Одной из основных целей дошкольного образования является создание условий для безопасности жизни и укрепления здоровья детей.
Формирование у детей основ безопасности в окружающем мире происходит путем реализации нескольких задач:
- формирование знаний об опасностях в окружающем мире и возможных вариантах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного поведения для человека и природы;
- выработка безопасных для ребенка и окружающей природы паттернов поведения;
- обучение детей правилам безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства [1, с. 3].
В статье рассматривается проблема дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста, а также анализируются меры, направленные на его предупреждение и предотвращение.
При написании статьи использовались такие методы, как теоретический, эмпирический, метод построения моделей, обобщение, беседа.
Знание основ безопасности дорожного движения представляет собой значимое направление в сохранении жизни и здоровья дошкольников.
С числом увеличения участников дорожного движения, появлением новых видов транспорта возрастает важность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма [2].
Интерес к данной проблеме вызван тем, что, несмотря на возрастающий поток транспорта, культура безопасности и дисциплины во время дорожного движения развита слабо. Как следствие этого нередки случаи возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей [4].
Проблема предупреждения дорожно-транспортного травматизма стала предметом изучения отечественных педагогов, которые считают необходимым обеспечить воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Цель такого обучения – научить ребенка ориентироваться в окружении, оценивать дорожные ситуации, привить знания и навыки безопасного поведения на дороге.
Взрослый человек в случае опасности может вовремя принять решение, быстро среагировать. Дети в критической ситуации на такие действия не способны, так как у них еще не в достаточной степени развита ловкость, сообразительность, логическое мышление, они не могут оценить реальное расстояние до опасного объекта и его скорость.
Безопасность пешеходов зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения. Правила едины для всех, но для ребенка дошкольного возраста они сложны в восприятии и требуют адаптации в соответствии с возрастом. Это значит, что следует объяснять ребенку правила дорожного движения доступными для него словами, показывать взрослым на собственном примере.
Образовательный процесс по формированию у детей дошкольного возраста знаний по безопасности дорожного движения состоит из следующих компонентов:
- формирование предметных знаний и навыков (видов деятельности, которые могут осуществляться как в безопасных условиях, так и в условиях риска);
- специальная теоретическая подготовка к безопасному поведению (направлена на получение детьми знаний по безопасности);
- психологическая подготовка к безопасному поведению (развитие у детей смелости и решительности, способности принимать решения);
- обучение детей проницательности и дальновидности (это необходимо, чтобы ребенок мог предугадать последствия какой-либо ситуации на дороге);
- развитие системы нравственных ценностей, которые отражают требования к личности и нормы безопасного поведения.
Формирование у дошкольников культуры безопасности дорожного движения – длительный процесс. Для достижения положительных результатов занятия по закреплению знаний о правилах дорожного движения должны проводиться систематически [8]. Работа по формированию культуры безопасного поведения на дороге у детей должна осуществляться педагогами дошкольных образовательных учреждений совместно с родителями.
Первое представление ребенка о дорожном движении возникает до похода в детский сад. Ребенок совместно с родителями осваивает роль пешехода, роль пассажира автомобиля. Поэтому важно, чтобы родители своим примером показывали детям, как правильно себя вести на дороге, в транспорте.
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения следует начать с ознакомления с основными понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход [6, с. 18]. Поэтапно расширять представление детей о правилах дорожного движения: машины двигаются по проезжей части, люди (пешеходы) передвигаются по тротуарам, дорогу переходят по пешеходным переходам, движение нужно начинать только на зеленый сигнал светофора. После закрепления знаний об основных понятиях и правилах поведения следует познакомить детей с дорожными знаками, рассказать об их роли в регулировании дорожного движения, рассказать детям о роли инспектора ГИБДД в организации безопасного движения на дороге. В более старшем возрасте, дошкольников необходимо обучать пониманию логики дорожного движения, а также развивать у них умение ориентироваться при возникновении нестандартных ситуаций на дороге [7, с. 27].
Задача по обучению детей правилам дорожного движения не может быть реализована в полной мере без помощи родителей. Они должны развивать у ребенка привычку быть внимательным на улице [3]. По дороге в детский сад и обратно нужно проводить с ребенком беседы, обсуждать проблемные вопросы, комментировать свои действия на дороге. Таким образом, знания ребенка о безопасности на дороге будут закрепляться на практике.
С целью повышения безопасности движения ребенка в детский сад и обратно родители совместно с детьми могут разработать безопасный маршрут «Дом – детский сад». Так ребенок научится ориентироваться в дорожных ситуациях по пути в детский сад, а родители, принимающие участие в составлении маршрута, научатся замечать и предотвращать опасности.
Для составления безопасного маршрута родители с ребенком проходят дорогу к детскому саду и обратно, выбирают наиболее удобный путь и отмечают опасные места. После этого составляют схему расположения зданий, дорог, переходов, изображают светофоры и дорожные знаки и стрелками отмечают свой путь. После составления схемы маршрута родители наблюдают за тем, правильно ли ребенок движется по маршруту и соблюдает ли правила. Во время движения по безопасному маршруту важно выработать у ребенка привычку переходить улицу шагом, строго по пешеходному переходу.
План обучения дошкольников поведению на дороге должен строиться с учетом требований действующих правил дорожного движения. Так как данная тема очень серьезна, то и разговаривать с детьми следует как со взрослыми. Важно не просто говорить с детьми о безопасности, но и научить их правильно себя вести на дороге [9, с. 17].
Обучение детей правилам поведения на дороге необходимо осуществлять комплексно с использованием различных форм работы: наблюдение, проведение экскурсий, занятия по рисованию и лепке на тему правил дорожного движения, просмотр видеороликов и мультфильмов по теме, моделирование проблемных ситуаций, участие детей в дидактических, ролевых и подвижных играх.
Группа в детском саду должна быть обеспечена оборудованием для игр. В процессе обучения педагогами используются такие средства, как настольные игры, дорожные знаки, макет улицы с машинами, светофорами, знаками. С помощью макета можно наглядно показать детям различные ситуации на дороге, где дети сами могут стать участниками дорожного движения и показать, как бы они поступили в той или иной ситуации.
В детском саду одним из эффективных и доступных способов формирования у детей культуры безопасного поведения является представление информации о дорожном движении в процессе поучительной игры.
Особая роль в жизнедеятельности детей дошкольного возраста отводится подвижным играм. Игровая деятельность способствует формированию культуры общения у детей, а также развитию познавательной активности. В процессе участия в подвижных играх у ребенка появляется стремление к самостоятельности. К тому же подвижные игры влияют на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, вызывают интерес к достижению успеха. Они направлены на усвоение норм и правил поведения в обществе.
При проведении в дошкольном учреждении подвижных игр у детей происходит формирование двигательных умений и навыков, развивается ориентирование в пространстве, тренируется выносливость, проявляется свобода в движениях. Ценность подвижных игр выражается кроме того в способности оказывать положительное воздействие на моторную и психическую сферу ребенка [5, с. 67].
Посредством подвижных игр закрепляется навык действовать в постоянно меняющихся условиях, быстро реагировать и принимать решение в конкретной ситуации, что очень значимо в условиях движения на улице.
Закреплению знаний о правилах дорожного движения способствуют занятия творчеством. На занятии по лепке дети могут слепить машину, светофор, на занятии по рисованию – изобразить дорожную ситуацию. В процессе создания каких-либо дорожных сюжетов из жизни с детьми изучаются правила поведения на дороге [10, с. 43].
Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку смоделировать и оценить ситуацию, побыть участником дорожного движения. В процессе обучения детей безопасности на дороге посредством сюжетно-ролевых игр следует максимально приблизить ситуацию к реальности.
Таким образом, отмечается важность образовательной деятельности в области безопасности дорожного движения с детьми дошкольного возраста в связи с их психофизиологическими качествами, которые выступают в качестве факторов риска на дороге. Социально-культурная деятельность дошкольников выступает в качестве основного структурного элемента социокультурного развития в ходе формирования основ безопасности дорожного движения. Педагогами осуществляется деятельность по формированию у детей дошкольного возраста системы знаний и навыков безопасного поведения при участии в дорожном движении путем различных форм работы. Важно не только рассказать детям о правилах дорожного движения, но и показать наглядно путем участия детей в различных играх и творческой деятельности, дать детям возможность побыть участниками дорожного движения. Взаимодействие родителей и педагогов при обучении детей безопасности дорожного движения будет способствовать снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей.