Повышение компетентности воспитателей при воспитании гармонично развитых детей в дошкольных образовательных организациях

В данной статье представлена информация об известных качествах профессиональных педагогов, различных этапах профессионального становления, которые распространены среди квалифицированных педагогов.

Аннотация статьи
образование
профессиональная компетентность
гибкость
творчество
страсть
терпение
высокая энергия
Ключевые слова

Тот факт, что радикальные реформы в системе дошкольного образования направлены на повышение качества дошкольного образования и качественной подготовки к школьному обучению, ставит перед специалистами ряд задач. Уделяя особое внимание сфере дошкольного образования, являющегося основным звеном непрерывного образования, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев принял Постановление № ПП-2707 от 29 декабря 2016 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования в 2017-2021 годах» [1, с.1]. В Постановлении были обозначены такие задачи, как дальнейшее совершенствование системы дошкольного образования, укрепление материально-технической базы, расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, коренное повышение уровня подготовки детей к школьному обучению, внедрение современных образовательных программ и технологий в учебно-образовательный процесс, создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей.

Имам аль-Газали говорит: «Дети – дар, преподнесённый родителям. Ребенок бесценен, как жемчужина. То, какой узор нанести на эту жемчужину, зависит от мастерства ювелира. Она примет тот узор, который будет на неё нанесён, и будет изгибаться там, где её изгибают. Если научить ребёнка делать добро, он вырастет с этим умением, и достигнет благоденствия в жизни. Его родители, учителя и наставники разделят его благодать. Если он привыкнет ко злу и будет предоставлен самому себе, как животное, он в конце концов погибнет. Его грех ляжет ярмом на тех, кто отвечает за его воспитание» [2, с. 54-55].

Воспитатель наряду с такой важной и почётной задачей, как воспитание нашего молодого поколения достойными детьми своего народа, выполняет ответственную задачу. Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознать свою ответственность перед народом и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к воспитательным задачам. Воспитатель должен уметь наблюдать за детьми, правильно анализировать причины их поведения и использовать средства воздействия на них, а для этого, безусловно, должна быть хорошо сформирована профессиональная компетентность.

Профессиональное становление – длительный процесс, разделённый на несколько этапов. Продолжительность и количество этапов определяется отдельно для каждого студента. Творческая индивидуальность будущего воспитателя выражается в способах самовыражения в педагогической практике, в специфике оформления своей работы, в умении находить самостоятельные решения педагогических ситуаций, в наличии способности к поисковой деятельности, свободном подходе к выбору заданий и способов их решения, в свободном выражении собственных предложений и идей при проявлении инициативы [3, с. 150].

Главным показателем профессионально-педагогической компетентности является личностно-ориентированный подход. Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя способность последовательно воспринимать педагогическую действительность и умение последовательно действовать в ней. В современной образовательной среде профессионально-педагогическая компетентность дополняется следующими компонентами:

  • знания, в целом, умение организовать свою деятельность на основе опыта, выработанного на уровне мировой педагогической культуры, умение интегрироваться в неё и педагогику в нашей стране;
  • умение использовать имеющиеся в их распоряжении средства (специальность и специализацию, курсы повышения квалификации, литературу и материалы по результатам личной деятельности) для постоянного развития своих профессиональных достижений;
  • способность обобщать свой опыт и делиться им с другими.
  • иметь возможность приобретать знания, навыки и умения, соразмерные индивидуальным потребностям каждого воспитуемого;
  • участие в различных курсах, семинарах, конференциях для повышения квалификации.

Современные образованные педагоги должны научиться работать самостоятельно, планомерно, грамотно распределять своё и чужое время, работать с дополнительной литературой, писать тезисы и статьи. Воспитатель должен профессионально овладеть общепедагогическим мастерством:

  • уметь анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-психологических явлений, причины их возникновения и развития, их условия и характер;
  • уметь планировать развитие личности и коллектива;
  • уметь предвидеть последствия обучения и воспитания, трудности, с которыми могут столкнуться воспитуемые, и ошибки, которые могут быть допущены;
  • уметь обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы обучения и воспитания;
  • уметь основательно готовиться к работе и проявлять творческий подход и дидактическую подготовку;
  • уметь выявлять и мобилизовать имеющиеся педагогические возможности в различных видах деятельности детей;
  • уметь целесообразно использовать методы обучения и воспитания в педагогическом аспекте;
  • уметь управлять поведением, дисциплиной и активностью детей;
  • уметь выявлять изменения психического состояния детей по их внешнему виду и действиям;
  • уметь мысленно поставить себя на место воспитуемых;
  • уметь следить за детьми, привлекать их к новым перспективам, имеющим общественное значение;
  • учитывать взаимоотношения детей, личные предпочтения и антипатии при группировании их для выполнения общего задания.

Есть определённые качества, широко распространённые среди квалифицированных педагогов [4, с. 29].

Приверженность. Самое главное, чтобы будущий педагог был заинтересован в своей работе. Быть воспитателем в дошкольном учреждении не всегда легко, а иногда и сложно. Воспитатели, которые любят свою работу и чувствуют, что она меняется, должны уметь в трудную минуту ощущать успехи детей. Чтобы быть хорошим воспитателем, недостаточно любить детей. Хотя дети приятные и жизнерадостные, воспитателю необходимо иметь внутреннюю мотивацию для преодоления некоторых препятствий в работе с ними.

Терпение. Педагогу требуется терпение и настойчивость, чтобы эффективно работать с детьми, потому что каждый ребёнок в группе отличается средой воспитания, характером и темпераментом. Не все дети одинаковыми темпами усваивают информацию, и это не должно мешать им заинтересованно заниматься деятельностью.

Творческий подход. У большинства воспитателей есть замечательные идеи о занятиях, но часто у них нет ресурсов, чтобы предоставить то, что они хотят. Когда ресурсы ограничены, воспитатели должны проявлять творческий подход. Дети, впервые пришедшие в ДОО, должны чувствовать себя комфортно и счастливо. Воспитатель должен знать, как сладкоречиво и к месту поощрять и привлекать детей. Обладая умением проявлять своё творчество и решать проблемы, воспитатель должен стремиться, чтобы каждый ребёнок в группе был способен развивать творческие способности.

Гибкость. Умение следить за ситуацией и планировать действия очень важно. Вы хотите посадить цветы вместе с детьми, но начавшийся дождь изменил ваши планы, или вы хотите провести открытое занятие, но у вас неожиданно сломался видеопроектор. Иногда дети воспринимают всё, чему их учат, а иногда – напротив, могут не усваивать. Педагог должен быть готов к таким ситуациям и быть гибким.

Высокая энергия. То, что доброжелательность воспитателей дошкольных учреждений соизмерима с усилиями их воспитанников и их желанием учиться, несомненно, благотворно. Маленькие дети рады узнавать что-то новое, и когда воспитатель проявляет интерес к этому занятию, воспитуемые положительно реагируют, когда они делают это вместе, тем самым показывая, что дошкольное образовательное учреждение – лучшее место для обучения. Дети любят использовать песни для изучения определённых понятий. Они учатся кинестетически, поэтому ходьба и перемещение помогают им запоминать информацию. Воспитатели первыми знакомят воспитуемых с миром образования. Они открывают двери, о существовании которых некоторые дети даже не подозревают. Если воспитатели включат эти качества в своё обучение, они смогут воспитать детей, всю жизнь жаждущих знаний. На протяжении многих лет воспитатели открывали для себя эффективные и увлекательные способы обучения, и важно следовать этому пути, чтобы обеспечить становление воспитуемых всесторонне и гармонично развитыми личностями.

Одним словом, чтобы развиваться как квалифицированный педагог и повышать свою профессиональную компетентность, каждый воспитатель должен неустанно работать над собой, быть в курсе новшеств и уметь рационально использовать информационно-коммуникационные технологии.

Текст статьи
  1. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева № ПП-2707 от 29 декабря 2016 г., Ташкент.
  2. Абу Хамид аль-Газали, «Химия счастья» Т. Адолат, 2005, С. 54-55.
  3. Давлатова Р.Х. Пространственный дейксис и единицы его выражения в узбекском языке. // Сolloquium-journal. 5 (6). – С. 37-39
  4. Qualities of a Good Teacher in Early Childhood Development by Barbara Bean-Mellinger, updated June 29, 2018.
Список литературы