Своеобразие нравственного аспекта трудовой деятельности по Канту

В данной статье рассматривается своеобразие нравственного аспекта трудовой деятельности по Канту – яркого представителя Нового времени, на основе главных особенностей трудовой деятельности Нового времени.

Аннотация статьи
человеческая деятельность
трудовая мораль
автономность морали
моральный закон
категорический императив
Ключевые слова

Одним из известных видов человеческой деятельности, определяющий сущность человека и социума является труд. Естественно, что трудовая деятельность регламентируется соответствующими этическими нормами, принципами, ценностями. Без обращения к историческим формам становления трудовой морали невозможно определить сущность и генезис профессиональной морали, так как понимание логики становления трудовой и профессиональной морали ярко подчеркивает актуальность рассматриваемых этических позиций. При этом антропологический подход является самым подходящим методологическим основанием анализа этических концепций, применение которого дает возможность точно выделить труд в системе человеческих ценностей и выявить мотивацию к труду на каждом этапе развития социума.

В данной статье рассмотрим своеобразие нравственного аспекта трудовой деятельности по Канту – яркого представителя Нового времени, на основе таких главных особенностей трудовой деятельности Нового времени как:

  • стремление проникнуть в сущность моральных явлений;
  • ярко выраженное критическое отношение к действительности;
  • обоснование этической самоценности индивида как субъекта - творца морали и утверждение его права на удовлетворение индивидуальных потребностей.

Следует отметить, что главной для философии Нового времени является проблема гармонизации частного и общественного. Этическое преломление ее приобретает такую формулировку: каким образом нравственность, вырастая из интересов отдельного индивида, становится в то же время общеобязательной моральной силой? [1]

Специфика этики Нового времени находит свое выражение в следующих основных направлениях: скептицизм, рационализм, сенсуализм и ригоризм Канта.

Самой оригинальной этической концепцией Нового времени, «коперниканским переворотом» своего рода является этика И.Канта. Антропологический подход, принятый в качестве методологии данной статьи, созвучен с рассмотрением Кантом всей этической проблематики через призму взаимосвязи трех ступеней общественно-деятельной природы человека.

В заключительной главе своей «Антропологии» великий немецкий философ выделяет три ступени деятельности субъекта:

  • технико-механическую, благодаря которой человечество возвышает себя над природой;
  • прагматическую, т.е. образ жизни в социальном измерении, в отличие от природного;
  • моральную, на которой человечество духовно совершенствует себя как род [1].

И.Кант стремится обосновать универсальный, всеобщий характер морали, которая фактически тождественна нравственности, во всяком случае, является ее стержнем. Мораль, таким образом, - одно из основополагающих качеств человека наряду с разумом. Автономность ее означает независимость от каких-либо внешних детерминант: от биологических характеристик человека, от превратностей социальной жизни, степени устойчивости общества, от религии. Таким образом, автономность морали безусловна, иначе говоря, предписание морального закона надо выполнять при любых условиях; ссылки на особые обстоятельства, оправдывающие аморальный поступок, Кантом решительно не принимаются.

Сам моральный закон, называемый Кантом категорическим императивом, звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [2] (т.е. императива). Отсюда следует, что человек ответствен за все человечество, совершая поступок, он как бы задает принцип и масштаб поведения другим людям. Причем, следуя моральному закону, человек не мотивирует свое поведение ни корыстью, ни выгодой, ни соображениями пользы или удовольствия. Это требование очевидно в другой формулировке категорического императива, предписывающей относиться к человеку и в своем лице и в лице всякого другого как к цели, но не как к средству.

Кант придает большое значение мотиву поступка, причем единственным мотивом морального поведения он считает строгое следование долгу. Поведение, соответствующее только велению долга, позволяет охарактеризовать этику Канта как ригористическую.

В контексте ригоризма Канта следует трактовать и трудовую мораль. Очевидно, что труд, являясь проявлением общественно-деятельностной сущности человека и выражением следования долгу, есть практическая реализация морального закона. Суть же морального закона, по Канту, заключается в нравственном совершенствовании человека как родового существа.

Текст статьи
  1. Ситяева Л.П. Профессиональная этика: учеб.пособие - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. С.22.
  2. Кант И. Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль, 1999. С.196.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля