Изучение любовной лирики А.С. Пушкина в современной школе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

литература
А.С. Пушкин
любовная лирика
Наталья Николаевна Гончарова
Софья и Ольга Потоцкие
Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Анна Петровна Керн
Анета Оленина
Екатерина Бакунина

Аннотация статьи

В статье автор рассказывает о преподавании любовной лирики А.С. Пушкина в новых образовательных условиях. Предлагает изучение юношеского и зрелого периода поэта, его влюбленности, романтические встречи и последующие лирические произведения, написанные под впечатлением этих встреч. Публикует лирические стихи, посвященные дамам в разные периоды творчества. Анализирует произведения разного периода.

Текст статьи

Новые образовательные стандарты обучения в средней школе вызывают необходимость адаптировать преподавание базовых школьных дисциплин к современной образовательной реальности. Неизменным и не нуждающимся в адаптации остается одно – произведения великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, которые невозможно адаптировать, сжать, подогнать или исправить. Эти произведения и сегодня нужно воспринимать и принимать такими, какими они были созданы великим мастером.

Информационные, визуальные и оперативные возможности образовательного процесса в последние годы существенно изменились с появлением в школах электронных образовательных ресурсов. На современном этапе педагоги используют мультимедийное оборудование, интерактивные экраны, SMART-доски, аудио- и видеооборудование для изучения любого учебного предмета, в том числе и классической литературы.

Еще недавно трудно было представить внедрение новых технологий в традиционный для школы блок – изучение литературы ХIХ века. Еще труднее изменять прочно устоявшиеся традиции преподавания в школе творчества великого А.С.Пушкина. Как соединить классическую методику преподавания с новыми образовательными реальностями? Этот вопрос встает перед учителями филологами. Какие бы креативные и современные способы предъявления учебного материала учитель не изобрел, неизменным остается одно: лирика великого поэта всегда будет современной и нужной как любовь, как солнце. Как донести до школьников, почему давно написанные стихи и сегодня остаются современными и любимыми миллионами людей?

В современном литературном мире написано множество книг, научных и документальных исследований, изучающих творчество и феномен Пушкина. Авторы искренне называют Александра Сергеевича Пушкина «солнцем нашей поэзии». Любовь и высокая поэзия овладевают чувствами человека, дают силы, вдохновляют на лучшие поступки и подвиги. Любовь и поэзия – возвышенные чувства, и потому, когда человек любит, ему хочется восторгаться, восхищаться и говорить стихами.

Как объяснить современным подростками, что и сегодня можно передать свою любовь не только через электронные смайлики и лайки, а через поэтическое слово? Для этого современная школа должна разговаривать с детьми языком великих писателей и поэтов, изучать их произведения и учить школьников бережно относиться к литературным шедеврам великих мастеров.

Невозможно давать детям только теоретические знания, современные принципы обучения предполагают деятельностный подход в изучении учебных дисциплин. Необходимо комментировать и осмыслять каждое лирическое стихотворение А.С. Пушкина, определять, что именно и о ком хотел сказать автор, какие качества своей возлюбленной описал в этом произведении, какие чувства испытывал сам поэт при написании стихотворения. Электронные средства обучения позволяют знакомить обучающихся с рисунками поэта, с портретами дам той эпохи, которых воспевал поэт. Ведь любовь и восхищение женщиной необходимо воспитывать с малых лет, прекрасным средством для этого были и остаются стихи и проза А.С. Пушкина, признанные во всем мире.

Итак, начинаем знакомство с лирикой великого поэта.

А.С. Пушкин обращается к теме любви уже в одном из первых своих стихотворений. Из названия стихотворения («К Наталье», 1813 год) понятно, что посвящено оно Наталье:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон,

Сердце страстное пленилось,

Признаюсь – и я влюблён!..

Александр Сергеевич посвящал свои стихи всем красавицам, о чем написал в произведении «Руслан и Людмила» такие строки:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних,

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал …

По словам Марии Николаевны Раевской (Волконской), поэт считал своим долгом быть влюбленным во всех молоденьких девушек и женщин, с которыми он встречался. Так, в лицейский период Пушкин посвящает Екатерине Бакуниной такие строки:

В те дни … в те дни, когда впервые

заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь …

Александр Пушкин мучился ожиданиями встречи, смотрел на дорогу и ждал, с волнением стоя у окна, встречи с Катенькой Бакуниной, сестрой лицеиста Бакунина. Потеряв надежду, неожиданно Пушкин встречает её на лестнице, и рождаются такие строки:

Итак, я счастлив был, итак,

Я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался …

В стихотворении «Разлука» в 1816 год о любви поэт говорит трогательно, поэтично, грустно. Он в стихах передает горечь разлуки с любимой, печальные душевные чувства и внутреннее волнение. Однако, об этих чувствах Екатерина Бакунина стала догадываться только много лет спустя.

С юными сестрами Потоцкими – Софьей и Ольгой – поэт встречается в 1818 году в Петербурге, и узнает от них легенду о любви Хана Кезим-Гирея и княжны Марии Потоцкой, которую убила Зарема, любившая Хана.

В 1820 году, путешествуя по Крыму, по пути из Гурзуфа в Симферополь А.С. Пушкин посетил в Бахчисарае развалины ханского дворца со знаменитым «фонтаном слез». Под впечатлением легенды, рассказанной сестрами Потоцкими, была написана поэма «Бахчисарайский фонтан».

Продолжая путешествовать, А.С. Пушкин в Одессе знакомится с женой генерал-губернатора Новороссийского края Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, которая была одной из привлекательнейших женщин своего времени: женственная, приветливая, привлекательная. В нее были влюблены и Пушкин, и Раевский… Пушкин встречался с Е. Воронцовой довольно часто: и на балах, и в театре, и на приемах. Пушкин пишет о своей возлюбленной:

Мои слова, мои напевы

Коварной силой иногда

Смирять умели в сердце девы

Волненье страха и стыда …

Перед отъездом в Михайловское Воронцова дарит Пушкину свой портрет в золотом медальоне и сердоликовое кольцо, которое Александр Сергеевич бережно хранил.

В Михайловском А.С. Пушкин пишет очередную главу романа «Евгений Онегин» и иногда получает письма от Елизаветы Воронцовой. Возможно, под впечатлением этих писем рождается знаменитое письмо Татьяны Лариной к Онегину. Елизавета Воронцова оставила глубокий лирический след в его поэтической жизни, вглядываясь в медальон с изображением Воронцовой, Александр Сергеевич пишет:

Пускай увенчанный любовью красоты

В заветном золоте хранит ее черты

И письма тайные, награда долгой муки,

Но в тихие часы томительной разлуки

Ничто, ничто моих не радует очей,

И ни единый дар возлюбленной моей,

Святой залог любви, утеха грусти нежной –

Не лечит ран любви безумной, безнадежной.

Елизавета Воронцова до конца дней сохраняла нежные воспоминания о Пушкине и не могла забыть очарования их бесед.

В Тригорском двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн, женой пятидесяти двухлетнего генерала Керна. Александр восхищен красотой юной девушки и возмущен возрастом её мужа. Через шесть лет Анна и Александр снова встретились, когда Анна Керн неожиданно приехала к своей тетке. А. Пушкин читал им свои стихи, от которых все приходили в восторг. На прощанье Пушкин подарил Анне отпечатанную главу «Евгения Онегина», в которой она нашла сложенный почтовый листок, где были написаны стихи: «Я помню чудное мгновенье…» Это произведение о подлинной любви и сегодня источник вдохновения и восторга перед женской красотой.

В Петербурге на балу в доме Олениных А.С. Пушкин был приглашен на один из танцев Аннет Олениной, которая хотела проявить уважение к гениальному поэту. Девушка подошла и пригласила его на один из танцев, подав ему руку, улыбаясь и отвернув голову:

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений,

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Аннет Олениной поэт посвятил свое стихотворение «Ее глаза». А.С. Пушкин даже сватался к Олениной, но брак не состоялся, поскольку репутация ловеласа не очень-то нравилась родителям Аннет (Анны), и мать девушки была против. На прощание поэт с любовью подарил Аннет ставшее знаменитым стихотворение «Я вас любил».

Бурно прожитая молодость А.С. Пушкина завершилась и настала пора зрелости. Желание семейного счастья и взаимной любви владели им в этот период. В декабре 1828 года Пушкин встречает шестнадцатилетнюю Натали, которая поразила его одухотворенной, царственной красотой. У поэта закружилась голова от Натали Гончаровой, и он сделал девушке предложение. В мучительном ожидании ответа он уехал на Кавказ, где пишет в 1829 году стихотворение «На холмах Грузии», которое волнует глубиной мысли, очаровывает, наполняет грустной и светлой печалью.

Пушкин вторично сделал предложение Натали, и оно было принято. В 1831 году Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Поэт был окрылен своей любовью к жене, чувства испытывал глубокие, нежные и бережные. А. Пушкин пишет стихотворения «Мадонна», «Красавица», посвященные жене. Она была настоящая красавица, и все остальные, даже самые прекрасные женщины, меркли при её появлении… Её лучезарная красота рядом с магическим именем Пушкин всем кружила головы:

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Думала ли Натали, какая судьба её ожидает, когда молоденькой провинциальной барышней вышла замуж за величайшего поэта человечества, произведениями которого и в наши дни восхищается весь мир?

С какими великолепными произведениями и интересными реальными персонажами мы знакомим обучающихся средней школы! Предложенный выше литературный материал педагоги могут предъявлять обучающимся в форме презентаций, видео- и аудиокниг, «Литературных гостиных», «Вечеров поэзии» и в любых других формах. Можно в литературном материале сопоставить взгляды поэта с проблемами нашего времени, порассуждать о прошлом и настоящем, сравнить лирические отношения прошедшего, настоящего и будущего… Какими средствами – классическими или инновационными – это будет предъявлено, решать учителю. Важно, чтобы школьники понимали, что А.С. Пушкин, стремясь к идеалу, воспевал красоту человеческих чувств, уважение к женщине, сравнивая её одухотворенность и красоту с идеалом Мадонны, чтобы дети были внимательны к окружающим и бережнее относились к чувствам других людей.

Список литературы

  1. Ободовская И.М., Дементьев М.А. Пушкин и Натали. – М.: Алгоритм, 2014.
  2. Пушкин А.С. Любовная лирика. – М.: Вита-Нова, 2012.
  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – М.: Академия наук, 1950.
  4. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974.
  5. Черейский Л.А. Современники Пушкина. Документальные очерки. – М., 1999.

Поделиться

5296

Железнякова И. Д. Изучение любовной лирики А.С. Пушкина в современной школе // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 123-127. URL: https://apni.ru/article/417-izuchenie-lyubovnoj-liriki-as-pushkina

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря