Автор(-ы):
Егошина Надежда Гермогеновна
Гайнов Станислав Васильевич
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос о формировании социальной компетентности студентов как одного из условий их успешной реализации в жизни. Авторы полагают, что необходимо внедрять в учебные дисциплины, прежде всего гуманитарные, технологии, направленные на развитие социальной компетенции в совокупности всех ее компонентов – когнитивного, эмоционального, деятельностного. К технологиям подобного рода авторы отнесли диалоговые, проблемные, игровые.
Текст статьи
Общественные науки рассматривают личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Социальное усваивается индивидуумом, а это означает, что он социализируется. С педагогической точки зрения, социализация проявляется в социальном образовании, результатом которого должно стать социальное поведение. Академик В.М. Бехтерев писал, что под воспитанием следует понимать развитие чувства социальной любви, развитие чувства правды и уважения ко всему общественному [2, с. 313]. Организуя социальное воспитание, следует помнить основные положения теории социолога М.Вебера, который ввел категорию социального действия в качестве исходной «клеточки» социальной жизни [1, с. 241]. Он отмечал, что не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу направлено на поведение других. Достижению этого результата способствуют технологии социального образования. Они, по определению Г.К. Селевко, ориентированы на подготовку молодежи к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе [3, с. 118]. Указанные технологии призваны формировать основы социальной компетенции, т.е. способность личности жить в мире, гармонии и согласии с другими людьми, а также способность к эффективной деятельности в различных социально значимых ситуациях. Развитие социальной компетентности является одним из основных направлений высшего профессионального образования, так как от успешного осуществления этого процесса зависит, насколько студенты – будущие специалисты смогут реализовать свои способности, приобрести социальную зрелость, быть полезными обществу, создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время учеными и вузовскими коллективами разрабатываются компетентностные модели, в структуре которых существенную роль играют социальные компетенции студентов.
Структура социальной компетенции, по нашему мнению, включает когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, каждый из которых имеет определенную функциональную специфику. Наличие когнитивного компонента социальной компетенции выражено в присутствии определенного набора социальных знаний и способности к их осмыслению. Эмоциональный компонент социальной компетенции основан на развитии чувства эмпатии как познания внутреннего мира других людей. Он также предусматривает формирование эмоциональной отзывчивости, способности на эмоциональный отклик. Эмоциональный компонент предусматривает и воспитание чувства толерантности, терпимого и уважительного отношения к людям иной культуры, иной религии, иной национальности. Деятельностный компонент социальной компетентности выражен в способности проектировать социально приемлемые образцы и сценарии поведения в профессиональной сфере, в сфере семьи и общества в целом.
Очевидно, реализация личностно-ориентированного обучения и развития личности студентов средствами иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) требует поиска новых форм, приемов, технологий, позволяющих создавать условия для социального развития обучающихся в рамках освоения учебной дисциплины «иностранный язык». В качестве примера приведем фрагменты занятий по английскому языку в рамках курса "Разговорный иностранный язык", разработанный для студентов третьего курса факультета машиностроения (специальность 15.03.01 – МС (04)) Поволжского государственного технологического университета.
В процессе изучения разговорной темы "Наши права и обязанности" с целью формирования социальной компетентности студентов в единстве указанных выше компонентов мы предлагаем использовать такие формы занятий, как командную игру "Путешествие гражданина", проблемную дискуссию "Наши права", правовую викторину "Аукцион знатоков закона", форум "Каждый влияет на судьбу своей страны", игру-дискуссию с элементами драматизации "Что произойдет, если...". Данные занятия не только совершенствуют навыки разговорного английского языка, но и расширяют знания студентов о правах человека, формируют элементы юридической культуры, воспитывают положительное мнение об активной гражданской позиции, способствуют формированию гражданско-патриотических ценностей, совершенствуют моральные принципы поведения. Приведем фрагмент сценария игрового занятия "Знатоки закона" – "The experts of Law".
Two teams consist of 6 people each. The game consists of several rounds.
Round I. Each team has got a card with a task. During 5 minutes the contestants must prepare a pantomime, then illustrate the task and depict the right without any words. (“Dumb show”). Card 1: The right for education; The right to have a family.
