Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Бондаренко Станислав Борисович
В Статье 131 определены правила формирования Совета по высшему образованию, устанавливающие контролирующую функцию Президента Турции. Статья 132 предусматривает возможность открытия высших учебных заведений вооруженных сил, полиции, органов госбезопасности [6].
Реджеп Тайип Эрдоган постоянно увеличивал бюджет Министерства Образования так, чтобы расходы на образование составляли наибольшую долю средств, предоставляемых одному государственному министерству. Когда Р. Т. Эрдоган работал в должности премьер-министра Турции расходы на образование выросли с 7,5 млрд. лир в 2003 г. до 40 млрд. лир в 2013 г. По данным Института статистики Турции в 2020 г. расходы на образование достигли 271 млрд. лир, что на 4.5% больше, чем в 2019 г.
Наибольший рост расходов идет на высшее образование − 10,9%. На высшее образование при Президенте Турции Р. Т. Эрдогане государство тратит около 1/3 от общего объема расходов на образование. Постоянно растут расходы на одного студента. В списке ТОП-500 рейтинга QS 2016 − 2017 годов пять турецких университетов: Босфорский университет, университет Билкент, университет Коч, университет Сабанджи и Ближневосточный технический университет. В системе «The World University Ranking» в 2021 г. в число лучших вузов мира включены 17 турецких университетов. Кроме того, турецкие университеты входят еще в рейтинг, созданный также QS, самых молодых и перспективных. Эти данные и тенденции свидетельствуют о большом внимании Турции к развитию высшего образования на основе современной науки [3, c. 48]. Турция стремится равномерно распределять вузы по территории страны с учетом плотности населения. Все турецкие провинции имеют собственные университеты. За время государственной деятельности Р. Т. Эрдогана количество учебных заведений высшего звена выросло более, чем в два раза и приблизилось к 200. Обещание президента государства трудоустроить всех мигрантов после окончания ведущих турецких вузов сделало Турцию притягательной для иностранцев, тем более что платить им можно значительно меньше, чем гражданам Турции. В 2005 г. парламент проводил амнистию всех студентов, отчисленных по академическим или дисциплинарным основаниям.
Турция входит в европейское пространство высшего образования, турецкие дипломы действительны в любом вузе ЕС. Благодаря Европейской системе переводных зачетных единиц турецкие студенты могут продолжить обучение в любой стране ЕС. Это свидетельствует о высокой степени интеграции высшего образования Турции и ЕС. Вузовские программы Турции предлагают обучение на бакалавриате, длительностью четыре года (для медицинских учреждений этот срок увеличивается на два года) и магистратуру, обучение в которой проходит в течение двух лет. В аспирантуре учатся в основном два года [4, c. 123]. В соответствии с Конституцией университеты обладают автономией.
В стране быстро растет число частных вузов. Из более 200 вузов около 90 − частные. Оплата за обучение зависит от многих факторов и лежит в интервале от $40 до $1000 в год. Сумма варьируется в зависимости от выбранного университета, специальности, формы и сроков обучения. Средняя стоимость государственных образовательных услуг на турецком языке $200−750 за год обучения в бакалавриате и $300 − 900 за год обучения в магистратуре. Частные университеты имеют больше свободы в установлении размеров оплаты за обучение.
В Турецкой Республике активно развивается студенческое сообщество, выражается это в выделении значительных фондов стипендий, крайне плодотворной и насыщенной международной деятельности, в обилии проектов, которые предполагают совместную исследовательскую работу. Одна из популярных Программ, поддерживаемая государством и ставящая цель привлекать талантливых студентов в страну, имеет название «Стипендии Турции». Иностранные студенты, принимающие в ней участие, могут рассчитывать на финансовую поддержку своих проектов [5, c. 17]. Главные преимущества ее в том, что можно получить бесплатное обучение, и медицинская страховка закрывается досрочно за счет государства, бесплатное проживание в студенческих общежитиях и стипендию около $200-400 долларов. Если же студент активно занимается научно-исследовательской деятельностью, то ему ее повышают до $800 долларов. Для абитуриентов, которые приехали в страну и совершенно не знают Турецкого, разработан бесплатный одногодичный курс по изучению турецкого языка. Оценка и отбор тех, кто желает поступить в университет, происходит на основании успехов, которых они добились в учебе. При подаче онлайн-заявки на поступление требуется приложить электронную форму диплома о полном среднем образовании, результаты экзаменов, грамоты, подтверждающие успехи и мотивацию к продолжению обучения дальше. Совет по научно-техническим исследованиям Турции производит финансирование научно-исследовательской работы студентов из собственного фонда. Стипендии, выделяемые этим фондом, помогают абитуриентам получить поддержку для поступления на бакалавриат турецкого вуза в размере до $350 долларов. Совет по научно-техническим исследованиям производит финансирование международных исследований и приглашает к присоединению молодых ученых со всего мира. Последние три года Турция занимает прочные позиции по количеству участников в некоммерческой программе Eruusmus по обмену студентами и преподавателями между европейскими странами, благодаря которой увеличивается международное взаимодействие турецких университетов. Многие турецкие студенты принимают участие в программе “Фулбрайт” и обучаются несколько семестров в США. Турецкие студенты принимают участие и в других международных программах.
Для того чтобы стать студентом турецкого вуза помимо стандартного набора документов необходимо пройти собеседование или сдать письменные экзамены. После первого курса у студентов есть возможность найти подработку, которая не будет мешать учебе [2, c. 358]. После успешного окончания учебы в турецком вузе всем студентам оказывается помощь в трудоустройстве, а иностранцы имеют реальную возможность получить вид на жительство.
Политическая оппозиция критикует Президента Турции Р. Т. Эрдогана в неоосманизации внутренней и внешней политики государства, в нарушении действующей Конституции. Президент Турции Р. Т. Эрдоган ориентируется на мировые тенденции в высшем образовании и, в частности, на практику манипулирования массовым сознанием молодежи [1, c. 9]. Усиление исламизации страны проявилось в стремительном росте при Р. Т. Эрдогане мусульманских мечетей. Турецкие политики и экономисты стали упрекать президента в отступлении от принципов светского государства, провозглашенных в Конституции, и неэффективном расходовании ресурсов.