научный журнал «Актуальные исследования» #20 (99), май '22

Особенности исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности и проблемы, возникающие при их исполнении

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в практической деятельности судебных приставов-исполнителей при исполнении исполнительных документов об административном приостановлении деятельности.

Аннотация статьи
административное приостановление деятельности
принудительное исполнение
судебные приставы-исполнители
Ключевые слова

Административное приостановление деятельности заключается во временном (до девяносто суток) прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Порядок применения указанной меры административного наказания определен статьей 32.12 КоАП РФ и статьей 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основная цель данного вида наказания заключается в своевременном предотвращении и предупреждении ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, исполнительный документ об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению, и срок для добровольного исполнения должнику не устанавливается.

Вместе с тем, статьей 27.16 КоАП РФ предусмотрена возможность установления до назначения наказания в виде приостановления деятельности временного запрета деятельности, о чем соответствующим лицом составляется протокол, в котором в обязательном порядке указывается дата и время фактического прекращения деятельности.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Однако в случае, когда до назначения наказания временный запрет не устанавливается, срок приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении вопроса о принудительном исполнении постановления об административном приостановлении деятельности необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Поскольку исполнительный документ об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению, должностное лицо службы судебных приставов, на исполнении у которого он находится, осуществляет незамедлительный выход по месту нахождения объекта и производит действия, указанные в исполнительном документе, которые, как правило, заключаются в наложении пломб, опечатывании помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы должника, а также применяет другие меры, указанные в постановлении об административном приостановлении деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Относительно объема принимаемых судебным приставом-исполнителем мер, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях» разъяснено, что в постановлении по делу суд обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий и сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Однако выбор конкретных мер, направленных на обеспечение принудительного исполнения указанных в постановлении суда мероприятий по административному приостановлению деятельности возложен на судебного пристава-исполнителя.

Исключением является назначение судом административного приостановления деятельности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В данном случае в постановлении судья одновременно с приостановлением деятельности решает вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

Контроль за исполнением должником требований судебного акта в период срока административного приостановления осуществляется судебным приставом-исполнителем путем проведения проверок с выходом на место исполнения. В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП РФ и применяются иные меры, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Исполнительное производство оканчивается только после истечения срока административного приостановления деятельности либо при досрочном прекращении судом исполнения данного вида наказания.

Одной из основных проблем, возникающей на практике, является отсутствие должников по адресам, указанным в исполнительных документах, например в связи с расторжением договора аренды.

В данном случае, исходя из складывающейся судебной практики, административного приостановления деятельности в виде временного прекращения эксплуатации помещений осуществляется судебным приставом-исполнителем независимо от того, кто ведет деятельность в спорных помещениях, должник или третьи лица, например, арендаторы помещений.

При этом возникает проблема соблюдение порядка составления административного протокола с обязательным участием (присутствием) лица, совершившего административное правонарушение.

Другой значительной проблемой является приостановление деятельности социально значимых объектов (больниц, социальных учреждений постоянного пребывания), освобождение объекта от граждан. В процессе принудительного исполнения постановлений об административном приостановлении деятельности возникают ситуации, когда невозможность исполнения видна уже на момент вынесения такого решения. Например, необходимо приостановить эксплуатацию здания больницы, которая является единственным лечебным заведением на десятки километров в округе и на момент вынесения постановления в больнице на лечении находятся десятки больных. Или ситуация, когда необходимо приостановить эксплуатацию печи в многоквартирном доме типа общежития в зимнее время.

Полагаю, что судебному приставу-исполнителю следует осуществлять исполнительные действия во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, своевременно проинформировать руководителей уполномоченных органов в части, касающейся их компетенции, а также использовать свое право, предусмотренное статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на обращение в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления суда при сложившихся обстоятельствах..

На основании вышеперечисленных проблем становится ясно, что, несмотря на законодательно закрепленный «алгоритм» действий должностных лиц, ответственных за принудительное исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности, зачастую, возникающие в ходе исполнения проблемы должны решаться исходя из каждого конкретного случая и специфики объектов, подлежащих приостановлению.

В свою очередь, налаженное межведомственное взаимодействие (привлечение специалистов и оказание технической помощи в рамках компетенции) играет в этом вопросе значительную роль и может способствовать надлежащему и своевременному исполнению такой социально значимой категории исполнения.

Текст статьи
  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022).
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022).
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5(ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
  5. "Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-практическое пособие" (3-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова) (изд."Статут", 2017).
  6. Письмо ФССП России от 26.12.2014 N 00011/14/81265-АП "Об организации работы по административному приостановлению деятельности должников".
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля