Подготовка кадров для индустрии туризма в системе дополнительного профессионального образования

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров для индустрии туризма через систему дополнительного профессионального образования.

Аннотация статьи
подготовка кадров для индустрии туризма
дополнительное профессиональное образование
туризм
Ключевые слова

Одной из задач Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы) является развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, формирующих кадровый потенциал для комплексного решения проблем качества туристских услуг.

Будет продолжена работа по развитию методического и программного обеспечения отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, в том числе технологического обеспечения развития туристской отрасли, внедрению инновационных технологий обслуживания туриста через систему повышения квалификации персонала объектов туристской инфраструктуры, который своей профессиональной деятельностью формирует определенный уровень качества туристских услуг. Отдельным блоком мероприятий по реализации программ повышения квалификации специалистов индустрии туризма должно стать направление адаптации персонала к специальным требованиям по формированию комфортной среды пребывания для туристов с особыми культурными и религиозными потребностями.

В рамках этой задачи за счёт средств федерального бюджета будет совершенствоваться база методического и программного обеспечения отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, формироваться актив тьютерского сопровождения кластеров, а к реализации непосредственно программ повышения квалификации и профессиональной адаптации персонала вне рамок мероприятий Программы будут привлечены субъекты Российской Федерации и представители туристской индустрии (на принципах организационного участия и софинансирования).

Система профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма может развиваться через систему дополнительного профессионального образования (ДПО). Рассмотрим некоторые аспекты нормативно-правового регулирования дополнительного профессионального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ «… программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ «… программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» [1].

В структуре программ должен быть указан планируемый результат, который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДШ1, включая краткосрочные программы.

Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.».

Оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

  • соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
  • соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
  • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг».

«Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

  • внутренний мониторинг качества образования;
  • внешняя независимая оценка качества образования».

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых, осуществляется дополнительное профессиональное образование.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты в сфере туризма, квалификационные требования работникам туристской сферы, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Анализируя опыт реализации программ ДПО в сфере туризма в РФ (по мнению экспертов), можно выделить сильные стороны:

  • в крупных образовательных учреждениях, опыт которых можно взять за основу организации программ ДПО осуществляется подразделениями, имеющими опыт подготовки кадров для индустрии туризма в рамках основных образовательных программ по направлению «Туризм»;
  • наличие в современной практике инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования, основанных на современных подходах и прогрессивных методиках проведения профессиональной подготовки основных категорий работников (интегративно-модульный, проектно-ориентированный, практико-ориентированный и компетентностный подходы);
  • организация комплексной переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли регионов по всей       цепочке, включая служащих туристских администраций, экспертов, руководителей гостиниц, туроператорских и турагентских компаний, линейного персонала, профессорско-преподавательского состава;
  • существование опыта подготовки кадров для новых туристских объектов «под ключ», с учетом региональной специфики и направленности; практика проведения семинаров, мастер-классов с использованием современных интерактивных форм обучения на рабочих местах предприятий туризма и гостеприимства;
  • возможность формирования моделей индивидуальных образовательных траекторий для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [2].

Помимо сильных сторон, эксперты выявили слабые стороны:

  • бессистемность современных программ ДПО, которая проявляется на различных уровнях, в т.ч. на уровне контроля результатов обучения;
  • не сформированы механизмы участия работодателей в процессе принятия решений по вопросам подготовки кадров для индустрии туризма;
  • нет единых требований к программам ДПО в сфере туризма, т.к. до сих пор не принята система профессиональных стандартов в сфере туризма;
  • отсутствие социального партнерства между всеми составляющими системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающего её многосторонние интеграционные связи, включенность в социально-экономические отношения;
  • не разработана методика оценки компетентности специалиста в сфере туризма;
  • нет координации учебно-методической деятельности образовательных учреждений ведущих переподготовку и повышение квалификации кадров для индустрии туризма;
  • отсутствует методическое сопровождение большинство программ ДПО;
  • слабая взаимосвязь образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями;
  • отсутствие мониторинга результатов профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма с целью выработки механизма их корректировки;
  • отсутствие учебно-производственных баз, экспериментальных площадок для проведения практических занятий и стажировок;
  • отсутствие преемственности уровней, этапов и модулей ДПО в рамках избранного слушателем профессионального вида деятельности.

Таким образом, в настоящее время система профессиональной подготовки кадров индустрии гостеприимства претерпевает очередные изменения, которые должны дать определенный положительный эффект по созданию эффективных механизмов взаимодействия профессионального сообщества с образовательными организациями (федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированные на профессиональные стандарты; созданная система профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства; приказ о практической подготовке обучающихся).

Текст статьи
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Колодий Н.А., Родионова Е.В., Агранович В.Б. Анализ российского опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 470-478.
Список литературы