Сфера туризма и гостеприимства тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Основой гостеприимства является гостиничное дело, которое включает в себя условия комфортабельного пребывания гостей в гостинице: система бронирования, услуги общественного питания, организация трансфера и т.д. В настоящее время наблюдаются следующие тенденции развития отрасли гостеприимства.
- Развитие технологических инноваций, что позитивно влияет на материально-техническую базу гостиницы (особенно «начинка» номеров).
- Ориентация на здоровый образ жизни. Появление комнат здоровья, в которых установлены системы очистки воды, регуляторы, подстраивающие освещение, предлагаются программы для оздоровления тела.
- Формирование экосистемы гостиницы. Расширяется сфера услуг, предоставляемая отелем гостям. В гостиницах появляются возможности экскурсионного обслуживания, организация процедур для восстановления сил, проводятся различные музыкальные фестивали.
- Создание благоприятной экологической среды, особенно для отдыха в г. Сочи.
Развитие туристской индустрии в России в 2021 году происходит в условиях иной реальности, которая характеризуется наличием целого ряда ограничений для сферы гостеприимства и общественного питания, а также внедрением цифровых технологий и новых моделей поведения предпринимательского сообщества.
Анализ функционирования российского рынка туризма и гостеприимства в 2020-21 гг. в условиях пандемийных ограничений позволяет выделить системные ключевые факторы, определяющие возможность достаточно быстрой стабилизации ситуации и восстановления путешествий внутри страны:
- государственная поддержка предприятий туристского и гостиничного сектора экономики, начиная с апреля 2020 года: субсидии на выплату заработной платы сотрудникам данных предприятий, стимулирование занятости и сохранения рабочих мест, льготное кредитование малого и среднего предпринимательства, введение сертификатов за несостоявшиеся туристские поездки и продление сроков их действия, смягчение требований финансовых гарантий туроператоров;
- субсидирование спроса на внутренний турпродукт с помощью акции туристического кешбэка и кешбэка на детский отдых.
Акция туристического кешбэка – это яркий пример реализации государственно-частного партнерства, внедрения цифровых технологий и применения принципов устойчивого развития в сфере публичного регулирования.
Основные показатели эффективности программы кешбэка, по мнению экспертов отрасли:
- привлечение новых туристов к отдыху внутри страны: не менее 50 % участников акции приняли решение купить туры по России благодаря акции кешбэка;
- повышение доступности путешествий по России для семей с детьми: в среднем, на каждую транзакцию пришлось 2,2 человека, 25 % из которых – дети;
- поддержка экономики регионов: 70 млрд. рублей прямого и косвенного эффекта для экономик российских дестинаций в период низкого сезона;
- повышение спроса на «непляжные» направления и новые виды туризма по РФ: экотуризм, активный отдых, круизы и т.д., рост популярности новых направлений составил от 5 до 40 %;
- повышение загрузки в низкий сезон, формирование круглогодичных дестинаций: загрузка туристской инфраструктуры, поддержание занятости, уровень бронирований в низкий сезон вырос на 80%;
- поддержка малого и среднего бизнеса: у многих участников рынка в период работы программы (176 дней в 2021 году) был равен их годовому обороту и т.д.
Все это создает условия для формирования и продвижения привлекательных туристических и гостиничных продуктов в российских регионах, а также для развития цифровых технологий продажи и цифровых сервисов для туристов. Участники туристского и гостиничного рынка Сочи активно участвуют в акции туристического кешбэка.
Среди основных трендов потребительского поведения, определяющих динамику продаж на туристском рынке Сочи, эксперты выделяют следующие тренды:
- Рост тенденции спонтанного бронирования. Одновременно наблюдается повышенный спрос на услуги горы и проживание, а также уменьшение глубины бронирования. Данная ситуация обусловлена постоянными изменениями в связи с санитарными ограничениями.
- Рост осознанного путешественника. В настоящее время гости планируют свое пребывание более осознанно. На этапе бронирования, уже как правило, известно какие предпочтения по проживанию, дате и продолжительности пребывания, а также цели поездке и набору туристских услуг.
- Продуктовые предложения как инструмент «борьбы» с сезонностью. На курорте успешно внедрены сезонные продукты, которые ориентированы на активную семейную аудиторию и более 80 % гостей в летний период выбирают именно этот продукт.
- Устойчивый туризм. Рынок будет продолжать двигаться в сторону осознанного потребления. Гость будет понимать важность качественных характеристик гостиничного продукта и уровня сервиса в условиях достаточно высоких цен на размещение, особенно на территории г. Сочи.
Предложения г. Сочи свидетельствуют, что участники рынка, заинтересованные в долгосрочной стабильной работе на рынке, проводят грамотную продуктовую и коммуникационную стратегию, работают над качеством гостиничного продукта и сервисов для туристов, формируют интегрированные туристские продукты горного курорта Красная Поляна для целевых сегментов гостей.
