Дополнительное образование как форма профилактики правонарушений

Статья посвящена проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Автором отмечается, что огромная роль в осуществлении гарантий прав несовершеннолетних обучающихся ложится на плечи педагогов образовательных учреждений. Формирование законопослушного поведения детей и подростков, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшая задача, стоящая перед педагогами, специалистами дополнительного образования в учебных заведениях.

Аннотация статьи
образовательная среда
профилактика
правонарушения
дополнительное образование
подрастающее поколение
Ключевые слова

На сегодняшний день преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает, повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. – дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Необходимость предупреждения преступности возникла с появлением и развитием самой преступности. Еще Платон и Аристотель считали, что борьба с испорченными вкусами и привычками окажет положительное влияние на предупреждение преступлений.

В основе профилактики преступности среди несовершеннолетних, лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом, но вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных.

Несовершеннолетние, это особая социальная группа, которая имеет определенные особенности правового регулирования, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Несовершеннолетние в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличают их от других групп населения.

Факторами, влияющими на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, прежде всего, являются условия их жизни и воспитания. Основным фактором, влияющим на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, это отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, плохое материальное положение.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних, это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Субъекты профилактики преступности среди несовершеннолетних, представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты профилактики преступности в зависимости от правовых полномочий.

Институты социального воспитания - семья, школа, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности несовершеннолетних, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами - выступают специализированными субъектами профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Напомним, что значительную часть своего периода детства человек проводит в образовательном учреждении, который по значимости после семьи, а в ряде случаев главный, институт формирования личности человека. Учебная деятельность в течение всего периода общего школьного образования и ее продолжение в системе дополнительного образования существенно влияет на жизнедеятельность детей и подростков.

Учреждения дополнительного образования детей позволяют расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. В области развития способности к выбору профессиональной деятельности дополнительное образование создает возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждая личность могла оценить свои интересы, свои возможности и в итоге – сделать более или менее осознанный профессиональный выбор.

И, наконец, в способности выбирать среду развития дополнительное образование позволяет расширить круг общения, дает возможность личности выбирать тот круг общения, который соответствует его интересам. Гибкость, разнообразие, доступность времени и пространства являются неоспоримым преимуществом дополнительного образования.

Сфера, среда дополнительного образования – это и условия, способствующие воспитанию и развитию личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержке диалогических, субъект - субъектных отношений, где осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами.

Дополнительное образование осуществляется, как правило, в свободное от школьных уроков время детей на основе их добровольного выбора деятельности. В отличие от базового образования, дополнительное вооружает целостной культурой личностного, профессионального самоопределения, как способ целостного освоения мира.

Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить дополнительное образование на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство расширения возможностей развития личности, как пространство, которое сокращает в разы негативное поведение детей и подростков. Установлено, что дети, не посещающие подобные занятия, в большей степени подвержены негативному влиянию улицы, поскольку вырваны из нормальной системы отношений.

Полагаем, что необходима ранняя профилактика девиантного поведения детей. И в данном случае роль образовательного учреждения зачастую является основной, поскольку семья нередко сама выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Таким образом, система мер и средств, направленных на профилактику преступлений среди несовершеннолетних, базируется не только на мерах общего, но и индивидуального воздействия на объекты, призванных обеспечить повышение грамотности, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних, устранение и нейтрализации причин, порождающих преступность.

Текст статьи
  1. Егоров, И. Особо опасные дети // Интернет-портал «Российской газеты». - URL: https://rg.ru/2020/04/20/ genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (дата обращения: 22.05.2022).
  2. Мальцева, Л.В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение / Л. В. Мальцева // Общество: политика, экономика, право. — 2011. - № 4. - С. 102-105. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // https://мвд.рф (дата обращения: 25.05.2022).
  3. Середа С.П. К вопросу об уголовной политике в отношении несовершеннолетних / С.П. Середа // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - № 3. - С. 77-82.
  4. Титова, А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика / А.И. Титова // Молодой ученый. - 2018. - № 34 (220). - С. 64-66. - URL: https: //moluch.ru/archive/220/52434/. - Дата публикации: 25.08.2018.
  5. Яковчук, В.Н. Инновационные технологии профилактической деятельности негативных явлений среди детей и подростков / В.Н. Яковчук // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2017. - № 10 (10). - С. 54-60.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля