основном о духовном богатстве и ценностях человека. Махдуми Аъзам комментирует аят “И он научил Адама всем именам” 2-й суры (Бакара) Корана, автор, таким образом, излагает о том, что волею Бога с самого появления Человека его душа является сокровищницей мудрости, науки, просвещения и всех духовных ценностей, благодаря этому Человек является более великим, чем все ангелы.
“Шарҳи саводи-л-важх” (“Объяснение выражения “черное лицо” (позорный)”) – В трактате освещено с точки зрения тасаввуфа на примере хадисов, что духовная нищета является постыдным и позорным состоянием и в этом, и в том мире.
“Шархи рубоиёти Убайдий” (“Комментарии к рубаи Убайди”) – этот трактат является комментарием к сборникам рубаи, написанных под псевдонимом "Убайди", Убайдуллахана ибн Махмуда Султана – шейбанидского правителя, правившего в Мавераннахре в 1533-1539 годах. Еще одним названием трактата является “Шарҳи ғазалиёти Убайдуллохон”.
Произведения, посвященные социальному бытию: “Зубдат ус-соликийн ва танбият ус-салотийн” (“Лучший из саликов и наставления султанам”) – трактат представляет собой широкий комментарий содержания аята “Если вы будете благодарны, я еще более увеличу свои блага для вас”, а также хадиса “Самый лучший из людей тот, от которого они получают пользу”, затем автор рассуждает о том, как должны устанавливаться отношения между саликами и султанами.
“Меърож ул – ошикийн” (“Восхождение ашиков”) – трактат написан накануне похода Сулатан Исфандиёра в Хорасан. Он написан с целью получить вдохновение на успешность и благословенность этого похода от духа Бахауддина Накшбанда. Автор просит Бога о том, чтобы еще более возросла справедливость Сулатана и его слуг, когда они будут читать этот трактат. В предисловии изложены тайна и мудрость акта послания Аллахом Адама на землю в качестве халифа.
Трактат “Рисола - йэ бобурийя” (“Ответ на письмо Бабура”). – Этот трактат, посвящен переводу произведения Ходжа Убайдулло Ахрори Вали “Рисола - йэ волидия” Захириддином Мухаммадом Бабуром Мирзо на узбекский язык, а также является ответом Махдуми Аъзама на письмо Бабура.
“Рисола - йэ аҳволил – уламо ва умаро” (“Трактат о состоянии ученых и правителей”) – этот трактат посвящен отношениям между учеными и правителями, центральным вопросом рассмотрения является следующий хадис о Пророке (с.а.в): “Қолан – наби алайҳиссалом”: “Хайрул – умаро ман зорал – уламо ва шаррул уламо манзор – ал – умаро” – “Лучшие из эмиров посещают ученых; худшие из ученых посещают эмиров”. Наряду с этим в трактате приведены суждения Мавлоно Джалалиддина Руми по этому вопросу.
Произведения, имеющие отношение к научному познанию: “Рисола - йэ илмийя” (“Трактат о науке”) – этот трактат посвящен суждениям о знаниях в исламской религии, знаниях в тасаввуфе - илми хол, светских знаниях - илми кол, шариатских науках, качествам Пророка (с.а.в), жизни четырех первых халифов и имамов, жизни имамов четырех мазхабов, их мировоззрениям. В трактате описана передача из рук в руки от духовного наставника ученику “светоча” (“қандил”) силсилы тасаввуфа, начиная от Пророка Мухаммада (с.а.в) до Ходжа Ахрора и до Мавлоно Зохида.
“Танбиҳу-л-уламо” (“Предостережения ученым”) – трактат написан в виде ответа неуместным и необоснованным притязаниям некоторых предводителей шариата – современников Махдуми Аъзама. Приведены наставления истинным ученым, правоведам, идущим по пути тариката, и тем, кто это делает для вида, и другим ученым.
Произведения, посвященные познанию душой, сердцем (қалб): “Миръоту - с – сафо” (“Зеркало чистоты”) – в трактате духовная чистота сравнивается в чистым зеркалом, но также упоминается о том, что зеркало может быть покрыто какой-либо пылью. Основная идея тасаввуфа состоит в сохранении чистоты этого зеркала от затуманивающих его налета и грязи.
“Рисола - йэ фатхнома” (“Трактат победы”) – в трактате говорится о чудесным образом открывшемуся автору пророчестве.
Произведения, имеющие отношение к силсиле тасаввуфа: “Рисола - йэ баёни силсила” (“Трактат о силсиле накшбандия”) – трактат посвящен изложению духовности сулука (процесс прохождения мистического Пути) силсилы накшбандия, его представителей, начиная от Пророка (с.а.в) и Абу Бакра Сиддика до духовных наставников Махдуми Аъзама. Трактат написан по просьбе Джанибека Сулатана из Шейбанидов.
“Рисола - йэ адаб ус – сиддиқийн” (“О поведении и нравственности сиддиков”) – трактат о любви к богу, идущей от сердца верности Богу, достижении Бога, сохранении благочестия.
“Силсилаи ус-сиддиқийн” (“Силсила сиддиков”) – в трактате изложена силсила – цепь людей тасаввуфа, начинающаяся от Пророка (с.а.в) и Абу Бакра Сиддика. Похоже, написанию трактата способствовало вдохновение, полученное от трудов наставника. В целом, в произведении приведены имена 19 сиддиков.
“Рисола - йэ муршиду – с – соликин” (“Трактат о муршиде саликов”) – в трактате приведен комментарий законов и правил, поведении и нравственности, имеющих отношение к салику и четырех основных столпов (рукн).
“Воқеаи ҳаққонийя” (“Правдивый сон”) – в трактате автор излагает о том, что истолкование события, которое он видел во сне, сбылось в реальности.
“Рисола - йэ баёни воқеа” (“Трактат об изложении события”) – трактат посвящен наставлениям великих ученых, духовных наставников Бабуру о ведении последователей тасаввуфа по правильному (божественному) пути.
“Дар маноқиби Хожа Абдухолиқ Ғиждувоний” (“Манакиб Ходжа Абдухолика Гиждувани”) – в трактате изложен жизненный путь, качества и мировоззрение основателя тариката “Ходжагон” - Ходжа Абдухолика Гиждувани. Еще одним названием этого трактата является “Рисола дар санади Хожагони тариқат”.
Произведения, имеющие отношение к зикру: “Рисола - йэ зикр” (“Трактат о зикре”) – в трактате дан комментарий наилучшему и основному зикру: “Ло илоха иллохлох”.
“Рисола - йэ самоия” (“Трактат о музыке”) – в трактате изложены суждения о зикрах, осуществляемых в других тарикатах силсилы, в отличие от тариката Накшбандия (то есть о зикри джахрия, зикри самоия и зикре в уединении, встречающиеся в других тарикатах)
“Рисола - йэ чаҳор калима” (“Трактак о четырех выражениях (калима)”) – в трактате дано подробное объяснение 4 основным из 11 методов тариката накшбандия:
- Хуш дар дам – дыхание, основанное на бдительности;
- Назар дар қадам – ступать, смотря под ноги;
- Сафар дар ватан – путешествовать, не выезжая из родины;
- Хилват дар анжуман – «отшельничество среди людей» – находясь в обществе, суфий должен думать только о Боге (как будто находится наедине с Аллахом).
“Муножот” – как большинство представителей тасааввуфа Махдуми Аъзам пишет произведение под рубрикой “Муножот”, оно состоит в основном из восхвалений Бога и молитв (муноджот).
Произведения, имеющие отношение к семье и браку: “Асрор ун – никох” (“Тайны брака”) – в трактате говорится о том, что брак – это божественная связь между супругами, поэтому необходимо следовать его законам и правилам, затем изложены правила шариата в отношении брака. В нем тайны внутренней и внешней чистоты до брака и после заключения брака связываются с тасаввуфом на основе коранических аятов и хадисов.
Произведения, имеющие отношение к нравственности и поведению: “Насиҳату - с – соликийн” (“Наставления людям тариката”) – трактат о правилах нравственности, содержащихся в хадисе о Пророке (с.а.в) – “Қолан-наби алайҳиссалом: Қалбул – мўъминин аршуллоҳил – аъзим” (Души мусульман – великий престол Аллаха) и о духовном удовлетворении, которое Аллахом велено достигать.
“Шарҳул - валади сирру абийҳи” (“Комментарий к хадису “Дитя есть тайна отца”) – трактат посвящен воспитанию, тому, что мюрид должен стремиться походить на своего духовного наставника так же, как сын стремится походить на отца, и достигать этого [3, с. 48].
“Рисола - йэ одоб ус – соликин” (“Нравственные правила поведения людей тариката”) – трактат, посвященный нравственности и поведению, задачах пиров-муршидов и мюридов [6, с. 560-562].