Главная
Конференции
Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры
Источники правового регулирования статуса государственных служащих

Источники правового регулирования статуса государственных служащих

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

государственный служащий
Конституция РФ
государственная служба
источники
акты

Аннотация статьи

В статье представлена группировка нормативно-правовые актов, которые регулируют статус государственных служащих. Всего рассматривается пять групп источников права. Показывается, как один источник права проистекает из другого. Отмечается значимость Конституции РФ, Закона № 58-ФЗ и Закона № 79-ФЗ.

Текст статьи

Введение. Вся деятельность государственных служащих Российской Федерации регулируется достаточно широкой системой источников. Административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, в свою очередь, имеет свою подсистему источников, охватывающую широкий круг актов. Эти источники целесообразно разделить на несколько групп: нормативные правовые акты; международные договоры; трудовые договоры; административные контракты; акты судебных органов. Эта классификация дает возможность полностью охарактеризовать все имеющиеся документы и учесть их особенности.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, которые направлены на регулирование статуса государственных служащих. Методами исследования выступили анализ, синтез, нормативно-логический.

Результаты и их обсуждение. Первую ключевую группу источников составляют нормативные правовые акты. Конституция Российской Федерации является актом высшей юридической силы, устанавливающим основные положения, касающиеся государственной службы в целом [10]. Наиболее основным конституционным принципом, на наш взгляд, являются положения ч.4 ст. 32 Конституции РФ [1], гарантирующей равный доступ граждан к государственной службе, в целях реализации одной из форм участия граждан в управлении делами государства.

Одним из важнейших законодательных актов, которые регулируют вопросы государственной службы, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] (далее – Закон № 58-ФЗ). Он является отправной точкой в своей области, так как устанавливает организационные принципы государственной службы, определяет основы правового положения государственных служащих, а также общие вопросы государственной службы и обеспечивает их эффективность.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] (далее – Закон № 79-ФЗ), в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 58-ФЗ определяются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы Российской Федерации. Предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие при поступлении на государственную службу, ее прохождении и прекращении, а также определение правового положения федерального должностного лица и должностного лица субъекта Российской Федерации [8].

При этом Закон № 79-ФЗ нельзя назвать исчерпывающим законодательным актом. Это связано с тем, что в нем содержатся ссылки на иные правовые акты по вопросам, которые должны регулироваться на федеральном уровне, например, в нем есть ссылки на указы Президента РФ. По мнению Р.Д. Курбанова, такое множество нормативных отсылок свидетельствует о «о снижении уровня законодательного регулирования и неоправданном повешении уровня подзаконного регулирования» [9]. По мнению И.В. Черепанова: «Многие вопросы государственной гражданской службы, решаемые на уровне подзаконного регулирования, могли быть урегулированы нормами прямого действия. Такой объем подзаконного регулирования может привести к искажению смысла содержания норм базового ФЗ и к юридическим противоречиям» [11].

Относительно регламентации административно-правового положения государственных служащих в данном законе можно выделить следующие недостатки. Так, например, нет четкого определения элементов правового положения государственных служащих, нет единого порядка формирования чинов, что могло бы привести государственные должности в единую систему.

Некоторые вопросы, касающиеся обеспечения деятельности государственных служащих РФ, регулируются на уровне подзаконных актов. К таковым относятся Указы Президента РФ. Среди их множества можно назвать, например, Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [5].

Правительство РФ также имеет непосредственное отношение к регулированию административно-правового положения государственных служащих. Как правило, постановления Правительства РФ касаются организации государственной службы, но в ряде случаев регулируют отношения, возникающие в связи с прохождением государственной службы отдельными государственными служащими. К ним относятся, например, Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532» [6].

Ко второй группе источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации, относятся международные договоры. В ч. 4 ст. 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации выступают составной частью ее правопорядка. Среди них, например, «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод» [2] (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

К третьей выделенной группе источников относятся трудовые договоры. На первый взгляд можно утверждать, что этот источник в большей степени присущ трудовому праву и не имеет ничего общего с административно-правовым статусом государственных служащих Российской Федерации. Но нельзя упускать из виду и то, что государственные служащие находятся в трудовых (служебных) отношениях с государственными органами РФ, полномочия которых они призваны выполнять.

Еще одним видом источников, регулирующих административно-правовой статус государственных служащих РФ, являются административные договоры. Кроме того, существуют нормативные и индивидуальные договоры. Например, индивидуальные административные договоры, как правило, включают служебные РФ.

Последнюю группу источников составляют акты судебных органов нормоориентирующего характера, на наш взгляд, именно это название наиболее точно отражает сущность и характер данного вида источников права. Как известно, судебная власть правительства не имеет законодательных полномочий. Однако в соответствии со ст. 126 Конституции РФ право дачи разъяснений по вопросам судебной практики возложено на Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ). Пользуясь этим правом, ВС РФ в своих решениях дает толкование правовых норм, высказывает свое мнение о разрешении проблемы при отсутствии прямого регулирования в законе, а также в случае возникновения коллизии норм законов. Толкование, данное Пленумом ВС РФ, является обязательным для судов.

Решения Конституционного Суда РФ (далее – Конституционный Суд РФ), также являющиеся предметом многочисленных дискуссий, имеют большое значение в сфере применения законодательства о государственной службе. Поэтому КС РФ неоднократно приходилось выявлять конституционный смысл той или иной нормы и давать толкование некоторым положениям Закона № 79-ФЗ, например, в Определении КС Суда РФ от 25 января 2018 года № 150 [7]. Значимость решений КС РФ обусловлена еще и тем, что они вступают в силу немедленно и обжалованию не подлежат.

Заключение. С одной стороны, действующее законодательство устанавливает общие положения о государственной службе и ее отдельных видах, а с другой стороны, регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируя его на достижение наиболее эффективных результатов деятельности государственных служащих путем установления их особого статуса. В то же время, в законодательстве имеются правовые пробелы, которые необходимо восполнить.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.03.2022)
  2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газета. 2003. № 98.
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета. 2004. № 140-141.
  5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 31.12.2020) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. 2005. № 20.
  6. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532» // Российская газета. 2008. № 140.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Джалилова Олега Атхамовича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 33 и пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.04.2022)
  8. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Н.А. Агешкина, А.Б. Бельянская, Н.И. Воробьев и др. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 402 c.
  9. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Р.А. Курбанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 332 с.
  10. Харитонов И.К. Отдельные проблемы реализации конституционно-правового статуса государственного служащего / И.К. Харитонов, И.В. Яблонский // Право и практика. 2019. № 31. С. 71-75.
  11. Черепанова И.В. Фактическая и юридическая природа государственной гражданской службы (часть 1) / И.В. Черепанова // Вестник Омского университета. 2018. № 1 (42). С. 69-76.

Поделиться

1915

Майорова Ю. П. Источники правового регулирования статуса государственных служащих // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 21-24. URL: https://apni.ru/article/4167-istochniki-pravovogo-regulirovaniya-statusa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января