Современные экономические условия политики и тенденции развития различных рынков требуют от производителей производства более качественной продукции, внедрение инноваций, совершенствование технологий. Указанные факторы влекут за собой динамичное и нестабильное развитие конкурентной среды, в связи с чем предприятия, в том числе и в сфере АПК, вынуждены гибко и быстро реагировать на происходящие изменения и внедрять в свою деятельность новые методы повышения конкурентоспособности.
В условиях современной экономики и существующих в ней проблем наиболее актуальным является вопрос повышения конкурентоспособности предприятий занятых в сфере АПК, что связано с острой необходимостью импортозамещения и серьезной угрозой продовольственной безопасности страны. Постоянное внимание к вопросам повышения качества и экологической составляющей агропромышленного производства имеет приоритетное значение, так как именно данные параметры во многом обеспечивают конкурентные преимущества агропромышленной продукции.
Анализируя работы российских авторов: В.Е. Рохчина, А.Н. Ветровой, А.В. Полянского, Саяпина О.Н. и Павленко Н.С., находим разные толкования понятия конкурентоспособности [5, 6, 4].
В монографии российских ученых В.Е. Рохчина, А.Н. Ветровой и А.В. Полянского стратегическая конкурентоспособность определяется, как «многоуровневая экономическая категория и объект управления, который характеризует способность объектов и субъектов конкурентоспособности в течение длительного времени сохранять и (или) усиливать свои позиции на локальных рынках, мультинациональных и глобальных» [5]. Исследователи обоснованно указывают на важность изучения экономической категории и объекта управления, когда речь идет о таком сложном экономическом явлении, которое одновременно может рассматриваться как элемент научной теории и управленческой системы.
Саяпина О.Н. под конкурентоспособностью предприятия, понимает «сложный, интегральный показатель, формирующийся под воздействием различных факторов, которые оказывают значительное влияние на все аспекты деятельности предприятия» [6].
Павленко Н.С. пишет о том, что конкурентоспособность это «способность предприятия сохранять конкурентные позиции на рынке или изменять их в процессе адаптации к непостоянной конкурентной среде функционирования» [4].
Таким образом, обобщая взгляды различных авторов, мы считаем, что конкурентоспособность – это свойство предприятий эффективно осуществлять свою деятельность, предоставляя конкурентоспособные товары и услуги потребителю.
Исходя из мнений авторов, которые рассматривают сущность понятия конкурентоспособности, мы выделяем такие факторы конкурентоспособности продукции АПК:
- наличие производственных мощностей. Уровень обеспеченности средствами производства и развития материально – технической базы агропромышленного предприятия, является фактором, который определяет не только объемы производства – производственную мощность, но и направления производственной деятельности;
- финансово-экономическое положение. Наличие высоко ликвидных активов необходимо агропромышленной организации для совершения своевременных платежей поставщикам оборудования и сырья, а также органам пенсионного страхования и фискальным органам;
- качество рабочей силы. От того насколько высокую квалификацию будут иметь персонал и от того насколько работники будут качественно выполнять свою работу, во многом зависит успех предприятия;
- наличие сбытовых мощностей. Планирование объема производства продукции, должно быть напрямую связано с планированием объемов ее реализации.
- инновационная деятельность. Инновационная деятельность – это важный путь к конкурентоспособности, так как внедрения инноваций могут помочь снизить издержки, обеспечить рост прибыли, а также повысить лояльности клиентов, рост инвестиций, улучшение имиджа, выход на новые рынки.
На основе всего вышесказанного мы дали свое определение конкурентоспособности АПК. Конкурентоспособность АПК представляет собой набор хозяйствующих субъектов, способных эффективно функционировать при наличии устойчивого финансово-экономического положения, современных производственных мощностей, качественной рабочей силой и инновационной деятельности.
Конкурентоспособность АПК можно повысить и при использовании таких современных экономических механизмов как: логистика, «зеленая» логистика и маркетинг [3]. Рассмотрим влияния логистики на повышение конкурентоспособности предприятий занятых в сфере АПК. Логистика – это метод управления материальными и сопутствующими потоками, охватывающий сферу снабжения, хранения и сбыта в единстве.
Современный агропромышленный комплекс представляет собой крупную сетевую структуру, включая предприятия, которые производят материальные ресурсы, поэтому использование принципов логистики позволяет повысить эффективность деятельности предприятий и макрологистических систем в сфере АПК.
Для решения важнейших задач, которые связанны с повышением эффективности производства агропромышленной продукции, необходимо более детальное и глубокое функционирования сложной системы «агротехнология – логистика», которая во многом определяется оптимальным построением инфраструктуры АПК.
Важными является использование принципов «зеленой» логистики:
- минимальное использование сырья и упаковки, которые не подлежат безопасной утилизации или вторичной переработке;
- рациональное использование природных ресурсов и ресурсов предприятия;
- экономически обоснованная и экологически безопасная транспортировка и складирование материальных ресурсов;
- внедрение инновационных технологий с целью уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду [2];
- повышение образованности и ответственности персонала;
- рациональное и полноценное использование ресурсов предприятия;
- максимальное использование отходов производства, упаковки.
