Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи (Л. С. Выгодский) [2, с.5].
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень сформированности данных умений оказывает большое влияние не только на результаты обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные умения и навыки формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте, относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, способов взаимодействия, функций участников;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – обнаружение, распознание проблемы, поиск и оценка альтернативных методов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2, с.5].
Немов Р.С. утверждает, что общение детей друг с другом имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
- 1-ый и наиболее существенный отличительный признак состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их спектре: ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Непосредственно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, фантазирование, желание сделать вид, выразить обиду, притворство, кокетство.
- 2-ая яркая черта общения сверстников состоит в его весьма яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников выделяет их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, определяют значительно более высокой адекватной направленностью [1, с.52].
В общении с другими детьми у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в 10 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, нежели при взаимодействии с взрослым. При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать, и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.
Таким образом, коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности [3, с.76].
Потребность в общении со сверстниками складывается в период обживания в школьной среде, так как именно в школе появляется заинтересованность не только к сверстникам, но и к взрослому. У детей наблюдается интерес и повышенное внимание к поступкам, словам старших и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, показать собственные достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному человеку, с которым можно соревноваться. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общим настроением, общими движениями и через это чувствуют взаимную симпатию. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В подобных подражательных действиях школьники не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к себе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику.
Дети тщательно и ревниво следят за действиями друг друга, постоянно дают оценку, часто критикуют, осуждают товарищей, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, хотят показать свои преимущества, пытаются скрыть от других свои промахи и неудачи. Порой дети часто огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
В ситуативно-деловом общении возникает конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Они взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
К 10 годам значительно возрастает число вне ситуативных контактов. Около половины речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, интересами, дают оценки качествам и поступкам других. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей.
Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия [3, с.78].
К 10 годам существенно увеличивается умение школьников к сопереживанию другим детям, стремление помочь сверстнику или поделиться с ним. Как правило, помощь одноклассникам сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость.
Формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сущность данного взаимоотношения состоит в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сопоставления, но и с самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения.
Для младших школьников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя школьник огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить первоначальное мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок с взрослым. Важнейшее значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление связей в материале. Чем интереснее задание, тем легче они с ним справляются.
Способность общаться, психологи (Мелибурда Е.Л., Немов Р.С., Зимняя И.А. и др.) определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми [1, с.514]. Способность к общению включает в себя три основных составляющих:
- желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»), включает в себя потребность в общении;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»), определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения.
Способность организовать общение ("Я умею общаться"), что включает в себя умение направлять сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственным действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.
Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.
Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.