Термин «принципы права» активно изучается как теоретиками, так и практиками из различных отраслей права. На наш взгляд, стоит согласиться с традиционной трактовкой принципов права [6], в которой они воспринимаются как основные положения, раскрывающие сущность права, характеризующие общую направленность определенной сферы общественных отношений. Хотя законодательство не содержит легального определения термина «принцип государственной службы», сами принципы в нем названы.
Правоведы по-разному толкуют данную правовую категорию. Например, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский рассматривают принципы государственной службы как «основополагающие черты и особенности, сущностные характеристики самой государственной службы» [4].
В.М. Манохин считает, что принципы государственной службы являются «требованиями, которые обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. С ними связаны определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д.» [5].
Таким образом, принципы государственной службы являются основополагающими идеями и установлениями, которые выражают объективные схемы и ключевые направления реализации компетенций, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих.
Законодательное закрепление принципов государственной службы помогает стабильности и устойчивости отношений государственной службы. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (далее – Закон № 79-ФЗ) в ст. 4 устанавливает восемь основополагающих принципов, определяющих базовые начала государственной службы, в том числе:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство организационно-правовых основ федеральной гражданской службы и государственной службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, которые владеют государственным языком Российской Федерации, к государственной службе и равные условия ее прохождения (независимо от пола, расы, национальности и т.п.);
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- стабильность государственной службы;
- доступность сведений о государственной службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защита государственных служащих от противозаконного вмешательства в их профессиональную деятельность [2].
В ст. 3 Закона № 7-ЗРК установлено десять принципов государственной службы для служащего Республики Крым. В целом, они повторяют по сути и по формулировке принципы перечисленные в Законе № 79-ФЗ, за исключением двух принципов: «единство системы гражданской службы, обеспечивающее соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Крым; правовая и социальная защищенность гражданских служащих» [3]. Можно сказать, что принципы, указанные в Законе № 7-ЗРК, делают акцент не только на необходимости единства федеральной государственной службы и государственной службы в субъектах РФ, но и на четком разграничении между ними предметов ведения и полномочий, а также на дополнительных сторонах защиты государственных служащих Республики Крым.
Раскроем представленные принципы более подробно.
- Первым и ключевым принципом, который регулирует институт государственной службы, является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Конституционные обязанности государства выделены, прежде всего, в главе 1 Конституции РФ, устанавливающей основы конституционного строя, а также в главе 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина [7].
- Из первого принципа органически исходит принцип единства организационно-правовых основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Общее соблюдение названной ценности и обязанностей государства устанавливает минимальные, но в то же время принципиальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих, независимо от того, кому они подчинены – Российской Федерации или ее субъекту.
- Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Равный доступ граждан, которые владеют государственным языком РФ, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств, которые не связаны с профессиональными и предпринимательскими качествами государственного служащего.
- Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих накладывает на них и на претендентов на этот статус обязательство иметь соответствующее должностным полномочиям профессиональное образование (как правило, высшее), опыт работы и т.п. Для реализации этого направления необходимо создавать и поддерживать механизм мотивации федеральных государственных служащих к постоянному профессиональному развитию.
- Принцип стабильности государственной службы подразумевает сохранение статуса государственного служащего за счет перераспределения кадров государственной службы в рамках единой системы государственных органов.
- По нашему мнению, в Законе № 79-ФЗ, который регулирует институт государственной службы, было бы разумно дополнить ст. 4 данного законодательного акта принципом экономической эффективности функционирования государственных служащих. Основной задачей данного принципа государственной службе будет являться разработка и утверждение государством (с учетом современных условий государственной политики) количественно-качественной оценочной системы, которая будет определять на основе выбранной системы параметров эффективность работы конкретного государственного служащего с точки зрения государства.
- Принцип доступности информации, относящейся к государственной службе, обладает конституционной основой, поскольку согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
- Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает «от обратного», то есть отсутствие преференций, но нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления какого-либо предпочтения кому бы то ни было [8].
- Принцип государственной службы определяет защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность – это значит, что государственный служащий выполняет только законные указания своего руководства, как непосредственного, так и вышестоящего.
- По нашему мнению, в Законе № 79-ФЗ целесообразно закрепить принцип индивидуализации ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее выполнение ими своих должностных функций. Необходимость закрепления этого принципа состоит в том, что государственное должностное лицо должно осознавать полную ответственность за свои управленческие решения.
Таким образом, государственная служба организована и функционирует по определенным принципам, закрепленным в законодательстве. Природа и сущность государственной службы как основополагающей категории государственного управления довольно четко сформулирована в содержании принципов государственной службы. В связи с этим, в целях дальнейшего совершенствования отношений государственной службы, а также предотвращения и пресечения коррупции в ее системе, представляется необходимым уточнить общие характеристики принципов государственной службы, а также определить роли, которую они играют в процессе организационно-правового строительства государственной службы.