Источники правового регулирования статуса государственных служащих

В статье представлена группировка нормативно-правовые актов, которые регулируют статус государственных служащих. Всего рассматривается пять групп источников права. Показывается, как один источник права проистекает из другого. Отмечается значимость Конституции РФ, Закона № 58-ФЗ и Закона № 79-ФЗ.

Аннотация статьи
Конституция РФ
государственный служащий
государственная служба
источники
акты
Ключевые слова

Введение. Вся деятельность государственных служащих Российской Федерации регулируется достаточно широкой системой источников. Административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, в свою очередь, имеет свою подсистему источников, охватывающую широкий круг актов. Эти источники целесообразно разделить на несколько групп: нормативные правовые акты; международные договоры; трудовые договоры; административные контракты; акты судебных органов. Эта классификация дает возможность полностью охарактеризовать все имеющиеся документы и учесть их особенности.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, которые направлены на регулирование статуса государственных служащих. Методами исследования выступили анализ, синтез, нормативно-логический.

Результаты и их обсуждение. Первую ключевую группу источников составляют нормативные правовые акты. Конституция Российской Федерации является актом высшей юридической силы, устанавливающим основные положения, касающиеся государственной службы в целом [10]. Наиболее основным конституционным принципом, на наш взгляд, являются положения ч.4 ст. 32 Конституции РФ [1], гарантирующей равный доступ граждан к государственной службе, в целях реализации одной из форм участия граждан в управлении делами государства.

Одним из важнейших законодательных актов, которые регулируют вопросы государственной службы, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] (далее – Закон № 58-ФЗ). Он является отправной точкой в своей области, так как устанавливает организационные принципы государственной службы, определяет основы правового положения государственных служащих, а также общие вопросы государственной службы и обеспечивает их эффективность.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] (далее – Закон № 79-ФЗ), в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 58-ФЗ определяются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы Российской Федерации. Предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие при поступлении на государственную службу, ее прохождении и прекращении, а также определение правового положения федерального должностного лица и должностного лица субъекта Российской Федерации [8].

При этом Закон № 79-ФЗ нельзя назвать исчерпывающим законодательным актом. Это связано с тем, что в нем содержатся ссылки на иные правовые акты по вопросам, которые должны регулироваться на федеральном уровне, например, в нем есть ссылки на указы Президента РФ. По мнению Р.Д. Курбанова, такое множество нормативных отсылок свидетельствует о «о снижении уровня законодательного регулирования и неоправданном повешении уровня подзаконного регулирования» [9]. По мнению И.В. Черепанова: «Многие вопросы государственной гражданской службы, решаемые на уровне подзаконного регулирования, могли быть урегулированы нормами прямого действия. Такой объем подзаконного регулирования может привести к искажению смысла содержания норм базового ФЗ и к юридическим противоречиям» [11].

Относительно регламентации административно-правового положения государственных служащих в данном законе можно выделить следующие недостатки. Так, например, нет четкого определения элементов правового положения государственных служащих, нет единого порядка формирования чинов, что могло бы привести государственные должности в единую систему.

Некоторые вопросы, касающиеся обеспечения деятельности государственных служащих РФ, регулируются на уровне подзаконных актов. К таковым относятся Указы Президента РФ. Среди их множества можно назвать, например, Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [5].

Правительство РФ также имеет непосредственное отношение к регулированию административно-правового положения государственных служащих. Как правило, постановления Правительства РФ касаются организации государственной службы, но в ряде случаев регулируют отношения, возникающие в связи с прохождением государственной службы отдельными государственными служащими. К ним относятся, например, Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532» [6].

Ко второй группе источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, относятся международные договоры. В ч. 4 ст. 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации выступают составной частью ее правопорядка. Среди них, например, «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод» [2] (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

К третьей выделенной группе источников относятся трудовые договоры. На первый взгляд можно утверждать, что этот источник в большей степени присущ трудовому праву и не имеет ничего общего с административно-правовым статусом государственных служащих Российской Федерации. Но нельзя упускать из виду и то, что государственные служащие находятся в трудовых (служебных) отношениях с государственными органами РФ, полномочия которых они призваны выполнять.

Еще одним видом источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих РФ, являются административные договоры. Кроме того, существуют нормативные и индивидуальные договоры. Например, индивидуальные административные договоры, как правило, включают служебные РФ.

Последнюю группу источников составляют акты судебных органов нормоориентирующего характера, на наш взгляд, именно это название наиболее точно отражает сущность и характер данного вида источников права. Как известно, судебная власть правительства не имеет законодательных полномочий. Однако в соответствии со ст. 126 Конституции РФ право дачи разъяснений по вопросам судебной практики возложено на Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ). Пользуясь этим правом, ВС РФ в своих решениях дает толкование правовых норм, высказывает свое мнение о разрешении проблемы при отсутствии прямого регулирования в законе, а также в случае возникновения коллизии норм законов. Толкование, данное Пленумом ВС РФ, является обязательным для судов.

Решения Конституционного Суда РФ (далее – Конституционный Суд РФ), также являющиеся предметом многочисленных дискуссий, имеют большое значение в сфере применения законодательства о государственной службе. Поэтому КС РФ неоднократно приходилось выявлять конституционный смысл той или иной нормы и давать толкование некоторым положениям Закона № 79-ФЗ, например, в Определении КС Суда РФ от 25 января 2018 года № 150 [7]. Значимость решений КС РФ обусловлена еще и тем, что они вступают в силу немедленно и обжалованию не подлежат.

Заключение. С одной стороны, действующее законодательство устанавливает общие положения о государственной службе и ее отдельных видах, а с другой стороны, регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируя его на достижение наиболее эффективных результатов деятельности государственных служащих путем установления их особого статуса. В то же время, в законодательстве имеются правовые пробелы, которые необходимо восполнить.

Текст статьи
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.03.2022)
  2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газета. 2003. № 98.
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета. 2004. № 140-141.
  5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 31.12.2020) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 20.
  6. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532» // Российская газета. 2008. № 140.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Джалилова Олега Атхамовича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 33 и пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.04.2022)
  8. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Н.А. Агешкина, А.Б. Бельянская, Н.И. Воробьев и др. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 402 c.
  9. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Р.А. Курбанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 332 с.
  10. Харитонов И.К. Отдельные проблемы реализации конституционно-правового статуса государственного служащего / И.К. Харитонов, И.В. Яблонский // Право и практика. 2019. № 31. С. 71-75.
  11. Черепанова И.В. Фактическая и юридическая природа государственной гражданской службы (часть 1) / И.В. Черепанова // Вестник Омского университета. 2018. № 1 (42). С. 69-76.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября