Знания и понимание содержания механизмов эмоциональной регуляции поведения у младших подростков с ОВЗ представляет несомненную важность не только для практической психологии, но и для педагогического состава, работающего с данными детьми. Известно, что школы и специализированные учреждения, в которых обучаются дети и подростки с ОВЗ, нуждаются в новых, эффективных подходах диагностики и последующей реабилитации своих воспитанников.
Цель исследования: доказать эффективность психологической программы по развитию эмоциональной регуляции поведения у младших подростков с ОВЗ.
Организация исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 11 имени заслуженного учителя РСФСР М. Ф. Мануйловой» г. Владимира. В нем принимали участие две группы школьников: 1) экспериментальная (ЭГ), которая состояла из 30 учащихся, проходивших психологическую программу по развитию эмоциональной регуляции поведения; 2) контрольная (КГ), в которую вошли 25 младших подростков, не участвующих в данной психологической программе.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.
- Исследование уровня тревожности по тесту Спилбергера-Ханина.
- Методика экспресс-диагностики В. В. Бойко «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды».
- Опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки.
- Опросник «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)».
Достоверность различий между показателями вычислялась при помощи углового преобразования Фишера (φ).
В подростковом возрасте человек часто переживает эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагоприятных ситуаций, предчувствием грозящей опасности. Подросток постоянно тревожится по разным поводам, например, по поводу внешности, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями. Постоянно повышенный уровень возбужденности и эмоциональной тревоги может привести к возникновению личностной тревожности. Данная форма тревожности, вступая во взаимодействие с ситуативной тревожностью, приводит к усилению стресса и к развитию психосоматических заболеваний. Личностная тревожность – это постоянная черта характера, которая может значительно влиять на принятие решений, на выбор и тактику поведения и на выбор жизненных стратегий в целом. Она развивается из ситуативной [3]. Так как тревожность сильно влияет на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, на активность, то мы решили выявить ее уровень у наших исследуемых подростков, используя тест Спилбергера-Ханина, результаты можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Показатели личностной и ситуативной тревожности контрольной и экспериментальной групп
Показатели тревожности |
Личностная тревожность |
Φ, при p≤0,01 |
Ситуативная тревожность |
Φ, при p≤0,01 | ||
Показатели КГ, % |
Показатели ЭГ, % |
Показатели КГ, % |
Показатели ЭГ, % | |||
Тревожность отсутствует |
12% |
60% |
3,933 |
8% |
46,7% |
3,438, |
Умеренная тревожность |
68% |
40% |
2,105 |
68% |
53,3% |
1,115 p≥0,05 |
Выраженная тревожность |
20% |
0% |
4,597 |
24% |
0% |
2,43 |
Между показателями личностной и ситуативной тревожностями контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия. Достоверность различий не подтвердилась только в результатах умеренной ситуативной тревожности.
Проведя диагностику типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды в наших группах, по методике В. В. Бойко, мы получили следующие показатели (табл. 2). Было выявлено, что после прохождения психологической программы младшие подростки стали пытаться конструктивно подходить к решению возникающих у них проблем. А это подтверждает эффективность программы.
Таблица 2
Показатели эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды контрольной и экспериментальной групп
Тип эмоциональной реакции |
Показатели КГ, % |
Показатели ЭГ, % |
Φ, при p≤0,01 |
Эйфорическая реакция |
36% |
70% |
2,566 |
Рефрактерная реакция |
64% |
30% |
2,57 |
Дистрофическая реакция |
0% |
0% |
|
Проведя анализ показателей агрессивных и враждебных реакций, полученных при проведении опросника Дасса-Барки, мы выявили следующие результаты, которые также свидетельствуют об эффективности программы (табл. 3).
Таблица 3
Показатели агрессивности и враждебности подростков из контрольной и экспериментальной групп
Уровень проявления |
Агрессивность |
(φ), при P≤0,01 |
Враждебность |
(φ), при P≤0,01 | ||
Респонденты из КГ, % |
Респонденты из ЭГ, % |
Респонденты из КГ, % |
Респонденты из ЭГ, % | |||
Незначительный |
44% |
66,7% |
9,197 |
32% |
73,3% |
7,369 |
Умеренный |
44% |
33,3% |
8,328 |
52% |
26,7% |
5,331 |
Весьма значительный |
12% |
0% |
2,123 |
16% |
0% |
2,876 |
Проанализировав показатели уровня проявления враждебности, которые были получены после прохождения младшими подростками нашей психологической программы, мы зафиксировали следующие результаты. 73,3% младших подростков проявляют слабо выраженную враждебность, а умеренную 26,7.
Проведя диагностику самочувствия, общей активности и настроения, по опроснику САН, были получены следующие данные. Показатели по шкале самочувствие у младших подростков значительно изменились, после прохождения психологической программы, и стали в норме у 86,6% исследуемых, но у 13,4% не изменились. По шкале активность результаты также улучшились и 80% школьников пришли в норму. Изменились показатели по шкале настроение и стали в норме у 93,3% младших подростков. Результаты контрольной группы и экспериментальной достоверно различны (табл. 4).
Таблица 4
Показатели контрольной и экспериментальной групп по опроснику САН
|
Название шкалы, показатель уровня, % | |||||
самочувствие |
активность |
настроение | ||||
норма |
низкий |
норма |
низкий |
норма |
низкий | |
Контрольная группа |
60% |
40%% |
52% |
48% |
56% |
44% |
Экспериментальная группа |
86,6% |
13,4% |
80% |
20% |
93,3% |
6,7% |
Φ, при p≤0,01 |
3,486 |
2,522 |
3,423 |
Таким образом, психологическую программу можно считать эффективной, так как у младших подростков из экспериментальной группы по сравнению со сверстниками из контрольной, произошли следующие изменения:
– снизился уровень агрессивных и враждебных реакций;
– изменился в конструктивную сторону тип эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды;
– снизился уровень личностной и ситуативной тревожности;
– улучшилось самочувствие, общая активность и настроение.