Авторы:
Абекенова Айдана Бахитжановна
Рубрика
Менеджмент и маркетинг
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Введение
Нейромаркетинг относится к одному из нетрадиционных способов изучения потребительской реакции. Данная сфера зародилась относительно недавно, и только набирает свои обороты. Несмотря на то, что темп роста популярности стабилен, динамика невысокая. Это связано с тем, что исследования требует немалых затрат и времени на проведение мероприятий. В Казахстане данная сфера еще не изучена. Исследования по нейромакетингу, в основном, только теоретические. Это связано с тем, что исследования в нейробиологии в Казахстане также не до конца изучены. Стоит учесть скептичность казахстанского рынка на внедрение новых методов. Данная тема раскроет саму сущность нейромаркетинга, его основные методы, и на основе SWOT-анализа понять возможности использования нейромаркетинга, как часть маркетинговых исследований в ВУЗах Республики Казахстан.
Литературный обзор
Нейромаркетинг – это метод понимания бессознательных реакций потребителей, который можно применять в маркетинге, включая потребительские предпочтения, ожидания и мотивацию, прогнозирование поведения и оценку эффективности рекламы [1]. «Нейромаркетинг основан на науке о строении мозга, поэтому он используется для повышения эффективности продаж путем влияния на предпочтения покупателей. Также это и работаем в обучении» [2].
Фактически нейромаркетинг представляет собой комбинацию трех направлений, которые позволяют изучить реакцию людей на звуковые и визуальные элементы. К этим направлениям относятся нейробиология, поведенческая экономика и социальная психология. Нейробиология – наука о мозге человека, его функции и анатомии, его нервной системы. Наука изучает состояние мозга, его физиологические реакции, которые исходят от контакта с внешними раздражителями. Поведенческая экономика – отрасль экономической теории, которая изучает особенности восприятия и поведения человека. Учет этих особенностей позволяет понять луче экономическую теорию путем включения в нее дополнительных предпосылок, более точно описывающих поведение человека в той или иной ситуации. Социальная психология – наука, изучающая изменения в мыслях и действиях людей при фактическом или гипотетическом присутствии других людей. Последние исследования в этой сфере связаны с сознательными и подсознательными процессами, протекающие в момент выбора [3].
Нейромаркетинг в образовательной сфере достаточно неглубоко изученная тема. Однако общее представление о важности комбинирования методов академических дисциплин и технологий нейромарктинга предоставили М.Ю. Абабакова и В.Л. Леонтьева. В своей научной работе они описали не только, как нейромаркетинг меняет возможности обучения, но и помогло изучить какие принципы и техники данной сферы помогают развить способности учащихся разных психотипов [4]. Также были рассмотрены особенности мягкого и инструментального нейромаркетинга. Несмотря на цель данного исследования, в работе были предложены основные направления в использовании результатов исследований в нейромаркетинге и нейробиологии в образовании и продвижении образовательных услуг. Также включение нейромаркетинга в список образовательных дисциплин для экономических и управленческих направлений [5].
С появлением методов нейровизуализации появилось много захватывающих методологических альтернатив; где это может, наконец, позволить учреждениям исследовать мозг студента, чтобы получить ценную информацию о подсознательном процессе, объясняющем причину успеха или неудачи. Учреждения верят, что у студентов есть желание и возможность сообщить о том, как на них повлияла конкретная реклама. С появлением нейронауки в последнее десятилетие учреждения и исследователи рынка должны пройти формальную подготовку в области когнитивной нейробиологии. Поскольку учреждения и другие маркетологи опасаются, что может возникнуть нарушение конфиденциальности студентов и заинтересованных сторон из-за внедрения в ближайшем будущем технологии нейровизуализации, чтобы они могли лучше понять информацию [6]. Такие компании, как Pepsi и Coca-Cola, уже поняли эффективность инструментов нейромаркетинга. Через несколько лет инструменты нейромаркетинга могут стать важным инструментом для высших учебных заведений, где они могут получить факторы, которые могут продемонстрировать, что потребность в инновационных исследованиях рекламы с использованием инструментов на мозге довольно сильна и своевременна.
Основная часть
Для высших учебных заведений нейромаркетинг по-прежнему является новой концепцией, после применения нейромаркетинговых решений корпоративными компаниями маркетологи высшего образования предполагают, что существует большой потенциал для обнаружения автоматического и неявного процесса в определении процесса принятия решений, чтобы применять подходящие стратегии, а также, в свою очередь, раскрывает секретную информацию о поведении учащихся, которую невозможно получить с помощью традиционных маркетинговых методов. С применением нейромаркетинга вузами в будущем может быть проведена более эффективная сегментация студентов, что, в свою очередь, может привести к улучшению маркетинга курсов за счет учета предпочтений курса и бренда учебного заведения.
Для полного понимания картины возможности внедрения нейромаркетинговых методов в продвижении образтовательных услуг в Казасхатне представлен SWOT-анализ. В данном SWOT-анализе рассмотрены сильные стороны внедрения нейромаркеитнга в образовательной сфере, слабые стороны, возможности, которые откроются и угрозы, которые необходимо также учесть.
Таблица
SWOT-анализ
Сильные стороны (Strengths)
|
Слабые стороны (Weaknesses)
|
Возможности (Opportunities)
|
Угрозы (Threats)
|
Нейромакретинговые инстурменты.
Нейромаркетинговые исследования полностью строятся на специализированных инструментах, которые можно разделить на физиологические и неврологические [6].
Физиологические инструменты:
Неврологические:
Заключение
Привлечение внимания сегодняшних студентов и потенциальных клиентов – непростая задача для высшего учебного заведения. Чтобы максимизировать релевантность бренда высшего учебного заведения в сердцах и умах студентов и заинтересованных сторон, они должны понимать их скрытые потребности. Нейромаркетинг может стать важным инструментом для высших учебных заведений, где он может изучать мозговые процессы абитуриентов и их изменения во время принятия решений, чтобы иметь возможность прогнозировать поведение студента при зачислении. С помощью нейромаркеинговых инструментов, перечисленных в статье, учебные заведения Казахстана могут в ближайшем будущем разработать лучшие стратегии, ориентированные на студентов. Однако стоит учесть, все сильные, слабые стороны и риски, с которыми могут столкнуться ВУЗы.
Список литературы
Поделиться
Абекенова А. Б. Возможности применения нейромаркетинга в высших учебных заведениях Республики Казахстан // Актуальные исследования. 2022. №20 (99). С. 41-45. URL: https://apni.ru/article/4137-vozmozhnosti-primeneniya-nejromarketinga
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru