К вопросу о положительных и отрицательных моментах виртуальной деловой коммуникации в период пандемии

В данной статье рассматривается виртуальная деловая коммуникация, а именно ее положительные и отрицательные стороны. Выявлены основные плюсы и минусы исследуемого вида общения.

Аннотация статьи
коммуникация
пандемия
виртуальная деловая коммуникация
опосредованная и непосредственная коммуникация
Ключевые слова

Деловая коммуникация занимает немаловажное место в жизни людей, поскольку регулярно приходится обсуждать вопросы, связанные с производством, заключением различных договоров, оформлением документов и т.д.

«Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т. д. Основные задачи деловой коммуникации – это продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнёрских отношений» [4, с. 29].

В связи с последними событиями, затронувшими всю мировую общественность (речь идет о пандемии), деловую коммуникацию стали разделять на офлайн (опосредованная) и онлайн (непосредственная) коммуникации.

«Сама деловая коммуникация как онлайн пространство частично копирует опосредованную, то есть «прямую» коммуникацию, частично формируется исходя из собственных особенностей» [5, с. 1].

В последние годы, когда имеет место всемирная пандемия, люди столкнулись с карантином и самоизоляцией, ведение бизнеса с использованием дистанционных технологий стало повсеместным и чрезвычайно актуальным. Современные цифровые системы позволяют выстраивать эффективные стратегии общения в режиме онлайн. Еще недавно это казалось фантастикой, а сегодня стало реальностью. Мир деловой коммуникации стремительно трансформируется.

Старый тип делового общения – это прямая непосредственная деловая коммуникация. Это естественное общение «лицом к лицу», когда общающиеся используют доступные им вербальные и невербальные средства. Такое общение просто незаменимо.

Прямая опосредованная коммуникация – это более современный способ делового общения, когда для обмена информацией между общающимися используются специализированные технические средства. Это различные информационные и телекоммуникационные системы, в том числе с использованием сети Интернет.

В настоящее время активно идет внедрение в любых организациях современных способов коммуникации. Многие языковеды, изучающие особенности деловой коммуникации, останавливают свое внимание на самых инновационных стратегиях выстраивания деловых контактов внутри организаций.

Плюсом подобного рода делового общения можно считать моментальное соединение между участниками тех или иных коммуникационных процессов.

Кроме того, любая проектная работа трансформировалась в связи с тем, что был внедрён формат PR-продвижения, который изменил взаимоотношения коллег. На первое место вышел электронный документооборот, значительно упрощающий работу в сравнении с печатным форматом.

Следует обратить внимание на то, что существенным минусом современных способов общения является необходимость столкновения человека с огромными массивами информации, в том числе не имеющей практической значимости.

Также минусом можно считать то, что из-за разнообразия поколений на рабочих местах и в связи с изменениями методологии делового общения взаимодействие по вертикальному типу больше не оправдывает себя. Сегодня необходимо развивать способы горизонтального взаимодействия между сотрудниками компаний. Для этого необходимы инструменты для комментирования, обсуждения, редактирования.

Несмотря на то, что мы живем в век цифровых технологий, у многих работников достаточно ограниченное представление о работе в формате виртуальных заседаний и встреч. Это приводит к тому, что для начала нужно организовать мастер-классы по обучению и переподготовке сотрудников. Стоит отметить отсутствие у большого количества работников стабильной интернет-сети, а также ее технической составляющей. Данная проблема чаще всего решается выдачей техники сотрудникам на дом. Думаем, что в дальнейшем при принятии сотрудников организациям необходимо проводить подготовку по дистанционной коммуникации.

Рассмотрением данной проблемы занимаются специалисты компании «Sennheiser». Они считают, что формат конференций в режиме онлайн в ситуации глобальной пандемии – это насущная необходимость для успешного развития компании абсолютно любого профиля.

Тот опыт, который уже был накоплен за последние годы пандемии, позволяет сделать два важных вывода: во-первых, по достоинству оценить важность личного делового общения в тех случаях, когда без него просто не обойтись. Во-вторых, те компании, которые вовремя сориентировались и по максимуму внедрили технологии дистанционного делового общения по сети Интернет, оказались в выигрыше. Для этого используются самые разнообразные сервисы. Это, например, Zoom, WhatsApp, Telegram, Skype, многие другие мессенджеры и социальные платформы. Цифровые магистрали общения приносят пользу здесь и сейчас.

По итогам прошедшего года видно, что количество деловых переговоров, совещаний в сети по сравнению с прошлым годом выросло в несколько раз. К примеру, в одном из месяцев 2020 года приложение ZOOM Cloud Meetings было загружено свыше 2,3 млн раз. Но уже через год, в аналогичный месяц 2021 года, рассматриваемый показатель достиг 36 млн. И это данные только лишь по одному приложению.

Таким образом, виртуальная деловая коммуникация, как и любой вид коммуникации, имеет свои положительные и отрицательные моменты. В результате рассмотрения некоторых из них, мы пришли к выводу, что онлайн коммуникация в сфере делового общения имеет больше плюсов, чем минусов. Нужно отметить, что наличие отрицательных моментов в первую очередь связано с тем, что технологии, позволяющие общаться на большом расстоянии, возникли сравнительно недавно. Так, одновременно с усовершенствованием технологий будет развиваться и виртуальная деловая коммуникация.

Текст статьи
  1. Морозов А. В. Деловая коммуникация в период пандемии, новейшее исследование. Изд-во ВиТ, 2021 г. 576 с.
  2. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Период Пандемии, Издательство РУМ, 2020 г. – 496 с.
  3. Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений в период Коронавируса, Изд-во АртИС, 2021 г. – 179 с.
  4. Сорокина А. В. Основы делового общения: конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 222 с.
  5. [Электронный ресурс]. Коммуникации в деловой среде: https://center-yf.ru/data/Marketologu/kommunikatsii-v-delovoy-srede.php (Дата обращения: 3.03.2022)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября