В рамках реализации проекта «Дети в приоритете» и направления «Внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО» представлена методическая разработка реализации «Ситуация месяца» в младших группах.
Актуальность реализации технологии «Ситуация месяца» в младшей группе заключается в том, что эта технология позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я –горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я – мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.
Основная цель ДОО в период дошкольного детства – заложить основы успешной личности. Качества, которые являются наиболее важными в развитии ребенка это самостоятельность и инициативность. На первый план работы с детьми выдвигаются задачи социально – коммуникативного развития.
Задачами социального развития дошкольников являются:
- освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом;
- развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
- развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: «я – член коллектива», «я – мальчик или девочка», «я – житель россии» и др.;
- развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе;
- осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта;
- развитие навыков саморегуляции поведения.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности:
- игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
- изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников, считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития, это десять технологий эффективной социализации дошкольников, которые могут быть использованы как все вместе, так и по отдельности.
Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. Предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, что нового они узнали и чему научились.
Примерное планирование по месяцам.
Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Октябрь «Осень в жизни человека и природы» (1 октября – 29 октября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.
Ноябрь «День Матери» (8 ноября – 30 ноября). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Декабрь «Новый год» (1 декабря – 31 декабря). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Январь «Зимушка - зима» (9января – 31 января). Продуктивная и творческая деятельность. Занятия и досуг по теме ситуации.
Февраль «23 февраля» (1 февраля – 28 февраля). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Март «8 марта» (1 марта – 31 марта). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Апрель «День космонавтики» (1 апреля – 29 апреля). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Май «День Победы» (2 мая – 31 мая). Продуктивная и творческая деятельность. Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Занятия и досуг по теме ситуации.
Многие дошкольные учреждения используют сегодня в своей работе комплексно – тематическое планирование, с которым данная технология имеет сходство.
В своей педагогической практике с детьми мы используем технологию эффективной социализации «Ситуация месяца».
Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.
Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является беседа, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
- понять, чего он пока не знает, не умеет;
- научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
- приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
- развить положительную самооценку;
- научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
- сформировать чувство ответственности за свои поступки.
В результате у детей формируются следующие установки:
«Ошибаться – не страшно»
«Каждый имеет право на ошибку»
«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее.»
«Я имею право чего-то не знать, не уметь» -
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
«В затруднении содержится возможность» •
«Я могу!»
«Я сумею!»
«Я хороший, умный, сильный!»
«Я заслуживаю уважения!»
«Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Даёт возможность проявлять всем участникам процесса инициативу и творчество.