В современном мире многообещающим направлением в области проектирования и строительства учебных и образовательных учреждений является создание многофункциональных образовательных центров или комплексов, так как такие здания позволяют обеспечить сосредоточение большого числа функциональных процессов в одном месте.
Каждая типологическая группа многофункциональных образовательных зданий может разделяться на конкретные типы по функциональному назначению и наполнению, в зависимости от того, какие функциональные процессы будут происходить. Отсюда возникает вариативная возможность создания различных многофункциональных образовательных комплексов, соответствующих инновационным подходам в системе образования, обучения, формирования, развития и становления. Например, таких как: культурно-образовательных и научно-технических, информационно-развивающих и творческих, образовательных инновационных учебно-лабораторных и т.п.
При этом идея, концепция и архитектурные предложения таких центров или комплексов основаны на оригинальных, необычных и редких решениях, при применении самых современных технологий.
На основе проведённых исследований и потребностей образовательного сообщества, было определено перспективное направление в развитии многофункциональных учебных центров – это многофункциональные инновационные учебно-лабораторные центры – актуальные многопрофильные учебные центры, на базе создания лабораторий мирового уровня и организации разносторонней, творческой и активной жизни для университетского сообщества.
Многофункциональные инновационные учебно-лабораторные центры применяют инновационный подход к образованию и отдыху учащихся, а также коллективу института, вводя в процесс жизни университета совершенствование образовательной практики, развитие образовательных систем и нововведения для отдыха и досуга трудящихся. Он отражает становление и развитие содержания существующего, а также организацию нового.
Инновационные научно-учебные лаборатории в университетах – это место подъема и роста академической сферы, преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов. Они также помогают реализации научных проектов в самых разных дисциплинах, содействуют впитыванию опыта у более опытных коллег, старшего поколения, так как студенты и аспиранты участвуют в их работе наравне с ними.
Многофункциональные инновационные учебно-лабораторные центры для университетов – это шанс ощутить себя частью взрослого, настоящего академического мира, так как все, что придумывается и реализуется лабораториями, делается и оценивается без скидки на возраст членов процесса. Также создание возможности для талантливой молодежи как можно раньше включиться в исследовательскую работу университета, реализация научных проектов теоретического и прикладного характера, обеспечение интеграции результатов научной работы в учебный процесс. Кроме того шанс быть частью университетского сообщества, учиться и отдыхать.
Некоторые примеры многофункциональных образовательных комплексов и многофункциональных инновационных учебно-лабораторных центров для университетов приведены и сформированы в таблице (рис.) и помогают лучше погрузиться и понять мировую опыт по заданной теме.
Рис. Многофункциональные образовательные здания и многофункциональные инновационные учебно-лабораторные центры для университетов
Таким образом, появление многофункциональных образовательных зданий и многофункциональных инновационных учебно-лабораторных центров, интегрированных в университеты, даёт возможность создавать разнообразные, интересные, необычные и инновационные учреждения по своему функциональному назначению и наполнению, а также уникальные по своему архитектурному исполнению.