Тот факт, что радикальные реформы в системе дошкольного образования направлены на повышение качества дошкольного образования и качественной подготовки к школьному обучению, ставит перед специалистами ряд задач. Уделяя особое внимание сфере дошкольного образования, являющегося основным звеном непрерывного образования, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев принял Постановление № ПП-2707 от 29 декабря 2016 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования в 2017-2021 годах» [1, с.1]. В Постановлении были обозначены такие задачи, как дальнейшее совершенствование системы дошкольного образования, укрепление материально-технической базы, расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, коренное повышение уровня подготовки детей к школьному обучению, внедрение современных образовательных программ и технологий в учебно-образовательный процесс, создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей.
Имам аль-Газали говорит: «Дети – дар, преподнесённый родителям. Ребенок бесценен, как жемчужина. То, какой узор нанести на эту жемчужину, зависит от мастерства ювелира. Она примет тот узор, который будет на неё нанесён, и будет изгибаться там, где её изгибают. Если научить ребёнка делать добро, он вырастет с этим умением, и достигнет благоденствия в жизни. Его родители, учителя и наставники разделят его благодать. Если он привыкнет ко злу и будет предоставлен самому себе, как животное, он в конце концов погибнет. Его грех ляжет ярмом на тех, кто отвечает за его воспитание» [2, с. 54-55].
Воспитатель наряду с такой важной и почётной задачей, как воспитание нашего молодого поколения достойными детьми своего народа, выполняет ответственную задачу. Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознать свою ответственность перед народом и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к воспитательным задачам. Воспитатель должен уметь наблюдать за детьми, правильно анализировать причины их поведения и использовать средства воздействия на них, а для этого, безусловно, должна быть хорошо сформирована профессиональная компетентность.
Профессиональное становление – длительный процесс, разделённый на несколько этапов. Продолжительность и количество этапов определяется отдельно для каждого студента. Творческая индивидуальность будущего воспитателя выражается в способах самовыражения в педагогической практике, в специфике оформления своей работы, в умении находить самостоятельные решения педагогических ситуаций, в наличии способности к поисковой деятельности, свободном подходе к выбору заданий и способов их решения, в свободном выражении собственных предложений и идей при проявлении инициативы [3, с. 150].
Главным показателем профессионально-педагогической компетентности является личностно-ориентированный подход. Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя способность последовательно воспринимать педагогическую действительность и умение последовательно действовать в ней. В современной образовательной среде профессионально-педагогическая компетентность дополняется следующими компонентами:
- знания, в целом, умение организовать свою деятельность на основе опыта, выработанного на уровне мировой педагогической культуры, умение интегрироваться в неё и педагогику в нашей стране;
- умение использовать имеющиеся в их распоряжении средства (специальность и специализацию, курсы повышения квалификации, литературу и материалы по результатам личной деятельности) для постоянного развития своих профессиональных достижений;
- способность обобщать свой опыт и делиться им с другими.
- иметь возможность приобретать знания, навыки и умения, соразмерные индивидуальным потребностям каждого воспитуемого;
- участие в различных курсах, семинарах, конференциях для повышения квалификации.
Современные образованные педагоги должны научиться работать самостоятельно, планомерно, грамотно распределять своё и чужое время, работать с дополнительной литературой, писать тезисы и статьи. Воспитатель должен профессионально овладеть общепедагогическим мастерством:
- уметь анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-психологических явлений, причины их возникновения и развития, их условия и характер;
- уметь планировать развитие личности и коллектива;
- уметь предвидеть последствия обучения и воспитания, трудности, с которыми могут столкнуться воспитуемые, и ошибки, которые могут быть допущены;
- уметь обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы обучения и воспитания;
- уметь основательно готовиться к работе и проявлять творческий подход и дидактическую подготовку;
- уметь выявлять и мобилизовать имеющиеся педагогические возможности в различных видах деятельности детей;
- уметь целесообразно использовать методы обучения и воспитания в педагогическом аспекте;
- уметь управлять поведением, дисциплиной и активностью детей;
- уметь выявлять изменения психического состояния детей по их внешнему виду и действиям;
- уметь мысленно поставить себя на место воспитуемых;
- уметь следить за детьми, привлекать их к новым перспективам, имеющим общественное значение;
- учитывать взаимоотношения детей, личные предпочтения и антипатии при группировании их для выполнения общего задания.
Есть определённые качества, широко распространённые среди квалифицированных педагогов [4, с. 29].
Приверженность. Самое главное, чтобы будущий педагог был заинтересован в своей работе. Быть воспитателем в дошкольном учреждении не всегда легко, а иногда и сложно. Воспитатели, которые любят свою работу и чувствуют, что она меняется, должны уметь в трудную минуту ощущать успехи детей. Чтобы быть хорошим воспитателем, недостаточно любить детей. Хотя дети приятные и жизнерадостные, воспитателю необходимо иметь внутреннюю мотивацию для преодоления некоторых препятствий в работе с ними.
Терпение. Педагогу требуется терпение и настойчивость, чтобы эффективно работать с детьми, потому что каждый ребёнок в группе отличается средой воспитания, характером и темпераментом. Не все дети одинаковыми темпами усваивают информацию, и это не должно мешать им заинтересованно заниматься деятельностью.
Творческий подход. У большинства воспитателей есть замечательные идеи о занятиях, но часто у них нет ресурсов, чтобы предоставить то, что они хотят. Когда ресурсы ограничены, воспитатели должны проявлять творческий подход. Дети, впервые пришедшие в ДОО, должны чувствовать себя комфортно и счастливо. Воспитатель должен знать, как сладкоречиво и к месту поощрять и привлекать детей. Обладая умением проявлять своё творчество и решать проблемы, воспитатель должен стремиться, чтобы каждый ребёнок в группе был способен развивать творческие способности.
Гибкость. Умение следить за ситуацией и планировать действия очень важно. Вы хотите посадить цветы вместе с детьми, но начавшийся дождь изменил ваши планы, или вы хотите провести открытое занятие, но у вас неожиданно сломался видеопроектор. Иногда дети воспринимают всё, чему их учат, а иногда – напротив, могут не усваивать. Педагог должен быть готов к таким ситуациям и быть гибким.
Высокая энергия. То, что доброжелательность воспитателей дошкольных учреждений соизмерима с усилиями их воспитанников и их желанием учиться, несомненно, благотворно. Маленькие дети рады узнавать что-то новое, и когда воспитатель проявляет интерес к этому занятию, воспитуемые положительно реагируют, когда они делают это вместе, тем самым показывая, что дошкольное образовательное учреждение – лучшее место для обучения. Дети любят использовать песни для изучения определённых понятий. Они учатся кинестетически, поэтому ходьба и перемещение помогают им запоминать информацию. Воспитатели первыми знакомят воспитуемых с миром образования. Они открывают двери, о существовании которых некоторые дети даже не подозревают. Если воспитатели включат эти качества в своё обучение, они смогут воспитать детей, всю жизнь жаждущих знаний. На протяжении многих лет воспитатели открывали для себя эффективные и увлекательные способы обучения, и важно следовать этому пути, чтобы обеспечить становление воспитуемых всесторонне и гармонично развитыми личностями.
Одним словом, чтобы развиваться как квалифицированный педагог и повышать свою профессиональную компетентность, каждый воспитатель должен неустанно работать над собой, быть в курсе новшеств и уметь рационально использовать информационно-коммуникационные технологии.