За последние два года развитие духовно-нравственного потенциала личности реализовывалось в сложнейших условиях пандемии, связанной с COVID-19, вследствие которой усилились тревожные расстройства, как у детей, так и взрослых, для большинства людей карантин стал возможностью остановиться и узнать себя (а это не всегда легко, – увидеть себя как есть), но за этим бедствием последовало новое более опасное, поставившее мир под угрозу возможной ядерной войны. В такой непростой ситуации важна мобилизация всех сил человеческого духа, актуализация его духовно-нравственного потенциала. Научить человека жить среди других людей – непростая задача театральной педагогики, которая необходима в преодолении эгоизма и потребительского отношения к миру.
По сути в мире всегда сталкиваются два мировоззрения: идеальное и материальное, и в обострившихся конфликтах борьба идет не столько за территориальную целостность, сколько за человеческие души. В связи с этим, возрастает роль детского театра, влияющего на духовно-нравственную атмосферу образовательной среды и развитие личности.
Развитие – непрерывный процесс. Человек может развиваться на протяжении всей жизни, становясь мудрым, гибким, способным выбирать и фильтровать содержание собственного ума, игнорируя грубые импульсы, свойственные подросткам и юношеству. Свойство развития постоянное изменение, переходящее в качественно новое состояние, поскольку связано с развитием интеллекта, мировоззрения, самосознания, отношения к действительности.
И вот, искусство сцены стало возможным мостиком между идеальным и материальным миром человека, поскольку, живя на земле, и пользуясь всеми материальными достижениями цивилизации, человек разумный всегда вглядывается в небо. Человеческий дух неистребимо рвется на свободу от материальной зависимости к идеальной потребности высших категорий своей эмоциональной сферы: нежности, внимательности, сострадания, верности, долга, любви.
Детский театр играет ключевую роль в развитии личности актёра не менее важную роль в развитии личности зрителя. Происходящие в мире взрослых кризисы влияют на неокрепшую детскую психику, часто провоцируя конфликты в детской и подростковой среде, но этот взрослый мир нельзя поделить на черное и белое, как невозможно было некогда поделить людей на белых и красных. Однако подобные разделения были, есть и будут. Как воспитать в людях уважение друг у другу? Как помочь им друг друга понять и простить? Как соединить неделимое целое? Ответом на все эти вопросы может стать преображённая театральным искусством жизнь. Рассмотрим, каким образом влияет театральное искусство на личность человека на примере философского спектакля-притчи «Три желания для ангела».
В понятие философский спектакль вкладываются сложные философские вопросы, заставляющие зрителя задуматься над происходящим на сцене. Жизнь не всегда бывает легкой, безоблачной и счастливой. Ребенок, для которого пытаются создать «парниковую среду», ограждая его от действительности, вряд ли сможет понять потребности другого человека, а они, порой, могут быть несоизмеримо важнее его потребностей.
Актуальность поднятой в спектакле проблемы погружает личность в размышление над собственными мыслями, желаниями и поступками. «Три желания для Ангела», это образно столкновения пресыщенного материальными благами сознания с неведомой до селя жизнью души человеческой, в которую стучится рождественский Ангел.
Мистический персонаж приходит на землю, чтобы исполнить три самых заветных желания, но сталкивается с пустотой человеческих душ, как в песне группы Аквариум: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть» («Поезд в огне»). Ангел прилетает в мир, где все спешат и никому нет дела до небесного посланника. Вот дети спорят о том, у кого из них лучше и круче телефон, вот другие дети, которым уже все купили (это все игрушки и конфеты). Дети мыслят в категориях материальных ценностей. Вот маленький мальчик тянется к Ангелу, его душа ещё способна разглядеть небесного посланника, поверить в чудо, но мама мальчика видит в Ангеле птичку и запрещает трогать «её», ведь птичка может быть заразной. Спектакль – это зеркало, если хотите, для всех нас, в нём мы можем увидеть не своё лицо, а собственную душу, спектакль открывает перед нами мир невидимый, духовный. Вот дети кидаются снежками и не со зла попадают в Ангела, Ангел вздрагивает. Вот они разбегаются и Ангел остается один, воет метель, усиливая в душе зрителя сопереживание Ангелу. Но где-то из окон домов доносится пение про Ангела, он ищет окно, где поют такую светлую чудесную песню, и прилетает в квартиру, где видит маленькую девочку, и у этой крохи есть три желания для Ангела, только исполнив их, он сможет вернуться обратно на Небо. И это отнюдь не материальные желания (перекликается с другим спектаклем нашей студии «В мастерского Деда Мороза»). Какие же это желания? Здоровье мамы, скорейшее возвращение папы и радость всех детских душ, их обращенность к добру, неравнодушие (исправление детей).
Вот такие желания и могут быть реализованы Ангелом. Конечный аккорд – песня про Ангела, прощание с ним. Но есть надежда, что в следующий раз дети будут более чуткими.
Развитие духовно-нравственного потенциала личности на подобных мероприятиях – акт одного часа. Воздействие искусства сцены на зрителя и актера – это про здесь и сейчас. Личность изменяется в процессе просмотра и в процессе игры. Любое соприкосновение с культурой можно рассматривать как духовно-нравственный опыт созидания себя и мира.