Card 2: The right for health; The right for rest.
Questions for the audience. Name the rights which were broken in the following fairy tales: "Musicians from Bremen" (the right for freedom, personal immunity); "Kolobok"(the right for personal immunity, for freedom, life, for private property).
Еще одним нестандартным по форме занятием является "Аукцион знатоков закона" – "Auction for the Law experts":
Host of the quiz: Hello, dear friends! We are glad to welcome you in this hall and give you a chance to demonstrate your profound knowledge in the area of Law. Law is a kind of such a compass in our life. It shows people the right direction; gives an opportunity to orientate freely and successfully in the endless “sea” of complicated regulations, worked out by the state. Today we’ll try to find out whether you are real experts in this field.
Round I. “Accumulative”.
The teams are to answer the questions in turn. Each right answer brings 10 points.
Round II. “Ruinous or wasteful”.
Teams choose the questions, offered in the field. Each question has its own price. The team gets the points or looses them, depending on the correctness of the answer. Besides, there are questions – auctions, where the teams have a chance to haggle.
Host: You see a field. It is a kind of a grid. Horizontically the segments have numbers (1-5), vertically – letters (A-E). You can’t see the question itself. You can see only its price. Образцы вопросов:
B-1: At what age do people in Russia have legal capacity and capability of functioning? (From the moment of birth till death).
D-1: Since what age can a teenager begin to run his own business? (Since 16).
E-2: In what document are all the person’s rights written? (Declaration on Human rights).
Round III. 10 steps to success.
You will hear 10 prompts one by one. We’ll begin with the most difficult one. Your task is to name a famous Russian writer and public figure. The earlier you do it, the more points you get.
Активно и заинтересованно студенты работают на занятии, которое организовано в виде гражданского форума "Каждый влияет на судьбу своей страны" – "Everybody influences the fate of the country" (Civil Forum).
Civil Forum – the process of movement from facts and opinions to a deep judgment. It is the school of joint decisions, the choice of the common position under the terms of the open dialogue. Procedure:
I. The work of the Forum.
The topic “Modern youth and politics” is introduced. On the computer display the students can see the results of the survey conducted the day before. Students are to make a common portrait of a young person of today. They must answer the questions:
II. Politics through youth’s eyes.
Should young people take part in the politics? What is the level/ the degree of their participation? The teacher explains some notions:
The teacher offers the students to determine their positions. Questions for the discussion:
III. We and our city. Questions for the discussion: Who should solve the city problems? What is the role of the young generation in this item? In what way is the Law on Youth implemented in your city?
IV. Summing up the results of the Forum.
Развитию социальной компетенции студентов, в частности формированию уважительного отношения к людям другой национальности, религии и пр., способствуют такие занятия, как "Виртуальное путешествие в Мир толерантности", дискуссия с элементами игры "Как справиться с нетерпимостью?", иерархическая дискуссия "Наш поезд "Россия". Ниже даны фрагменты этих занятий.
How to cope with intolerance
The discussion can be held in the form of a game – analysis of the five situations. The results of the groups are compared later.
Situation 5. Desanka has come to Russia from Serbia. At school she studied Russian and had an excellent mark for written Russian. But she speaks with strong accent. Some kids often laugh at her, imitating her manner of pronunciation the words. They even refuse to chat to her. If the girl tries to say something, they ignore her, pretending not to understand. Desanka worries a lot, tries to speak as little as possible both at the lessons and during the intervals. What should she do?
“On board the train called “Russia” – a hierarchical discussion
В заключение, следует отметить, что именно социальная компетентность является одним из значительных факторов, способных обеспечить устойчивую жизнедеятельность будущих специалистов во всех сферах деятельности. Учебная дисциплина "Иностранный язык" обладает большим потенциалом для ее формирования и позволяет обеспечить студентов основными социальными знаниями, умениями и навыками для выполнения социальных функций и умения плодотворно взаимодействовать с социальной средой.
Список литературы
Поделиться
Егошина Н. Г., Гайнов С. В. Формирование социальной компетенции студентов технического вуза в процессе иноязычного образования // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 114-118. URL: https://apni.ru/article/419-formirovanie-sotsialnoj-kompetentsii-studentov