Одним из известных видов человеческой деятельности, определяющий сущность человека и социума является труд. Естественно, что трудовая деятельность регламентируется соответствующими этическими нормами, принципами, ценностями. Без обращения к историческим формам становления трудовой морали невозможно определить сущность и генезис профессиональной морали, так как понимание логики становления трудовой и профессиональной морали ярко подчеркивает актуальность рассматриваемых этических позиций. При этом антропологический подход является самым подходящим методологическим основанием анализа этических концепций, применение которого дает возможность точно выделить труд в системе человеческих ценностей и выявить мотивацию к труду на каждом этапе развития социума.
В данной статье рассмотрим своеобразие нравственного аспекта трудовой деятельности по Канту – яркого представителя Нового времени, на основе таких главных особенностей трудовой деятельности Нового времени как:
- стремление проникнуть в сущность моральных явлений;
- ярко выраженное критическое отношение к действительности;
- обоснование этической самоценности индивида как субъекта - творца морали и утверждение его права на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Следует отметить, что главной для философии Нового времени является проблема гармонизации частного и общественного. Этическое преломление ее приобретает такую формулировку: каким образом нравственность, вырастая из интересов отдельного индивида, становится в то же время общеобязательной моральной силой? [1]
Специфика этики Нового времени находит свое выражение в следующих основных направлениях: скептицизм, рационализм, сенсуализм и ригоризм Канта.
Самой оригинальной этической концепцией Нового времени, «коперниканским переворотом» своего рода является этика И.Канта. Антропологический подход, принятый в качестве методологии данной статьи, созвучен с рассмотрением Кантом всей этической проблематики через призму взаимосвязи трех ступеней общественно-деятельной природы человека.
В заключительной главе своей «Антропологии» великий немецкий философ выделяет три ступени деятельности субъекта:
- технико-механическую, благодаря которой человечество возвышает себя над природой;
- прагматическую, т.е. образ жизни в социальном измерении, в отличие от природного;
- моральную, на которой человечество духовно совершенствует себя как род [1].
И.Кант стремится обосновать универсальный, всеобщий характер морали, которая фактически тождественна нравственности, во всяком случае, является ее стержнем. Мораль, таким образом, - одно из основополагающих качеств человека наряду с разумом. Автономность ее означает независимость от каких-либо внешних детерминант: от биологических характеристик человека, от превратностей социальной жизни, степени устойчивости общества, от религии. Таким образом, автономность морали безусловна, иначе говоря, предписание морального закона надо выполнять при любых условиях; ссылки на особые обстоятельства, оправдывающие аморальный поступок, Кантом решительно не принимаются.
Сам моральный закон, называемый Кантом категорическим императивом, звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [2] (т.е. императива). Отсюда следует, что человек ответствен за все человечество, совершая поступок, он как бы задает принцип и масштаб поведения другим людям. Причем, следуя моральному закону, человек не мотивирует свое поведение ни корыстью, ни выгодой, ни соображениями пользы или удовольствия. Это требование очевидно в другой формулировке категорического императива, предписывающей относиться к человеку и в своем лице и в лице всякого другого как к цели, но не как к средству.
Кант придает большое значение мотиву поступка, причем единственным мотивом морального поведения он считает строгое следование долгу. Поведение, соответствующее только велению долга, позволяет охарактеризовать этику Канта как ригористическую.
В контексте ригоризма Канта следует трактовать и трудовую мораль. Очевидно, что труд, являясь проявлением общественно-деятельностной сущности человека и выражением следования долгу, есть практическая реализация морального закона. Суть же морального закона, по Канту, заключается в нравственном совершенствовании человека как родового существа.