Введение. Вся деятельность государственных служащих Российской Федерации регулируется достаточно широкой системой источников. Административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, в свою очередь, имеет свою подсистему источников, охватывающую широкий круг актов. Эти источники целесообразно разделить на несколько групп: нормативные правовые акты; международные договоры; трудовые договоры; административные контракты; акты судебных органов. Эта классификация дает возможность полностью охарактеризовать все имеющиеся документы и учесть их особенности.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, которые направлены на регулирование статуса государственных служащих. Методами исследования выступили анализ, синтез, нормативно-логический.
Результаты и их обсуждение. Первую ключевую группу источников составляют нормативные правовые акты. Конституция Российской Федерации является актом высшей юридической силы, устанавливающим основные положения, касающиеся государственной службы в целом [10]. Наиболее основным конституционным принципом, на наш взгляд, являются положения ч.4 ст. 32 Конституции РФ [1], гарантирующей равный доступ граждан к государственной службе, в целях реализации одной из форм участия граждан в управлении делами государства.
Одним из важнейших законодательных актов, которые регулируют вопросы государственной службы, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] (далее – Закон № 58-ФЗ). Он является отправной точкой в своей области, так как устанавливает организационные принципы государственной службы, определяет основы правового положения государственных служащих, а также общие вопросы государственной службы и обеспечивает их эффективность.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] (далее – Закон № 79-ФЗ), в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 58-ФЗ определяются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы Российской Федерации. Предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие при поступлении на государственную службу, ее прохождении и прекращении, а также определение правового положения федерального должностного лица и должностного лица субъекта Российской Федерации [8].
При этом Закон № 79-ФЗ нельзя назвать исчерпывающим законодательным актом. Это связано с тем, что в нем содержатся ссылки на иные правовые акты по вопросам, которые должны регулироваться на федеральном уровне, например, в нем есть ссылки на указы Президента РФ. По мнению Р.Д. Курбанова, такое множество нормативных отсылок свидетельствует о «о снижении уровня законодательного регулирования и неоправданном повешении уровня подзаконного регулирования» [9]. По мнению И.В. Черепанова: «Многие вопросы государственной гражданской службы, решаемые на уровне подзаконного регулирования, могли быть урегулированы нормами прямого действия. Такой объем подзаконного регулирования может привести к искажению смысла содержания норм базового ФЗ и к юридическим противоречиям» [11].
Относительно регламентации административно-правового положения государственных служащих в данном законе можно выделить следующие недостатки. Так, например, нет четкого определения элементов правового положения государственных служащих, нет единого порядка формирования чинов, что могло бы привести государственные должности в единую систему.
Некоторые вопросы, касающиеся обеспечения деятельности государственных служащих РФ, регулируются на уровне подзаконных актов. К таковым относятся Указы Президента РФ. Среди их множества можно назвать, например, Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [5].
Правительство РФ также имеет непосредственное отношение к регулированию административно-правового положения государственных служащих. Как правило, постановления Правительства РФ касаются организации государственной службы, но в ряде случаев регулируют отношения, возникающие в связи с прохождением государственной службы отдельными государственными служащими. К ним относятся, например, Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532» [6].
Ко второй группе источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, относятся международные договоры. В ч. 4 ст. 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации выступают составной частью ее правопорядка. Среди них, например, «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод» [2] (Заключена в г. Риме 04.11.1950).
К третьей выделенной группе источников относятся трудовые договоры. На первый взгляд можно утверждать, что этот источник в большей степени присущ трудовому праву и не имеет ничего общего с административно-правовым статусом государственных служащих Российской Федерации. Но нельзя упускать из виду и то, что государственные служащие находятся в трудовых (служебных) отношениях с государственными органами РФ, полномочия которых они призваны выполнять.
Еще одним видом источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих РФ, являются административные договоры. Кроме того, существуют нормативные и индивидуальные договоры. Например, индивидуальные административные договоры, как правило, включают служебные РФ.
Последнюю группу источников составляют акты судебных органов нормоориентирующего характера, на наш взгляд, именно это название наиболее точно отражает сущность и характер данного вида источников права. Как известно, судебная власть правительства не имеет законодательных полномочий. Однако в соответствии со ст. 126 Конституции РФ право дачи разъяснений по вопросам судебной практики возложено на Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ). Пользуясь этим правом, ВС РФ в своих решениях дает толкование правовых норм, высказывает свое мнение о разрешении проблемы при отсутствии прямого регулирования в законе, а также в случае возникновения коллизии норм законов. Толкование, данное Пленумом ВС РФ, является обязательным для судов.
Решения Конституционного Суда РФ (далее – Конституционный Суд РФ), также являющиеся предметом многочисленных дискуссий, имеют большое значение в сфере применения законодательства о государственной службе. Поэтому КС РФ неоднократно приходилось выявлять конституционный смысл той или иной нормы и давать толкование некоторым положениям Закона № 79-ФЗ, например, в Определении КС Суда РФ от 25 января 2018 года № 150 [7]. Значимость решений КС РФ обусловлена еще и тем, что они вступают в силу немедленно и обжалованию не подлежат.
Заключение. С одной стороны, действующее законодательство устанавливает общие положения о государственной службе и ее отдельных видах, а с другой стороны, регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируя его на достижение наиболее эффективных результатов деятельности государственных служащих путем установления их особого статуса. В то же время, в законодательстве имеются правовые пробелы, которые необходимо восполнить.