Межличностное общение студентов в СПО. Телефонная зависимость

В данной статье автор рассматривает межличностное общение среди студентов среднего профессионального образования. А также поднимает вопрос о телефонной зависимости среди молодого поколения. Используя исследование доказывает влияние телефона на студентов.

Аннотация статьи
межличностное общение
зависимость
телефон
общение
смартфон
Ключевые слова

Современный мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняемся и мы. XXI век – это век информатизации, мы активно используем различные устройства, сеть Интернет. Так, с развитием новых технологий, гаджеты все глубже проникают в нашу повседневную жизнь. Сейчас уже сложно представить один день без переписки в социальных сетях или мессенджерах, электронной почты, главных новостей на своих любимых форумах и сайтах. Особое место среди этого занимают мобильные телефоны. Сейчас практически все вопросы можно решить при помощи мобильного телефона. И если старшее поколение мало подвергнуто возможной телефонной зависимости, то подрастающее поколение склонно к этой зависимости.

Современные студенты имеют намного больше возможностей благодаря тому, что родились в эпоху информатизации и цифровизации, однако при этом есть одно «но», дети почти не могут обходиться без мобильных телефонов. И у многих – это переходит в зависимость, из-за которой особенно обеспокоены родители, психологи и педагоги.

Важно отметить, что практически единицы людей покупают калькуляторы и будильники, плееры, а современные студенты даже об этом и не знают, поскольку это все заменяет один сотовый телефон. Однако такое упрощение жизни влечет за собой одну большую угрозу. Многие исследователи интересовались проблемой распространения сотовых телефонов относительно вреда, который появляется при неограниченном использовании. Подобная мобильная зависимость называется – мобиломанией [2, с.2].

В настоящее время общение между подростками очень сильно меняется, а это значит, что данная тема является особо актуальной. Межличностное общение заключается во взаимодействии человека с другими детьми. Оно включает в себя ситуацию, время и место общения [1, с. 231].

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни [1, с. 238].

Целью данной работы является выявление влияния мобильного телефона на общение между студентами. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Проанализировать психологические особенности юношеского периода;
  2. Рассмотреть проблемы телефонной зависимости;
  3. Проанализировать процессы общения, проанализировать процессы общения в телефоне;
  4. Эмпирически доказать наличие связи между телефонной зависимостью и трудностями в межличностном общении.

Потребность в постоянном использовании телефона, не всегда оправданная с точки зрения практичности, можно отнести к категории аддикции.

Аддиктивным можно считать поведение, которое не ситуативно, а возникает достаточно часто и носит хронический характер. Это поведение неотделимо от неосознанного желания уйти от реальности (в первую очередь, от проблем) путем изменения состояния своего сознания.

Существуют три формы аддиктивного поведения личности [3, с.126]:

  • Химические аддикции (наркомания, токсикомания, алкоголизм);
  • Биохимические (анорексия, булимия);
  • Нехимические.

Несложно догадаться, что зависимость от мобильных телефонов относится к группе нехимических аддикций. Нехимическая форма аддиктивного поведения связана с психологическими защитными механизмами человека. Защита, которую строит человек, всегда является ответной реакцией на какие-то неприятности, проблемы, дискомфортные ситуации [3, с. 167]. Защита приобретает ритуализированный характер, а также чётко отрабатываются модели поведения личности. Например, в случае мобильной зависимости человек на все дискомфортные ситуации начинает одинаково реагировать. Яркий пример – это брать в руки телефон и бессмысленно щелкать кнопками или водить по экрану.

Учёные из Университета Стаффордшира проанализировал отношение студентов к сотовым телефонам, и нашел в их поведении симптомы, схожие с патологической зависимостью от азартных игр. Они утверждают, что «мобильные телефоны стали важной составляющей повседневной жизни, но их использование имеет и пагубные последствия». Так, около 40% из опрошенных студентов подтвердили, что не могут обойтись без своего мобильного телефона. 19% из них подтвердили, что всегда берут телефон с собой. Но больше всего вызывает волнение то, что 35% опрошенных студентов утверждают, что телефон помогает им решить все проблемы, 32% пытаются контролировать свое использование телефона, а 14% хотели бы соврать о том, как часто они пользуются телефоном. Около 7% студентов обвиняют мобильный телефон в том, что они потеряли отношения с другими людьми. В другом исследовании, в котором студентам предлагалось прожить три дня без мобильного телефона, волонтеры отметили, что после отказа от мобильного телефона их настроение ухудшилось, были некоторые стрессовые ситуации.

Нами было проведено исследование, в котором принимали участие студенты 2 курса системы среднего профессионального образования в количестве 40 человек. Среди них мы выделили зависимых и независимых от телефонов. Всем, кто участвовал в исследовании, предлагалось ответить на 15 вопросов, на основании ответов на них было отмечено, что около 87% опрошенных действительно зависимы от телефонов, в 13% пользуются телефоном из-за необходимости быть на связи. Далее мы выявили, что у зависимых студентов имеются трудности межличностного общения, они более застенчивы, экспрессивны, некоммуникабельны. При этом они более невротизированы, испытывают чувство субъективного одиночества и недоверия к миру. Также мы отметили, что есть ситуации, в которых, зависимые от телефона студенты испытывают трудности при любых новых социальных контактах, при общении «с глазу на глаз», тогда как независимые ребята не испытывают таких трудностей. Что касается людей, с которыми возникают трудности, то у зависимых от телефона студентов – это родители, друзья, преподаватели, а также незнакомые люди.

Исходя из проведенного нами исследования, мы видим, что между двумя группами студентов «зависимых» и «независимых» от телефона существуют, существенные различия в межличностном общении, в ситуациях, которые вызывают трудности в его процессе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что зависимость от телефона влияет на межличностное общение студентов и соответственно затрудняет его.

Не секрет, что общение имеет огромное значение для жизни человека, для его становления в обществе. Общение является важным для людей в любом возрасте. Так, в юношестве оно нужно для самоопределения. Общение с друзьями приобщает другого человека к внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержанием общения выступает обсуждение реальной жизни, а не перспектив. Общение здесь основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я».

Возвращаясь к современному миру, мы наблюдаем тенденцию общения в виртуальном мире. В сети Интернет люди ищут новые знакомства, новых друзей, эмоциональную поддержку, работу, развлечения. Очень часто люди обращаются к общению, используя телефон, потому что они не удовлетворены общением в жизни. И чтобы хоть как-то реабилитировать это они обращаются к социальным сетям, мессенджерам и общению по сотовому телефону. Однако такое взаимодействие должно быть дозировано, потому что в последствии чрезмерный интерес к использованию мобильного телефона как мы выяснили может вести к зависимости.

Признаками данной зависимости являются симптомы фобии, когда телефон не под рукой. Появляется учащенное сердцебиение, напряжение, мышечные спазмы, дрожь, потливость, головная боль или головокружение, растерянность, навязчивые мысли, желание перепроверять запись и просыпаться ночью, чтобы убедиться, что есть связь и т.д.

Если избежать такую зависимость не удалось, то стоит попробовать ее побороть. Мы подготовили рекомендации [4, с.14]:

  • Устанавливать только те программы, которые реально нужны и используются;
  • Если сложно отказаться от игр, то нужно оставить только одну.
  • Не стоит использовать телефон для решения всех проблем. Нужно посчитать, достаньте калькулятор. Нужно что-то записать, возьмите бумагу или блокнот.
  • Не стоит забывать, что использование телефона не всегда бывает уместно. Если вы на улице, не одни, то в телефон смотреть не стоит просто так.

Таким образом, можно говорить о том, что контакт между людьми необходим, поскольку в противном случае люди не смогут осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. А также необходимо добавить следующее, не нужно избавляться от телефонов, нужно научится ими правильно пользоваться.

Текст статьи
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
  2. Бережковская Е. Мобильная зависимость // Школьный психолог. – 2006. - №5. – С. 2-7.
  3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
  4. Корягина О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения / О. П Корягина // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С.14-19.
  5. Номофобия человечества: мир уткнулся в смартфон [Электронный ресурс] / DELFI – ведущий новостной портал в Латвии. – Режим доступа: http://www.delfi.lv/tech/nauka/nomofobiyachelovechestva-mir-utknulsya-v-smartfon.d?id=44450668.
Список литературы