В результате изучения современных трендов трансформации туристского рынка, потребительского поведения и социально-экономических факторов на глобальном уровне и применительно к гостиничному и туристскому рынку Сочи можно сделать определенные выводы касательно развития туристского рынка Сочи и трендов формирования конкурентоспособного турпродукта Сочи в условиях новой реальности:
- ограничения на международные поездки в связи с пандемией коронавируса генерируют высокий спрос на турпродукт российских дестинаций, при этом курорт Сочи остается самой популярной дестинацией России круглогодично, включая новогодние праздники и зимний сезон;
- рост спроса неизбежно вызывает рост цен, прежде всего на услуги размещения в отелях, санаториях, пансионатах, при этом большинство участников рынка понимает, что за ростом цен должна следовать продуманная продуктовая стратегия, обеспечивающая соответствие продукта с высокой ценой ожиданиям потребителей;
- горный кластер курорта Сочи осуществляет формирование интегрированных турпродуктов горных курортов, наполнение которых в значительной степени отвечает современным трендам потребительского поведения: экологичность, единение с природой, забота о здоровье, активный отдых на природе и т.д;
- растущая конкуренция на рынке внутреннего туризма требует продуманной стратегии продвижения турпродукта Сочи, консолидации усилий участников рынка и городской туристской администрации;
- постепенное открытие границ и процесс взаимного признания вакцин требуют продуманной стратегии выхода на международные туристские рынки для привлечения целевых сегментов иностранных туристов в Сочи [1].
Учет в производственной деятельности современных трендов трансформации туристского рынка, потребительского поведения и социально-экономических факторов применительно повышению гостеприимства г. Сочи.
Анализируя понятие гостеприимство, можно выделить ряд аспектов. Обратимся к этимологии понятия «гостеприимство». Анализ содержания терминов «гостеприимный» и «гостеприимство», позволил заключить, что гостеприимство – это «радушное отношение к гостям», «любезный прием гостей» и т.д. В своих толкованиях авторы делают акцент на гостеприимство как качество характера и поведения человека, отличающегося радушием и хлебосольством. В литературе, посвященной вопросам сервиса, понятие «гостеприимство» рассматривается как «широкий набор видов бизнеса, каждый из которых связан с обслуживанием людей, находящихся вне дома». Исследователи выделяют специфику гостеприимства как объекта изучения социологии. Например, американский социолог Дж. Мёрдок отнес гостеприимство к культурным универсалиям – феноменам, которые присуще всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества [2].
При социологическом рассмотрении гостеприимство может проявляться на следующих уровнях функционирования общества. Гостеприимство как взаимодействие, осуществляемое в рамках социальной общности, в котором индивид или группа индивидов исполняет роль принимающей стороны – хозяев или гостей – посещающей стороны, обусловленное характером существующих межличностных отношений между участниками, а также норм и традиций гостеприимства, принятых в рамках данной общности. Необходимо отметить, что хотя основные структурные черты гостеприимства неизменны (готовность оказать радушный прием и уважение к человеческому достоинству индивидов, находящихся вне дома), его контуры меняются в зависимости от общности в пределах которой оказывается гостеприимство.
Основные перспективы развития сферы гостеприимства.
- Развитие индивидуальных туров. В связи с закрытием большинства международных границ и временной изоляцией многие туроператоры предлагают индивидуальные туры внутри страны. Это будет содействовать цифровизации отрасли: большое разнообразие маршрутов, способов передвижения и видов размещения доступно онлайн.
- Развитие внутреннего туризма приведет к формированию комфортабельной гостиничной инфраструктуры, развитию транспортной доступности, укреплению бренда России, в т.ч. Сочи как туристского направления. Стремление к индивидуализации подтолкнет развитие искусственного интеллекта на рынке гостиничных услуг.
- Развитие онлайн продаж. В России темпы роста онлайн-продаж ещё выше за счет низкой базы. Интернет – платформы по поиску и конструированию туров постепенно будут выяснять традиционные турагенства за счёт более быстрого и удобного подбора продуктов.
- Туристские предпочтения россиян в сегодняшних условиях явно изменятся. В соответствии с представленными прогнозами 69% россиян планируют туристические поездки по России, в рамках внутреннего туризма россияне предпочитают пляжный отдых, что даст дополнительный импульс развитию отрасли в г. Сочи. Хотя остановить рост продаж может экономическая ситуация в стране, которая не позволяет большинству россиян тратить свободные средства, тем более в условиях роста стоимости туристических услуг.
Современный этап гостеприимства характеризуется процессами «индустриализации» гостеприимства, что характеризуется потерей личностного характера и превращается в массовый унифицированный продукт (индустрия приема), тиражированием которого занимаются предприятия сферы гостеприимства. На современном этапе развития общества социальный институт гостеприимство представляет собой устойчивую форму организации взаимодействия профессиональной общности сотрудников предприятий сферы гостеприимства с гостями, с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей, путем оказания гостиничных услуг.
И здесь свою «нестандартную» качественную роль могут сыграть небольшие, чаще всего семейные, предприятия (особенно на территории города Сочи), которые обладают особым специфическим колоритом.