Развитие эмоциональной регуляции поведения у младших подростков с ОВЗ

В современном мире психическое здоровье человека во многом зависит от его способности регулировать свое эмоциональное состояние. В статье мы доказали эффективность психологической программы по развитию эмоциональной регуляции поведения у младших подростков.

Аннотация статьи
психическое здоровье
тревожность
эмоциональная регуляция поведения
младшие подростки
эмоции
агрессивность
враждебность
Ключевые слова

Знания и понимание содержания механизмов эмоциональной регуляции поведения у младших подростков с ОВЗ представляет несомненную важность не только для практической психологии, но и для педагогического состава, работающего с данными детьми. Известно, что школы и специализированные учреждения, в которых обучаются дети и подростки с ОВЗ, нуждаются в новых, эффективных подходах диагностики и последующей реабилитации своих воспитанников.

Цель исследования: доказать эффективность психологической программы по развитию эмоциональной регуляции поведения у младших подростков с ОВЗ.

Организация исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 11 имени заслуженного учителя РСФСР М. Ф. Мануйловой» г. Владимира. В нем принимали участие две группы школьников: 1) экспериментальная (ЭГ), которая состояла из 30 учащихся, проходивших психологическую программу по развитию эмоциональной регуляции поведения; 2) контрольная (КГ), в которую вошли 25 младших подростков, не участвующих в данной психологической программе.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.

  1. Исследование уровня тревожности по тесту Спилбергера-Ханина.
  2. Методика экспресс-диагностики В. В. Бойко «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды».
  3. Опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки.
  4. Опросник «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)».

Достоверность различий между показателями вычислялась при помощи углового преобразования Фишера (φ).

В подростковом возрасте человек часто переживает эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагоприятных ситуаций, предчувствием грозящей опасности. Подросток постоянно тревожится по разным поводам, например, по поводу внешности, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями. Постоянно повышенный уровень возбужденности и эмоциональной тревоги может привести к возникновению личностной тревожности. Данная форма тревожности, вступая во взаимодействие с ситуативной тревожностью, приводит к усилению стресса и к развитию психосоматических заболеваний. Личностная тревожность – это постоянная черта характера, которая может значительно влиять на принятие решений, на выбор и тактику поведения и на выбор жизненных стратегий в целом. Она развивается из ситуативной [3]. Так как тревожность сильно влияет на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, на активность, то мы решили выявить ее уровень у наших исследуемых подростков, используя тест Спилбергера-Ханина, результаты можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Показатели личностной и ситуативной тревожности контрольной и экспериментальной групп

Показатели тревожности

Личностная тревожность

Φ, при p≤0,01

Ситуативная тревожность

Φ, при p≤0,01

Показатели КГ, %

Показатели ЭГ, %

Показатели КГ, %

Показатели ЭГ, %

Тревожность отсутствует

12%

60%

3,933

8%

46,7%

3,438,

Умеренная тревожность

68%

40%

2,105

68%

53,3%

1,115

p≥0,05

Выраженная тревожность

20%

0%

4,597

24%

0%

2,43

Между показателями личностной и ситуативной тревожностями контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия. Достоверность различий не подтвердилась только в результатах умеренной ситуативной тревожности.

Проведя диагностику типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды в наших группах, по методике В. В. Бойко, мы получили следующие показатели (табл. 2). Было выявлено, что после прохождения психологической программы младшие подростки стали пытаться конструктивно подходить к решению возникающих у них проблем. А это подтверждает эффективность программы.

Таблица 2

Показатели эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды контрольной и экспериментальной групп

Тип эмоциональной

реакции

Показатели КГ,

%

Показатели ЭГ, %

Φ, при p≤0,01

Эйфорическая реакция

36%

70%

2,566

Рефрактерная реакция

64%

30%

2,57

Дистрофическая реакция

0%

0%

 

Проведя анализ показателей агрессивных и враждебных реакций, полученных при проведении опросника Дасса-Барки, мы выявили следующие результаты, которые также свидетельствуют об эффективности программы (табл. 3).

Таблица 3

Показатели агрессивности и враждебности подростков из контрольной и экспериментальной групп

Уровень проявления

Агрессивность

(φ), при P≤0,01

Враждебность

(φ), при P≤0,01

Респонденты из КГ, %

Респонденты из ЭГ, %

Респонденты из КГ, %

Респонденты из ЭГ, %

Незначительный

44%

66,7%

9,197

32%

73,3%

7,369

Умеренный

44%

33,3%

8,328

52%

26,7%

5,331

Весьма значительный

12%

0%

2,123

16%

0%

2,876

Проанализировав показатели уровня проявления враждебности, которые были получены после прохождения младшими подростками нашей психологической программы, мы зафиксировали следующие результаты. 73,3% младших подростков проявляют слабо выраженную враждебность, а умеренную 26,7.

Проведя диагностику самочувствия, общей активности и настроения, по опроснику САН, были получены следующие данные. Показатели по шкале самочувствие у младших подростков значительно изменились, после прохождения психологической программы, и стали в норме у 86,6% исследуемых, но у 13,4% не изменились. По шкале активность результаты также улучшились и 80% школьников пришли в норму. Изменились показатели по шкале настроение и стали в норме у 93,3% младших подростков. Результаты контрольной группы и экспериментальной достоверно различны (табл. 4).

Таблица 4

Показатели контрольной и экспериментальной групп по опроснику САН

 

Название шкалы, показатель уровня, %

самочувствие

активность

настроение

норма

низкий

норма

низкий

норма

низкий

Контрольная группа

60%

40%%

52%

48%

56%

44%

Экспериментальная группа

86,6%

13,4%

80%

20%

93,3%

6,7%

Φ, при p≤0,01

3,486

2,522

3,423

Таким образом, психологическую программу можно считать эффективной, так как у младших подростков из экспериментальной группы по сравнению со сверстниками из контрольной, произошли следующие изменения:

– снизился уровень агрессивных и враждебных реакций;

– изменился в конструктивную сторону тип эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды;

– снизился уровень личностной и ситуативной тревожности;

– улучшилось самочувствие, общая активность и настроение.

Текст статьи
  1. 1Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
  2. Колмогорова Л.С. Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся / Л. С. Колмогорова, О. Г. Холодкова // Диагностика психологического здоровья и психологической культуры школьников. – Барнаул, 2014. – С. 73-106.
  3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Пирожан. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 2000. – 304 с.
Список литературы