Новые образовательные стандарты обучения в средней школе вызывают необходимость адаптировать преподавание базовых школьных дисциплин к современной образовательной реальности. Неизменным и не нуждающимся в адаптации остается одно – произведения великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, которые невозможно адаптировать, сжать, подогнать или исправить. Эти произведения и сегодня нужно воспринимать и принимать такими, какими они были созданы великим мастером.
Информационные, визуальные и оперативные возможности образовательного процесса в последние годы существенно изменились с появлением в школах электронных образовательных ресурсов. На современном этапе педагоги используют мультимедийное оборудование, интерактивные экраны, SMART-доски, аудио- и видеооборудование для изучения любого учебного предмета, в том числе и классической литературы.
Еще недавно трудно было представить внедрение новых технологий в традиционный для школы блок – изучение литературы ХIХ века. Еще труднее изменять прочно устоявшиеся традиции преподавания в школе творчества великого А.С.Пушкина. Как соединить классическую методику преподавания с новыми образовательными реальностями? Этот вопрос встает перед учителями филологами. Какие бы креативные и современные способы предъявления учебного материала учитель не изобрел, неизменным остается одно: лирика великого поэта всегда будет современной и нужной как любовь, как солнце. Как донести до школьников, почему давно написанные стихи и сегодня остаются современными и любимыми миллионами людей?
В современном литературном мире написано множество книг, научных и документальных исследований, изучающих творчество и феномен Пушкина. Авторы искренне называют Александра Сергеевича Пушкина «солнцем нашей поэзии». Любовь и высокая поэзия овладевают чувствами человека, дают силы, вдохновляют на лучшие поступки и подвиги. Любовь и поэзия – возвышенные чувства, и потому, когда человек любит, ему хочется восторгаться, восхищаться и говорить стихами.
Как объяснить современным подростками, что и сегодня можно передать свою любовь не только через электронные смайлики и лайки, а через поэтическое слово? Для этого современная школа должна разговаривать с детьми языком великих писателей и поэтов, изучать их произведения и учить школьников бережно относиться к литературным шедеврам великих мастеров.
Невозможно давать детям только теоретические знания, современные принципы обучения предполагают деятельностный подход в изучении учебных дисциплин. Необходимо комментировать и осмыслять каждое лирическое стихотворение А.С. Пушкина, определять, что именно и о ком хотел сказать автор, какие качества своей возлюбленной описал в этом произведении, какие чувства испытывал сам поэт при написании стихотворения. Электронные средства обучения позволяют знакомить обучающихся с рисунками поэта, с портретами дам той эпохи, которых воспевал поэт. Ведь любовь и восхищение женщиной необходимо воспитывать с малых лет, прекрасным средством для этого были и остаются стихи и проза А.С. Пушкина, признанные во всем мире.
Итак, начинаем знакомство с лирикой великого поэта.
А.С. Пушкин обращается к теме любви уже в одном из первых своих стихотворений. Из названия стихотворения («К Наталье», 1813 год) понятно, что посвящено оно Наталье:
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон,
Сердце страстное пленилось,
Признаюсь – и я влюблён!..
Александр Сергеевич посвящал свои стихи всем красавицам, о чем написал в произведении «Руслан и Людмила» такие строки:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних,
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал …
По словам Марии Николаевны Раевской (Волконской), поэт считал своим долгом быть влюбленным во всех молоденьких девушек и женщин, с которыми он встречался. Так, в лицейский период Пушкин посвящает Екатерине Бакуниной такие строки:
В те дни … в те дни, когда впервые
заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь …
Александр Пушкин мучился ожиданиями встречи, смотрел на дорогу и ждал, с волнением стоя у окна, встречи с Катенькой Бакуниной, сестрой лицеиста Бакунина. Потеряв надежду, неожиданно Пушкин встречает её на лестнице, и рождаются такие строки:
Итак, я счастлив был, итак,
Я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался …
В стихотворении «Разлука» в 1816 год о любви поэт говорит трогательно, поэтично, грустно. Он в стихах передает горечь разлуки с любимой, печальные душевные чувства и внутреннее волнение. Однако, об этих чувствах Екатерина Бакунина стала догадываться только много лет спустя.
С юными сестрами Потоцкими – Софьей и Ольгой – поэт встречается в 1818 году в Петербурге, и узнает от них легенду о любви Хана Кезим-Гирея и княжны Марии Потоцкой, которую убила Зарема, любившая Хана.
В 1820 году, путешествуя по Крыму, по пути из Гурзуфа в Симферополь А.С. Пушкин посетил в Бахчисарае развалины ханского дворца со знаменитым «фонтаном слез». Под впечатлением легенды, рассказанной сестрами Потоцкими, была написана поэма «Бахчисарайский фонтан».
