научный журнал «Актуальные исследования» #21 (100), июнь '22

Формирование представлений о ложных и истинных ценностях личности учащихся начальной школы на примере спектакля «Подарок из мастерского Деда Мороза»

В статье рассматривается возможность школьного спектакля на формирование представлений учащихся начальной школы на ложные и истинные ценности. Автор обращает внимание на то, что культура в современном мире может противостоять негативному влиянию внешней агрессивной среды на душу ребенка и расчеловечиванию человека. В практико-ориентированной статье описывается опыт подготовки и проведению детского новогоднего спектакля «Подарок из мастерского Деда Мороза» и описываются возможности театральной педагогики.

Аннотация статьи
личность
формирование
представление (мнение) ценности
Ключевые слова

На днях, гуляя по Арбату увидела выставку Ирины Лашкевич и Даниила Богдан «Дети Донбасса», которая открывается строчками известной песни Аркадия Островского на слова Льва Ошанина: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

Когда много лет назад, мы вместе с братским украинским народом отмечали общую, одну на всех победу в Великой Отечественной войне, никто не мог подумать, что в городе-герое Киеве, одном из первых городов Советского Союза, оказавшим сопротивление нацисткой Германии может возродиться нацизм и немецкая свастика станет современной реальностью пророссийской украинской власти, дышащей русофобией практически на идентичный его народу русский народ. Всё происходящее на Украине отражается болью в сердце русского человека, глубоко почитающего Киев, как «Матерь городов русских».

Но вернемся к выставке «Дети Донбасса». Фотопроект готовился на протяжении нескольких месяцев две тысяча семнадцатого года. Авторы проекта проделали огромную работу, для того, чтобы люди мира увидели, что на войне гибнут не только солдаты, но страдает самая уязвлённая и беззащитная категория граждан, а именно дети. Невероятно взрослые, глядящие прямо в душу глаза детей, детей (повзрослевших до срока, и усвоивших навсегда страшный урок войны, в той простой истине, что ничего дороже человеческой жизни на земле нет и быть не может), буквально говорят: «Не пройди мимо, человек! Защити». И кажется, что эти стойкие личности порой совсем ещё маленьких детей уж точно имеют представления о мнимых и истинных ценностях, в столкновении материального и идеального мира.

Как правило, в московских школах учатся дети, не знакомые со страшным опытом войны. Не могу сказать, что все эти дети с простой судьбой. Бывает по-разному, кто-то болен, чьи-то родители в разводе, а чьи-то могут страдать алкогольной зависимостью. Страдание человека, а тем более детей нельзя сравнивать. Тем не менее детство дано для того, чтобы подготовиться к взрослой достойной жизни. А достойную жизнь делают не деньги, а качество человеческой личности, ведь в жизни можно многое купить. Многое, но не все.

Как же отличить истинные и ложные ценности? Истинные ценности делают нас счастливыми. Причем счастье – это не отсутствие страдания в жизни. Счастье можно рассматривать, как часть, сопричастность в мире людей к духовным ценностям семьи, страны, своей культуры. Ложные ценности делают нас злыми, душевные силы растрачиваются на выяснение отношений, ссоры, вражду. Дух разделения, зависть, непомерная гордость, погоня за материальными ценностями в ущерб своему ближнему отнимают здоровье, делают неспокойными от угрызений совести, и приводят к более тяжелому состоянию – потери совести. Когда совесть вдруг умолкает, не укоряет и человек, вроде бы живет, но на самом деле он мертв душой. Ему более не доступны такие категории добра, как сострадание, справедливость, любовь и уважение к ближнему.

Сформированные представления о ложных и истинных ценностях формируют ядро личности. Формирование – это многозначное понятие, в педагогике под этим понятием понимается процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности. Много лет занимаясь театральной педагогикой, я вижу какими дети приходят в театральную студию и какими они становятся. Театральная педагогика помогает переформатировать искаженное, а вернее сказать зараженной общей жаждой наживы ложное представление личности ребенка о ценностях и сформировать в нём навыки внимания к другому человеку, ценностные ориентации. Мне не нужно объяснять детям «что такое хорошо, и что такое плохо», за меня это делает драматургия. Часто сценарии для своих спектаклей готовлю сама, как и к спектаклю «Подарок из мастерского Деда Мороза». А поскольку спектакль готовился с учащимися первых классов, я старалась быть предельно краткой, лаконичной, простой и доступной, как говорит русская пословица: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Спектакль о ложных и истинных ценностях, динамичный, музыкальный, с некоторой долей иронии и юмора. В сюжете спектакля лежит конфликт главной героини с миром ложных ценностей. Родители девочки приглашают на Новый год Деда Мороза и Снегурочку. Вместе со сказочными персонажами в гости к капризной и вечно недовольной девочке приходят зверята из волшебного леса. Они все пытаются её рассмешить, но тщетно. Папа и мама в отчаянии. Дед Мороз рассержен и отменяет Новый год. Зверята расстроены. Ведь все ждут праздника. Мудрый кот предлагает подслушать мечты капризной девочки Ольги. Оказывается, что Ольге не хватает верного четвероного друга. И зверята решают сшить собаку в мастерской у Деда Мороза, а потом попросить Деда Мороза оживить собаку. Спектакль доступен и понятен детям-актерам и детям-зрителям.

И думается, что дети, принявшую идею о девочке с мечтой о собаке, как истинной ценности дружбы, вряд ли будут заражены идеологией превосходства своей нации над другими, поскольку дружба – это личные отношения между людьми, основанные на уважении. Дети везде дети, они только учатся жить, а театральная педагогика только одно из средств развития личных человеческих качеств в ребенке. Сцена – это идеализированное пространство, в нем все «не по-настоящему», придуманная жизнь и герои, кроме искренних чувств актера и зрителя, верящих в то, что добро обязательно справится, победит в борьбе со злом, и вера эта, помогает и маленькому актеру, и маленькому зрителю стать лучше и человечней.

Текст статьи
  1. Борискина А.А. Планка. – М., «УЦ Перспектива», 2008. – 112 с. Раздел «Сценические этюды». С. 63-78.
  2. Бруссер А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов / А.М. Бруссер. - М.: ВЦХТ, 2008. - 112 с.
  3. Гааз Э.П. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе/ Э.П. Гааз. - М.: ВЦХТ, 2001. - 144 с.
  4. Михайлова А.Я. "Театр повышенной тревожности…": Мастера театра для детей о театральном воспитании / А.Я. Михайлова. - М.: ВЦХТ, 2004. - 160 с.
  5. Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие/ Г.В. Морозова. - М.: ВЦХТ, 2001. - 144 с.
  6. Попов П.Г. О методе. Театральная педагогика. Режиссура / П.Г. Попов. - М.: ВЦХТ, 2005. - 160 с.
  7. Савостьянов А.И. Рождение артиста / А.И. Савостьянов. - М.: ВЦХТ, 2006. - 144 с.
  8. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля