Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Применение к должникам мер административного воздействия имеет большое профилактическое значение, способствует обеспечению установленных задач в исполнительном производстве, а в рамках исполнения судебных актов, содержащих требования неимущественного характера, является основным и фактически единственным методом принудительного исполнения.
В 2021 году должностными лицами ФССП России возбуждено 605,2 тыс. дел об административных правонарушениях, из них 121,2 тыс. дел – в отношении должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, 139,1 тыс. дел – за уклонение от уплаты административных штрафов, почти 94 тыс. дел – в отношении должников, не исполняющих требования исполнительных документов неимущественного характера. Рассмотрено 226 тыс. дел об административных правонарушениях, по которым назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму более 2,7 млрд. руб.
Должностные лица ФССП России при реализации полномочий административной юрисдикции действуют на основании норм КоАП РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В своей деятельности они также руководствуются нормами главы 25 АПК РФ, которая устанавливает порядок направления на рассмотрение судьям арбитражных судов подведомственных им дел об административных правонарушениях, возбужденных судебными приставами-исполнителями, а также главы 15 Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве.
Должностные лица ФССП России в соответствии с положениями п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы, если были выявлены следующие административные правонарушения:
- ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;
- ст. 13.26 КоАП РФ «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений»;
- ст. 17.3 КоАП РФ «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»;
- ст. 17.4 КоАП РФ «Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи»,
- ст. 17.5 КоАП РФ «Воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя»;
- ст. 17.6 КоАП РФ «Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей»;
- ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов»;
- ст. 17.9 КоАП РФ «Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод»;
- ст. 17.14 КоАП РФ «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»;
- ст. 17.15 КоАП РФ «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»;
- ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;
- ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;
- ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;
- ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»;
- с. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания».
Порядок привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, регламентирован в Методических рекомендациях ФССП России, утвержденных Приказом ФССП России от 04.06.2012 N 07-12.
Кроме того, административные полномочия должностных лиц ФССП России расширились за счет новых полномочий ФССП России по осуществлению надзора за деятельностью профессиональных взыскателей. Теперь уполномоченные лица ФССП России наделены правом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о защите прав граждан при возврате просроченной задолженности).
Проанализировав правоприменительную практику довольно широкого перечня административных полномочий должностных лиц ФССП России, определены наиболее актуальными проблемами в настоящее время:
1. Применение полномочий административной юрисдикции в отношении должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, связанных с реализацией положений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», в части определения периода неуплаты алиментов.
Так, статьей 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов – в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 6 разъяснено, что период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место, начиная со 2 апреля (часть 2 статьи 4.8 КоАП РФ).
Ввиду вышеизложенной позиции Пленума Верховного суда Российской Федерации, судами, а также надзорными органами не поддерживается практика исчисления периода неуплаты должником задолженности по алиментным платежам, который определяют должностные лица ФССП России при составлении протоколов о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ и возбуждении впоследствии уголовных дел по ст. 157 УК РФ.
2. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, может быть предъявлено судебному приставу-исполнителю к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу. Вместе с тем по истечении трехмесячного срока давности со дня обнаружения административного правонарушения виновное лицо освобождается от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Обязательным условием привлечения к административной ответственности является надлежащее извещение о месте и времени составления административного протокола. При этом нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители устанавливают, что правонарушители по месту регистрации не проживают.
Более того, поскольку при назначении административного наказания в виде административного ареста судьи исчисляют срок административного ареста с момента фактического административного задержания, мировые судьи не принимают к рассмотрению административный материал по ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ в отсутствии нарушителя. Однако даже после обеспечения судебным приставом по ОУПДС привода правонарушителя к судебному приставу-исполнителю и составления протокола в порядке ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, у должностных лиц ФССП России отсутствуют процессуальные полномочия по задержанию и доставлению правонарушителя в судебный участок мирового судьи с целью принятия решения по административному делу.
Согласно ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ судья обязан рассмотреть дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, в день получения протокола и иных материалов. В силу загруженности судей возникают случаи невозможности рассмотрения дела в день составления административного протокола, в связи с чем, протокол с материалами направляется в суд без доставления в суд лица, в отношении которого составлен протокол. Указанные обстоятельства приводят к тому, что правонарушитель не является по судебным повесткам, скрывается и по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности судья прекращает дело.
3. Ненадлежащие уведомление судьями правонарушителей о привлечении к административной ответственности по ч. 1 с. 20.25 КоАП РФ в случае вынесения судами постановлений о наложении штрафов без участия правонарушителей.
К сожалению, все еще имеют место случаи, когда после возбуждения судебными приставами-исполнителями дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении правонарушителей, в судебных заседаниях устанавливаются факты отсутствия в материалах дела сведений о направлении судьями копии постановления по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, что приводит к прекращению производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.
В заключении можно сказать, что наиболее эффективным способом решения имеющихся проблем будет являться принятие исчерпывающих мер по организации взаимодействия службы судебных приставов с судейским сообществом при реализации полномочий административной юрисдикции и обеспечению своевременного предъявления на принудительное исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами.
Вместе с тем, необходимо отметить, что органу законодательной инициативы при изменении действующего законодательства, в частности касающегося привлечения к ответственности за неуплату алиментных платежей, необходимо более детально и подробно излагать норму закона для «правоприменителя», чтобы органы, уполномоченные привлекать к административной и уголовной ответственности и органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, не могли трактовать новые нормы двояко и формировали единую практику применения.