Педагоги изобразительного искусства в общеобразовательной школе постоянно сталкиваются с проблемой развития композиционного мышления у большинства школьников. На наш взгляд, причина заключается в том, что на изучение художественной композиции выделяется небольшое количество учебных часов. В программе Т.Я. Шпикаловой в 6 классе в первой четверти в разделе «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» изучению композиции посвящено два урока. В программе «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина также изучается композиция, но на ее изучение отводится по несколько уроков в каждом классе с 5 по 8 класс.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что вопросы о композиционном мышлении приобретают все большее значение в художественном образовании и повседневной жизни. Школьникам при обучении необходимо не только приобрести знания, умения и навыки, но и овладеть творческим подходом в осуществлении поставленных перед ним задач. Следовательно, для композиционного мышления главной задачей становится формирование творческого мышления у обучающихся через специальные развивающие формы и методы.
Методы развития композиционного мышления раскрываются через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции. Исследование психологических аспектов мышления позволяют выявить понятие «композиционное мышление», которое направленно на изучении композиции. Именно процессу такого детского художественного творчества посвящены труды Л.С. Выгодского, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой.
Для того, чтобы сформировать чувство прекрасного, развить понимание ценности красоты и осмыслять произведения искусства необходимо постоянно повышать знания в развитии композиционного мышления у обучающихся средней школы. Законы композиции не надо конструировать, их необходимо искать в законах формообразования природы и искусства. Композиция присуща все видам искусства. Можно отметить два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно сталкиваемся в искусстве – это симметрия и асимметрия. Под термином «композиция» мы будем понимать построение художественного произведения, его содержание, характер, его назначение и восприятие.
Работа над композицией строится от первоначального замысла до завершения произведения через размещение изображения в пространстве, размере, формате и технике исполнения. Все композиционные умения направлены на достижение целостности образа – образные умения. Но композиционные умения разнообразны и имеют разные компоненты: образные компоненты основаны на чувственном восприятии образа; образно-логические, требующие анализа между частями целым образов; образно-действенные, предполагают действенное воплощение образа в изображении.
В современном образовании проблема композиционного мышления, чувства композиции и гармонии при восприятии мира очень актуальна. Именно развитие композиционного мышления позволяет ребенку замечать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, замечать, а главное понимать гармонию окружающего мира.
Одной из самых главных задач современного педагога изобразительного искусства – развить в детях тонкость восприятия окружающего нас мира, способность творчески его переосмыслить и выразить свое видение мира, свои ощущения в творческих работах на уроках.
Исследования ученых выявили, что формирование личности ребенка происходит достаточно интенсивно и заканчивается уже к трем годам жизни. Следовательно, в возрасте шести лет у детей умственный кругозор уже достаточно велик, а мышление тесно связано с накопленными знаниями. Ребенок накопил чувственный опыт и умеет решать практическим путем конкретные наглядные задачи. Он пользуется наглядно-действенной формой мышления, и начиная оперировать образами, ребенок постепенно использует уже наглядно-образное мышление. Этот период приходится на 1-3 классы, поэтому наступает момент, когда развитие композиционного мышления актуально и необходимо. Роль мышления в современной школе все больше и больше возрастает. Наиболее актуально это звучит в новых образовательных стандартах.
При обучении школьнику уже необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению. А значит, на первый план выдвигается задача формирования творческого мышления обучающихся. Отсюда мы видим, что на уроках изобразительного искусства развитие композиционного мышления является приоритетным и проходит через всю структуру предмета и не только в начальной, но и средней школе.
Исследования мышления шестилетних детей показали, что наибольшее значение для успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. И здесь мы видим огромную роль развития композиционного мышления. Уровень развития логического мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует успешного обучения. Отсюда следует необходимость развивать композиционное мышление и сделать его главной целью обучения на уроках ИЗО на ряду с воспитательной и развивающей целью.
В отличие от детей начальных классов (изобразительная деятельность строится на эмоционально-чувственной основе), младшие подростки начинают относится к своей работе более осознанно и требовательно, опираясь на уже сформированные у них представления об окружающем мире и искусстве. Следующий этап развития композиционного мышления у обучающихся с 5 по 6 класс можно назвать аналитическим.
Для подростков реальный вид изображаемых предметов приобретает особое значение. Они стремятся как можно правдоподобнее и точнее изобразить предмет, передать объем, детали, изменение цвета.
Учителю, работающему с подростками, необходимо постоянно стимулировать творческое мышление в тесной связи с познавательной деятельностью, типичной для подросткового возраста.
Такой метод стимулирования образного мышления не должен быть единственным, так как не всегда правильно и полезно давать ребенку целостно ориентированную художественную программу. Необходимо, что бы школьник научился создавать ее самостоятельно.
Так же немалую роль играет метод развития художественного восприятия, знание детьми лучших и наиболее известных произведений изобразительного искусства. Восприятие результата чужого творческого опыта способствует приобретению творческих и композиционных навыков, развивает духовно, воспитывает эстетический вкус.
На протяжении долгого времени формировалось понятие композиции, как средства организации художественного изображения. Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разные ассоциации, чувства и эмоции. Композиционные приемы зависят от видов искусства, которые имеют свою специфику. В живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. Каждый раз, композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. В композиции очень важно все – масса предметов, размещение их на плоскости, ритмические чередования линий и пятен, точка зрения на изображаемое, распределение света и тени, цвет и колорит, позы и жесты героев, формат произведения и т.д.
Композиция – это не только мысль произведения, но это и практическая форма выражения. Чтобы композиция стала средством организации художественного изображения, необходимо также включить в это понятие правила, приемы и средства, посредством которых происходит «сочинение» картины. Это ритм, симметрия, асимметрия, сюжетно-композиционный центр, равновесие, контраст, цвет, свет, динамика, статика, целостность, декоративность, формат, пространство. Всё это внешнее выражение форм, мыслительных операций.
Таким образом, на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность, то есть «от простого к сложному». А также широко используются словесные наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию композиционного мышления школьников.