Главная
Конференции
Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения

Автор(-ы):

Евсюкова Елена Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

правила дорожного движения
безопасность
дорожно-транспортный травматизм
культура безопасности дорожного движения

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста. Автором проводится анализ образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на дороге. На основе проведенного анализа определяются наиболее эффективные способы обучения детей безопасности дорожного движения.

Текст статьи

Одной из основных целей дошкольного образования является создание условий для безопасности жизни и укрепления здоровья детей.

Формирование у детей основ безопасности в окружающем мире происходит путем реализации нескольких задач:

  • формирование знаний об опасностях в окружающем мире и возможных вариантах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного поведения для человека и природы;
  • выработка безопасных для ребенка и окружающей природы паттернов поведения;
  • обучение детей правилам безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства [1, с. 3].

В статье рассматривается проблема дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста, а также анализируются меры, направленные на его предупреждение и предотвращение.

При написании статьи использовались такие методы, как теоретический, эмпирический, метод построения моделей, обобщение, беседа.

Знание основ безопасности дорожного движения представляет собой значимое направление в сохранении жизни и здоровья дошкольников.

С числом увеличения участников дорожного движения, появлением новых видов транспорта возрастает важность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма [2].

Интерес к данной проблеме вызван тем, что, несмотря на возрастающий поток транспорта, культура безопасности и дисциплины во время дорожного движения развита слабо. Как следствие этого нередки случаи возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей [4].

Проблема предупреждения дорожно-транспортного травматизма стала предметом изучения отечественных педагогов, которые считают необходимым обеспечить воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Цель такого обучения – научить ребенка ориентироваться в окружении, оценивать дорожные ситуации, привить знания и навыки безопасного поведения на дороге.

Взрослый человек в случае опасности может вовремя принять решение, быстро среагировать. Дети в критической ситуации на такие действия не способны, так как у них еще не в достаточной степени развита ловкость, сообразительность, логическое мышление, они не могут оценить реальное расстояние до опасного объекта и его скорость.

Безопасность пешеходов зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения. Правила едины для всех, но для ребенка дошкольного возраста они сложны в восприятии и требуют адаптации в соответствии с возрастом. Это значит, что следует объяснять ребенку правила дорожного движения доступными для него словами, показывать взрослым на собственном примере.

Образовательный процесс по формированию у детей дошкольного возраста знаний по безопасности дорожного движения состоит из следующих компонентов:

  1. формирование предметных знаний и навыков (видов деятельности, которые могут осуществляться как в безопасных условиях, так и в условиях риска);
  2. специальная теоретическая подготовка к безопасному поведению (направлена на получение детьми знаний по безопасности);
  3. психологическая подготовка к безопасному поведению (развитие у детей смелости и решительности, способности принимать решения);
  4. обучение детей проницательности и дальновидности (это необходимо, чтобы ребенок мог предугадать последствия какой-либо ситуации на дороге);
  5. развитие системы нравственных ценностей, которые отражают требования к личности и нормы безопасного поведения.

Формирование у дошкольников культуры безопасности дорожного движения – длительный процесс. Для достижения положительных результатов занятия по закреплению знаний о правилах дорожного движения должны проводиться систематически [8]. Работа по формированию культуры безопасного поведения на дороге у детей должна осуществляться педагогами дошкольных образовательных учреждений совместно с родителями.

Первое представление ребенка о дорожном движении возникает до похода в детский сад. Ребенок совместно с родителями осваивает роль пешехода, роль пассажира автомобиля. Поэтому важно, чтобы родители своим примером показывали детям, как правильно себя вести на дороге, в транспорте.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения следует начать с ознакомления с основными понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход [6, с. 18]. Поэтапно расширять представление детей о правилах дорожного движения: машины двигаются по проезжей части, люди (пешеходы) передвигаются по тротуарам, дорогу переходят по пешеходным переходам, движение нужно начинать только на зеленый сигнал светофора. После закрепления знаний об основных понятиях и правилах поведения следует познакомить детей с дорожными знаками, рассказать об их роли в регулировании дорожного движения, рассказать детям о роли инспектора ГИБДД в организации безопасного движения на дороге. В более старшем возрасте, дошкольников необходимо обучать пониманию логики дорожного движения, а также развивать у них умение ориентироваться при возникновении нестандартных ситуаций на дороге [7, с. 27].

Задача по обучению детей правилам дорожного движения не может быть реализована в полной мере без помощи родителей. Они должны развивать у ребенка привычку быть внимательным на улице [3]. По дороге в детский сад и обратно нужно проводить с ребенком беседы, обсуждать проблемные вопросы, комментировать свои действия на дороге. Таким образом, знания ребенка о безопасности на дороге будут закрепляться на практике.

С целью повышения безопасности движения ребенка в детский сад и обратно родители совместно с детьми могут разработать безопасный маршрут «Дом – детский сад». Так ребенок научится ориентироваться в дорожных ситуациях по пути в детский сад, а родители, принимающие участие в составлении маршрута, научатся замечать и предотвращать опасности.

Для составления безопасного маршрута родители с ребенком проходят дорогу к детскому саду и обратно, выбирают наиболее удобный путь и отмечают опасные места. После этого составляют схему расположения зданий, дорог, переходов, изображают светофоры и дорожные знаки и стрелками отмечают свой путь. После составления схемы маршрута родители наблюдают за тем, правильно ли ребенок движется по маршруту и соблюдает ли правила. Во время движения по безопасному маршруту важно выработать у ребенка привычку переходить улицу шагом, строго по пешеходному переходу.

План обучения дошкольников поведению на дороге должен строиться с учетом требований действующих правил дорожного движения. Так как данная тема очень серьезна, то и разговаривать с детьми следует как со взрослыми. Важно не просто говорить с детьми о безопасности, но и научить их правильно себя вести на дороге [9, с. 17].

Обучение детей правилам поведения на дороге необходимо осуществлять комплексно с использованием различных форм работы: наблюдение, проведение экскурсий, занятия по рисованию и лепке на тему правил дорожного движения, просмотр видеороликов и мультфильмов по теме, моделирование проблемных ситуаций, участие детей в дидактических, ролевых и подвижных играх.

Группа в детском саду должна быть обеспечена оборудованием для игр. В процессе обучения педагогами используются такие средства, как настольные игры, дорожные знаки, макет улицы с машинами, светофорами, знаками. С помощью макета можно наглядно показать детям различные ситуации на дороге, где дети сами могут стать участниками дорожного движения и показать, как бы они поступили в той или иной ситуации.

В детском саду одним из эффективных и доступных способов формирования у детей культуры безопасного поведения является представление информации о дорожном движении в процессе поучительной игры.

Особая роль в жизнедеятельности детей дошкольного возраста отводится подвижным играм. Игровая деятельность способствует формированию культуры общения у детей, а также развитию познавательной активности. В процессе участия в подвижных играх у ребенка появляется стремление к самостоятельности. К тому же подвижные игры влияют на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, вызывают интерес к достижению успеха. Они направлены на усвоение норм и правил поведения в обществе.

При проведении в дошкольном учреждении подвижных игр у детей происходит формирование двигательных умений и навыков, развивается ориентирование в пространстве, тренируется выносливость, проявляется свобода в движениях. Ценность подвижных игр выражается кроме того в способности оказывать положительное воздействие на моторную и психическую сферу ребенка [5, с. 67].

Посредством подвижных игр закрепляется навык действовать в постоянно меняющихся условиях, быстро реагировать и принимать решение в конкретной ситуации, что очень значимо в условиях движения на улице.

Закреплению знаний о правилах дорожного движения способствуют занятия творчеством. На занятии по лепке дети могут слепить машину, светофор, на занятии по рисованию – изобразить дорожную ситуацию. В процессе создания каких-либо дорожных сюжетов из жизни с детьми изучаются правила поведения на дороге [10, с. 43].

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку смоделировать и оценить ситуацию, побыть участником дорожного движения. В процессе обучения детей безопасности на дороге посредством сюжетно-ролевых игр следует максимально приблизить ситуацию к реальности.

Таким образом, отмечается важность образовательной деятельности в области безопасности дорожного движения с детьми дошкольного возраста в связи с их психофизиологическими качествами, которые выступают в качестве факторов риска на дороге. Социально-культурная деятельность дошкольников выступает в качестве основного структурного элемента социокультурного развития в ходе формирования основ безопасности дорожного движения. Педагогами осуществляется деятельность по формированию у детей дошкольного возраста системы знаний и навыков безопасного поведения при участии в дорожном движении путем различных форм работы. Важно не только рассказать детям о правилах дорожного движения, но и показать наглядно путем участия детей в различных играх и творческой деятельности, дать детям возможность побыть участниками дорожного движения. Взаимодействие родителей и педагогов при обучении детей безопасности дорожного движения будет способствовать снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 64 с.
  2. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 15-20.
  3. Кузьмина Л.А., Питерскова М.Н., Шибаева Р.В. Воспитание у детей навыков безопасного поведения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 227-231.
  4. Овчаренко М.С., Овчаренко А.А., Кольцов А.С. Анализ и прогноз дорожно-транспортных происшествий с участием детей в РФ // Известия СПбГАУ. 2015. № 39. С. 393-397.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2002. 255 с.
  6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 112 с.
  7. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения / О.А. Скоролупова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
  8. Соколова Т.Б. Технологический процесс формирования у дошкольников правовой культуры участников дорожного движения в условиях дополнительного образования: результаты эмпирического исследования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 123-127.
  9. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. 144 с.
  10. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2008. 74 с.

Поделиться

602

Евсюкова Е. А. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 61-65. URL: https://apni.ru/article/4138-formirovanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-zna

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня