У каждой эпохи свое представление о способах и механизмах чтения. Определение места книги и чтения в обществе и жизни человека волновали умы многих ученых и мыслителей во все времена. Философское осмысление общества и его отдельных сфер впервые была поставлена еще в Античные времена Сократом и Платоном. Именно они впервые описали общество, его законы, исторические формы и общественные процессы с позиции философии [1]. Согласно Платону, участие человека во всяческих мероприятиях и событиях общества означало важнейшую составляющую самораскрытия индивида. Платон считал, что государством должны управлять философы, так именно философы обладают настоящими знаниями о жизненных нормах и из-за отсутствия этих знаний у многих государств появляются проблемы управления народом [2].
Аристотель тоже считал человека общественным существом и вне общества не представлял его. Человека, живущего вне государства, изолированного от общества, Аристотель называл «изолированной пешкой на игральной доске» [3].
Хорошо уже сформировавшиеся в Средневековье мировые религии только способствовали процессу развития философских представлений о нравственной и духовной жизни человека. Допускалась идея о том, что абсолютная, предельная характеристика бытия может совместно сосуществовать с исторической и культурной эволюцией общества.
На всех этапах своего развития философия предлагала немало разных подходов в познании мира, в том числе в познании человека и общества. Однако более основательные подходы в познании собственно социальных явлений были разработаны философией постепенно, шаг за шагом. Одним из таких социальных феноменов, одновременно способствующее нахождению и развитию новых принципов познания социальной реальности и, одновременно объединяющих человека и общество – является феномен культуры чтения.
Социально-философскому исследованию феномена культуры чтения способствуют общественно-исторические особенности его существования. Феномен чтения – это культурный процесс, с одной стороны и с другой стороны, чтение – явление, способствующее развитию и повышению культуры человека и, соответственно, общества. Чтение, являясь частью культуры общества, играет огромную роль в становлении личности, культуры человека, внутреннего мира и его духовного взросления. Культура чтения – часть общей культуры, которая включает в себя мировоззрение, установки, интеллект, знания, умения и чувства читателя, обеспечивающие глубокое восприятие произведения.
В философском контексте культура чтения – особенный способ формирования и расширения общечеловеческой культурной деятельности, проявленный в результатах духовной и материальной практики, в структуре общественных норм, отношений и организаций, духовных ценностях, в комплексе отношений людей к окружающему миру, к другим и самому себе.
Культуру чтения следует понимать как «составную часть общей культуры личности, характеризующую степень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований по освоению культурного потенциала письменных текстов на основе традиционных и инновационных информационных технологий и определяющую эффективность социокультурного взаимодействия личности в современной информационной среде» [4].
Объединяющим признаком трактовок культуры чтения является то, что культура чтения зависит от уровня знаний, культуры и воспитанности самого индивида. Потребность в регулярном чтении, проработка, анализ и оценка прочитанной информации, эстетическое и эмоциональное отношение к прочитанному произведению – неизменно важные компоненты читательской культуры читателя, имеет ли он дело он с книжной продукцией или электронным носителем. Перечисленные качества читательской деятельности говорят о зрелом, сформированном, грамотном и самостоятельном читателе.
Культура чтения – это важнейшая перспектива нравственности, духовности, интеллекта, творческая жизнестойкости и самореализация человека. В своем замечательном произведении «Рождение гражданина» В.Сухомлинский подметил, что настоящее чтение – это чтение, увлекающее ум и сердце. Что книга «исцеляет душу и тело», радует, открывает красоту мира, обучает [5].
Нравственность и духовность неразделимы. Как заметила В.Безрукова: «Нравственность правит человеком, а духовность – нравственностью. Духовность позволяет отличить добро от зла и определить достоинства каждого личностного качества – нравственно оно ли безнравственно. Духовность – это то, благодаря чему мы становимся людьми, а нравственность – это то, как мы живем. Смысл жизни задает духовность, а способы жизнедеятельности – нравственность» [6].
Чтение как средство познания нового и тем самым позволяющим быстро адаптироваться молодежи в окружающем социуме является важным инструментом изменения мировоззрения человека. Чтение меняет человека, делает его добрым, понимающим, сочувствующим, человечным. Очень важно обратить внимание на сложные социальные и нравственные отношения молодежи между собой, с самим собой и к обществу. Для молодежи важно повысить культуру грамотности, достичь совершенства, стремиться к знаниям.
Как пишет М.Хайруллаев: «В трактате «О достоинствах наук и искусств» Аль-Фараби подчеркивает бесконечность процесса познания природы, понимая ход познания как восхождение от незнания к знанию, от познания следствия к познанию причины [7].
Концепция культуры чтения заключается в том, что развитие гармоничной личности происходит посредством получения образования и самостоятельной работы над собой, что невозможно без процесса чтения. С другой стороны, сам феномен культуры чтения формируется благодаря развитию процесса чтения и прямо пропорциональна состоянию самого общества.
Таким образом, каждая культура, каждая эпоха создавала свое отношение к читательской культуре. Развивались общественные отношения, преобразовывалась культура, менялось представление науки о мире, совершенствовались духовные и нравственные ценности, появлялись новые философские направления, но одно оставалось неименным – культура чтения всегда была основой развития человека и общества, основным средством обучения и воспитания, движущей силой эволюции и прогресса любой цивилизации.