Продолжая путешествовать, А.С. Пушкин в Одессе знакомится с женой генерал-губернатора Новороссийского края Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, которая была одной из привлекательнейших женщин своего времени: женственная, приветливая, привлекательная. В нее были влюблены и Пушкин, и Раевский… Пушкин встречался с Е. Воронцовой довольно часто: и на балах, и в театре, и на приемах. Пушкин пишет о своей возлюбленной:
Мои слова, мои напевы
Коварной силой иногда
Смирять умели в сердце девы
Волненье страха и стыда …
Перед отъездом в Михайловское Воронцова дарит Пушкину свой портрет в золотом медальоне и сердоликовое кольцо, которое Александр Сергеевич бережно хранил.
В Михайловском А.С. Пушкин пишет очередную главу романа «Евгений Онегин» и иногда получает письма от Елизаветы Воронцовой. Возможно, под впечатлением этих писем рождается знаменитое письмо Татьяны Лариной к Онегину. Елизавета Воронцова оставила глубокий лирический след в его поэтической жизни, вглядываясь в медальон с изображением Воронцовой, Александр Сергеевич пишет:
Пускай увенчанный любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награда долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной –
Не лечит ран любви безумной, безнадежной.
Елизавета Воронцова до конца дней сохраняла нежные воспоминания о Пушкине и не могла забыть очарования их бесед.
В Тригорском двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн, женой пятидесяти двухлетнего генерала Керна. Александр восхищен красотой юной девушки и возмущен возрастом её мужа. Через шесть лет Анна и Александр снова встретились, когда Анна Керн неожиданно приехала к своей тетке. А. Пушкин читал им свои стихи, от которых все приходили в восторг. На прощанье Пушкин подарил Анне отпечатанную главу «Евгения Онегина», в которой она нашла сложенный почтовый листок, где были написаны стихи: «Я помню чудное мгновенье…» Это произведение о подлинной любви и сегодня источник вдохновения и восторга перед женской красотой.
В Петербурге на балу в доме Олениных А.С. Пушкин был приглашен на один из танцев Аннет Олениной, которая хотела проявить уважение к гениальному поэту. Девушка подошла и пригласила его на один из танцев, подав ему руку, улыбаясь и отвернув голову:
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Аннет Олениной поэт посвятил свое стихотворение «Ее глаза». А.С. Пушкин даже сватался к Олениной, но брак не состоялся, поскольку репутация ловеласа не очень-то нравилась родителям Аннет (Анны), и мать девушки была против. На прощание поэт с любовью подарил Аннет ставшее знаменитым стихотворение «Я вас любил».
Бурно прожитая молодость А.С. Пушкина завершилась и настала пора зрелости. Желание семейного счастья и взаимной любви владели им в этот период. В декабре 1828 года Пушкин встречает шестнадцатилетнюю Натали, которая поразила его одухотворенной, царственной красотой. У поэта закружилась голова от Натали Гончаровой, и он сделал девушке предложение. В мучительном ожидании ответа он уехал на Кавказ, где пишет в 1829 году стихотворение «На холмах Грузии», которое волнует глубиной мысли, очаровывает, наполняет грустной и светлой печалью.
Пушкин вторично сделал предложение Натали, и оно было принято. В 1831 году Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Поэт был окрылен своей любовью к жене, чувства испытывал глубокие, нежные и бережные. А. Пушкин пишет стихотворения «Мадонна», «Красавица», посвященные жене. Она была настоящая красавица, и все остальные, даже самые прекрасные женщины, меркли при её появлении… Её лучезарная красота рядом с магическим именем Пушкин всем кружила головы:
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Думала ли Натали, какая судьба её ожидает, когда молоденькой провинциальной барышней вышла замуж за величайшего поэта человечества, произведениями которого и в наши дни восхищается весь мир?
С какими великолепными произведениями и интересными реальными персонажами мы знакомим обучающихся средней школы! Предложенный выше литературный материал педагоги могут предъявлять обучающимся в форме презентаций, видео- и аудиокниг, «Литературных гостиных», «Вечеров поэзии» и в любых других формах. Можно в литературном материале сопоставить взгляды поэта с проблемами нашего времени, порассуждать о прошлом и настоящем, сравнить лирические отношения прошедшего, настоящего и будущего… Какими средствами – классическими или инновационными – это будет предъявлено, решать учителю. Важно, чтобы школьники понимали, что А.С. Пушкин, стремясь к идеалу, воспевал красоту человеческих чувств, уважение к женщине, сравнивая её одухотворенность и красоту с идеалом Мадонны, чтобы дети были внимательны к окружающим и бережнее относились к чувствам других людей.