Главная
Конференции
Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры
Методическая разработка педагогической практики «Внедрение доброжелательной техн...

Методическая разработка педагогической практики «Внедрение доброжелательной технологии «Ситуация месяца» в образовательную деятельность ДОО»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ситуация месяца
технология
дети в приоритете

Аннотация статьи

В статье методическая разработка педагогической практики «внедрение доброжелательной технологии «ситуация месяца» в образовательную деятельность ДОО показано, что данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Даёт возможность проявлять всем участникам процесса инициативу и творчество.

Текст статьи

В рамках реализации проекта «Дети в приоритете» и направления «Внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО» представлена методическая разработка реализации «Ситуация месяца» в младших группах.

Актуальность реализации технологии «Ситуация месяца» в младшей группе заключается в том, что эта технология позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я –горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я – мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.

Основная цель ДОО в период дошкольного детства – заложить основы успешной личности. Качества, которые являются наиболее важными в развитии ребенка это самостоятельность и инициативность. На первый план работы с детьми выдвигаются задачи социально – коммуникативного развития.

Задачами социального развития дошкольников являются:

  • освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом;
  • развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
  • развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
  • освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: «я – член коллектива», «я – мальчик или девочка», «я – житель россии» и др.;
  • развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе;
  • осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта;
  • развитие навыков саморегуляции поведения.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности:

  • игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
  • изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников, считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития, это десять технологий эффективной социализации дошкольников, которые могут быть использованы как все вместе, так и по отдельности.

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. Предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, что нового они узнали и чему научились.

Примерное планирование по месяцам.

Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ.

Октябрь «Осень в жизни человека и природы» (1 октября – 29 октября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.

Ноябрь «День Матери» (8 ноября – 30 ноября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Декабрь «Новый год» (1 декабря – 31 декабря). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Январь «Зимушка - зима» (9января – 31 января). Продуктивная и творческая деятельность. Занятия и досуг по теме ситуации.

Февраль «23 февраля» (1 февраля – 28 февраля). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Март «8 марта» (1 марта – 31 марта). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Апрель «День космонавтики» (1 апреля – 29 апреля). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Май «День Победы» (2 мая – 31 мая). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.

Многие дошкольные учреждения используют сегодня в своей работе комплексно – тематическое планирование, с которым данная технология имеет сходство.

В своей педагогической практике с детьми мы используем технологию эффективной социализации «Ситуация месяца».

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является беседа, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;
  • научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
  • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
  • развить положительную самооценку;
  • научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
  • сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки:

«Ошибаться – не страшно»

«Каждый имеет право на ошибку»

«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее.»

«Я имею право чего-то не знать, не уметь» -

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

«В затруднении содержится возможность» •

«Я могу!»

«Я сумею!»

«Я хороший, умный, сильный!»

«Я заслуживаю уважения!»

«Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Даёт возможность проявлять всем участникам процесса инициативу и творчество.

Список литературы

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2017.

Поделиться

1727

Литвинович О. В., Кальчик Л. А., Берестовая Н. С. Методическая разработка педагогической практики «Внедрение доброжелательной технологии «Ситуация месяца» в образовательную деятельность ДОО» // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/4148-metodicheskaya-razrabotka-pedagogicheskoj-pra

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября