научный журнал «Актуальные исследования» #22 (101), июнь '22

Принципы формирования и реализации административно-правового статуса государственных служащих

В статье раскрывается важное место принципов в системе исходных начал организации и прохождения государственной службы. Закрепленные в современном российском законодательстве, они не просто отражают смысл государственной службы; но образуют исходные начала организации всей административной власти в РФ, в том числе и административно-правового статуса служащих.

Аннотация статьи
государственная власть
государственная служба
Конституция РФ
государственный служащий
принципы права
Ключевые слова

Термин «принципы права» активно изучается как теоретиками, так и практиками из различных отраслей права. На наш взгляд, стоит согласиться с традиционной трактовкой принципов права [6], в которой они воспринимаются как основные положения, раскрывающие сущность права, характеризующие общую направленность определенной сферы общественных отношений. Хотя законодательство не содержит легального определения термина «принцип государственной службы», сами принципы в нем названы.

Правоведы по-разному толкуют данную правовую категорию. Например, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский рассматривают принципы государственной службы как «основополагающие черты и особенности, сущностные характеристики самой государственной службы» [4].

В.М. Манохин считает, что принципы государственной службы являются «требованиями, которые обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. С ними связаны определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д.» [5].

Таким образом, принципы государственной службы являются основополагающими идеями и установлениями, которые выражают объективные схемы и ключевые направления реализации компетенций, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих.

Законодательное закрепление принципов государственной службы помогает стабильности и устойчивости отношений государственной службы. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (далее – Закон № 79-ФЗ) в ст. 4 устанавливает восемь основополагающих принципов, определяющих базовые начала государственной службы, в том числе:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство организационно-правовых основ федеральной гражданской службы и государственной службы субъектов Российской Федерации;
  • равный доступ граждан, которые владеют государственным языком Российской Федерации, к государственной службе и равные условия ее прохождения (независимо от пола, расы, национальности и т.п.);
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • стабильность государственной службы;
  • доступность сведений о государственной службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защита государственных служащих от противозаконного вмешательства в их профессиональную деятельность [2].

В ст. 3 Закона № 7-ЗРК установлено десять принципов государственной службы для служащего Республики Крым. В целом, они повторяют по сути и по формулировке принципы перечисленные в Законе № 79-ФЗ, за исключением двух принципов: «единство системы гражданской службы, обеспечивающее соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Крым; правовая и социальная защищенность гражданских служащих» [3]. Можно сказать, что принципы, указанные в Законе № 7-ЗРК, делают акцент не только на необходимости единства федеральной государственной службы и государственной службы в субъектах РФ, но и на четком разграничении между ними предметов ведения и полномочий, а также на дополнительных сторонах защиты государственных служащих Республики Крым.

Раскроем представленные принципы более подробно.

  1. Первым и ключевым принципом, который регулирует институт государственной службы, является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Конституционные обязанности государства выделены, прежде всего, в главе 1 Конституции РФ, устанавливающей основы конституционного строя, а также в главе 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина [7].
  2. Из первого принципа органически исходит принцип единства организационно-правовых основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Общее соблюдение названной ценности и обязанностей государства устанавливает минимальные, но в то же время принципиальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих, независимо от того, кому они подчинены – Российской Федерации или ее субъекту.
  3. Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Равный доступ граждан, которые владеют государственным языком РФ, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств, которые не связаны с профессиональными и предпринимательскими качествами государственного служащего.
  4. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих накладывает на них и на претендентов на этот статус обязательство иметь соответствующее должностным полномочиям профессиональное образование (как правило, высшее), опыт работы и т.п. Для реализации этого направления необходимо создавать и поддерживать механизм мотивации федеральных государственных служащих к постоянному профессиональному развитию.
  5. Принцип стабильности государственной службы подразумевает сохранение статуса государственного служащего за счет перераспределения кадров государственной службы в рамках единой системы государственных органов.
  6. По нашему мнению, в Законе № 79-ФЗ, который регулирует институт государственной службы, было бы разумно дополнить ст. 4 данного законодательного акта принципом экономической эффективности функционирования государственных служащих. Основной задачей данного принципа государственной службе будет являться разработка и утверждение государством (с учетом современных условий государственной политики) количественно-качественной оценочной системы, которая будет определять на основе выбранной системы параметров эффективность работы конкретного государственного служащего с точки зрения государства.
  7. Принцип доступности информации, относящейся к государственной службе, обладает конституционной основой, поскольку согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
  8. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает «от обратного», то есть отсутствие преференций, но нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления какого-либо предпочтения кому бы то ни было [8].
  9. Принцип государственной службы определяет защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность – это значит, что государственный служащий выполняет только законные указания своего руководства, как непосредственного, так и вышестоящего.
  10. По нашему мнению, в Законе № 79-ФЗ целесообразно закрепить принцип индивидуализации ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее выполнение ими своих должностных функций. Необходимость закрепления этого принципа состоит в том, что государственное должностное лицо должно осознавать полную ответственность за свои управленческие решения.

Таким образом, государственная служба организована и функционирует по определенным принципам, закрепленным в законодательстве. Природа и сущность государственной службы как основополагающей категории государственного управления довольно четко сформулирована в содержании принципов государственной службы. В связи с этим, в целях дальнейшего совершенствования отношений государственной службы, а также предотвращения и пресечения коррупции в ее системе, представляется необходимым уточнить общие характеристики принципов государственной службы, а также определить роли, которую они играют в процессе организационно-правового строительства государственной службы.

Текст статьи
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru  (дата обращения: 04.03.2022)
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета. 2004. № 140-141.
  3. Закон Республики Крым от 29.05.2014 № 7-ЗРК (ред. от 30.11.2021) «О государственной гражданской службе Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 21.05.2014) // Крымские известия. 2014. № 105-106 (5516-5517).
  4. Габричидзе Б.Н. Административное право России / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Издание 2-е, перераб. и доп., 2020. 680 c.
  5. Государственная и муниципальная служба: учебник / С.И. Журавлев и др.; под ред. С.И. Журавлева, В.И. Петрова, Ю.Н. Туганова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 305 с.
  6. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. 513 с.
  7. Ноздрачев А.Ф. К 25-летию Конституции Российской Федерации. Гражданин и исполнительная власть: конституционные основы взаимоотношений / А.Ф. Ноздрачев // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 21-30.
  8. Кузякин Ю.П. Государственная и муниципальная служба: учебник. / Ю.П. Кузякин, А.А. Ермоленко. М.: ИНФРА-М, 2019. 282 с.
Список литературы