Автор(-ы):
Алюшин Роман Евгеньевич
Ванин Александр Иванович
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается ситуация на рынке гостиничных услуг РФ в настоящее время в условиях пандемийных ограничений; анализируется возможности гостиничной индустрии г. Сочи в новых экономических условиях.
Текст статьи
Сфера туризма и гостеприимства тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Основой гостеприимства является гостиничное дело, которое включает в себя условия комфортабельного пребывания гостей в гостинице: система бронирования, услуги общественного питания, организация трансфера и т.д. В настоящее время наблюдаются следующие тенденции развития отрасли гостеприимства.
Развитие туристской индустрии в России в 2021 году происходит в условиях иной реальности, которая характеризуется наличием целого ряда ограничений для сферы гостеприимства и общественного питания, а также внедрением цифровых технологий и новых моделей поведения предпринимательского сообщества.
Анализ функционирования российского рынка туризма и гостеприимства в 2020-21 гг. в условиях пандемийных ограничений позволяет выделить системные ключевые факторы, определяющие возможность достаточно быстрой стабилизации ситуации и восстановления путешествий внутри страны:
Акция туристического кешбэка – это яркий пример реализации государственно-частного партнерства, внедрения цифровых технологий и применения принципов устойчивого развития в сфере публичного регулирования.
Основные показатели эффективности программы кешбэка, по мнению экспертов отрасли:
Все это создает условия для формирования и продвижения привлекательных туристических и гостиничных продуктов в российских регионах, а также для развития цифровых технологий продажи и цифровых сервисов для туристов. Участники туристского и гостиничного рынка Сочи активно участвуют в акции туристического кешбэка.
Среди основных трендов потребительского поведения, определяющих динамику продаж на туристском рынке Сочи, эксперты выделяют следующие тренды:
Предложения г. Сочи свидетельствуют, что участники рынка, заинтересованные в долгосрочной стабильной работе на рынке, проводят грамотную продуктовую и коммуникационную стратегию, работают над качеством гостиничного продукта и сервисов для туристов, формируют интегрированные туристские продукты горного курорта Красная Поляна для целевых сегментов гостей.
В результате изучения современных трендов трансформации туристского рынка, потребительского поведения и социально-экономических факторов на глобальном уровне и применительно к гостиничному и туристскому рынку Сочи можно сделать определенные выводы касательно развития туристского рынка Сочи и трендов формирования конкурентоспособного турпродукта Сочи в условиях новой реальности:
Учет в производственной деятельности современных трендов трансформации туристского рынка, потребительского поведения и социально-экономических факторов применительно повышению гостеприимства г. Сочи.
Анализируя понятие гостеприимство, можно выделить ряд аспектов. Обратимся к этимологии понятия «гостеприимство». Анализ содержания терминов «гостеприимный» и «гостеприимство», позволил заключить, что гостеприимство – это «радушное отношение к гостям», «любезный прием гостей» и т.д. В своих толкованиях авторы делают акцент на гостеприимство как качество характера и поведения человека, отличающегося радушием и хлебосольством. В литературе, посвященной вопросам сервиса, понятие «гостеприимство» рассматривается как «широкий набор видов бизнеса, каждый из которых связан с обслуживанием людей, находящихся вне дома». Исследователи выделяют специфику гостеприимства как объекта изучения социологии. Например, американский социолог Дж. Мёрдок отнес гостеприимство к культурным универсалиям – феноменам, которые присуще всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества [2].
При социологическом рассмотрении гостеприимство может проявляться на следующих уровнях функционирования общества. Гостеприимство как взаимодействие, осуществляемое в рамках социальной общности, в котором индивид или группа индивидов исполняет роль принимающей стороны – хозяев или гостей – посещающей стороны, обусловленное характером существующих межличностных отношений между участниками, а также норм и традиций гостеприимства, принятых в рамках данной общности. Необходимо отметить, что хотя основные структурные черты гостеприимства неизменны (готовность оказать радушный прием и уважение к человеческому достоинству индивидов, находящихся вне дома), его контуры меняются в зависимости от общности в пределах которой оказывается гостеприимство.
Основные перспективы развития сферы гостеприимства.
Современный этап гостеприимства характеризуется процессами «индустриализации» гостеприимства, что характеризуется потерей личностного характера и превращается в массовый унифицированный продукт (индустрия приема), тиражированием которого занимаются предприятия сферы гостеприимства. На современном этапе развития общества социальный институт гостеприимство представляет собой устойчивую форму организации взаимодействия профессиональной общности сотрудников предприятий сферы гостеприимства с гостями, с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей, путем оказания гостиничных услуг.
И здесь свою «нестандартную» качественную роль могут сыграть небольшие, чаще всего семейные, предприятия (особенно на территории города Сочи), которые обладают особым специфическим колоритом.
Список литературы
Поделиться
Алюшин Р. Е., Ванин А. И. Тенденции развития сферы гостеприимства РФ на примере г. Сочи // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 33-37. URL: https://apni.ru/article/4145-tendentsii-razvitiya-sferi-gostepriimstva-rf