При применении «зеленых» принципов построения цепей поставок и экологической логистики могут быть следующие результаты:
- Увеличение уровня экологической безопасности, так как при использовании указанных выше методов и технологий зеленой логистики вред окружающей среде значительно снижается;
- Рациональное использование любых ресурсов предприятия: уменьшение энергетических расходов при использовании солнечных батарей и теплоизоляции складов, использование оборотной тары и ее вторичная переработка, отказ от бумажного документооборота, планирование оптимальных маршрутов;
- Повышение мотивации предпринимателей благодаря существующим нормативным актам;
- Развитие в сознание персонала важности улучшения экологии;
- Увеличение осведомленности и мотивации потребителей.
Следовательно, рассматривая все возможные результаты использования принципов зеленой логистики, в том числе повышение уровня экологической безопасности, рациональное и эффективное использование каждых ресурсов компании, обучение персонала в сфере экологии, снижение наносимого урона природной среде по причине использования вышеперечисленных технологий и методов зеленой логистики. Мы можем заметить, что важным требованием современного этапа на данный момент является переход к «зеленой» логистике.
Важную роль в повышении конкурентоспособности АПК играет и маркетинг. Агромаркетинг позволяет научно обосновывать принятие решений о производстве, сбыте и продвижении на рынок товаров, дает возможность анализировать и прогнозировать рыночную ситуацию, разрабатывать тактику и стратегию конкуренции и представляет собой сложную систему по решению проблем получения максимальной прибыли от производства и реализации продукции с минимальным коммерческим риском, который требует управления и регулирования [7].
При использовании механизмов маркетинга в агропромышленной сфере, необходимо учитывать следующие особенности:
Первая особенность – различие рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают пару раза в год, а рабочий период длится целый год. Именно поэтому специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать объем спроса потребителей, хорошо понимать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., так как от этого напрямую зависит эффективность агромаркетинга. Кроме того, такая особенность агропромышленного производства, как сезонность, влияет на методы и формы агромаркетинга и делает их отличными от методов и форм промышленного маркетинга.
Вторая особенность – агромаркетинг имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, значит, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом национальных традиций, состояния здоровья потребителей, а также возраста, удовлетворять их интересы и потребности. Товар, как правило, скоропортящийся, именно поэтому требуется оперативность поставки, сервисное и эстетическое обслуживании, целесообразная упаковка.
Третья особенность – многообразие форм собственности в системе АПК на земле, средства производства, реализуемый товар. Это определяет многофакторную конкуренцию, которая управляется непосредственно спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие тактик и стратегий, стремление к совершенствованию методов и форм агромаркетинга, приспособлению их к потребностям и интересам потребителей.
Четвертая особенность – производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным предметом и средством производства – землей, ее интенсивностью использования и качеством. Существует также неразрывная взаимосвязь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет ассортимент, объем и качество продукции, придает агромаркетингу особенную специфику в процессе его организации и осуществления.
Пятая особенность – более высокая адаптивность, восприимчивость, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, особенностями спроса потребителя, важностью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм;
Шестая особенность – более низкий уровень искусства и науки маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до сих пор наука об агромаркетинге не до конца сформировалась и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Маркетинговая стратегия в агропромышленном производстве внедряется недостаточно эффективно, по нашему мнению, из-за финансовых, организационных и психологических факторов. Но мы заметили тенденцию в исправлении данной ситуации.
Эффективность управления агромаркетингом и качество принимаемых управленческих решений в области агробизнеса в особой степени зависят от четкого функционирования системы маркетинговой информации. Для того чтобы успешно конкурировать на современном рынке, уже недостаточно ориентироваться на сегодняшние потребности покупателей. Необходимо знать, что они будут предпочитать завтра, т. е. фактически управлять информацией.
На основе анализа трех экономических инструментов нам удалось выявить причины неудовлетворительного состояния конкурентоспособности продукции АПК России на внешних рынках:
- техническое и технологическое отставание отрасли от развитых стран;
- несоответствие продукции АПК европейским стандартам;
- использования некачественного сырья для снижения себестоимости;
- низкое использование аграрного потенциала страны – экспорт сырья, а не продукции;
- недостаточное развитие инфраструктуры АПК.
Для повышения конкурентоспособности АПК нами предлагается сформировать комплексную стратегию. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности АПК должна состоять из трех этапа. На первом этапе проводится анализ текущего состояния отрасли и выявляются узловые проблемы, которые сдерживают эффективное развитие. На втором этапе важно выделить потенциальные конкурентные преимущества АПК и всесторонне изучить возможные способы их достижения. Завершающий этап должен включать в себя составление алгоритма действий, которые направлены на развитие конкурентных преимуществ регионального АПК и сглаживание дестабилизующих факторов внешней и внутренней среды отрасли [2].
Концептуальная основа стратегии повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, по нашему мнению, должна быть выражена в следующих аспектах:
- создание устойчивой системы расширенного воспроизводства высококачественных агропродовольственных товаров;
- использование принципов логистики и «зеленой» логистики;
- максимально возможное сокращение разрыва в социально-экономическом развитии городских и сельских территорий;
- изучение и применение агропромышленного маркетинга;
- формирование системы региональной продовольственной безопасности, устойчивой к внутренним и внешним угрозам и воздействиям.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод: повышение конкурентоспособности АПК невозможно без создания и использования концептуальной стратегии, которая должна включать рациональное использование принципов логистики, «зеленой» логистики и маркетинга, а также, без повышения эффективности аграрного производства, качества жизни сельского населения, внедрения в сельскохозяйственное производство инновационных и энергосберегающих технологий.