Современная законодательная и иная нормативно правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел по противодействию экстремизму, обеспечивает правоохранительным органам возможность эффективно пресекать деятельность экстремистских организаций и их лидеров, предупреждать распространение экстремистских течений и групп; на должном уровне осуществлять координацию и взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов, а также совместную работу органов внутренних дел с органами местного самоуправления, общественными и другими организациями по предупреждению и профилактике экстремизма.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность «принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан» [1].
Эти меры в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» включают [2]:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Указанные обязанности органов внутренних дел конкретизируются подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность МВД России. Так, ряд обязанностей в сфере противодействия экстремизму возложены на органы внутренних дел указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» МВД России принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности. Этим же указом определена структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая, в частности, включает Главное управление по противодействию экстремизму [3].
Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции», в развитие статьи 4 Федерального закона «О полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются «противодействие терроризму и экстремистской деятельности» [4]. Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» еще раньше был установлен порядок, в соответствии с которым «в целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом, усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)… в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью» были образованы «подразделения по противодействию экстремизму, с возложением на них функции по противодействию экстремистской деятельности» [5]. Их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений и правонарушений экстремистской направленности регламентирована соответствующим приказом МВД.
Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 249, установлено, что территориальный орган, в числе других полномочий, принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности [6].
Деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму – это целенаправленная деятельность подразделений и служб органов внутренних дел по проведению комплекса мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения экстремизма; установление лиц, могущих совершить преступления экстремистского характера, и оказание на них соответствующего воздействия с целью недопущения совершения таких действий; склонения к добровольному отказу от их совершения.
Значительный интерес представляют ведомственные нормативные акты, на основании которых строится деятельность полиции в рассматриваемой сфере.
Конкретизируя поставленные задачи для территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, соответствующие Типовые положения, утвержденные приказами МВД России, наделяют их полномочиями по участию в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности [7].
При этом приказом МВД РФ от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8] утвержден перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, к которым отнесены подразделения по противодействию экстремизму – в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Этим же приказом, исходя из требований Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности:
- начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России;
- начальники подразделений по противодействию экстремизму территориальных органов МВД. Задачи и функции подразделений по противодействию экстремизму определяются руководителями территориальных органов МВД России [9].
Что касается предупреждения экстремистской деятельности, то данная работа подразделениями полиции осуществляется на основании Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
В приложении № 1 к Приказу МВД России № 19 - Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений указано, что основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление; установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан; предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При этом согласно п. 17 Инструкции сотрудники подразделений по противодействию экстремизму:
«17.1. Проводят мониторинг оперативной обстановки в области противодействия экстремистской деятельности.
17.2. Принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера.
17.3. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по противодействию экстремизму.
17.4. В пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти.
17.5. Участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы в установленной области деятельности.
17.6. Разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в установленной области деятельности.
17.7. Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению» [10].
Еще одно направление нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму – это регламентация деятельности участковых уполномоченных полиции по данному направлению. Согласно «Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции» опосредованно к деятельности участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму можно отнести то, что во время профилактического обхода он должен «уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о лицах, распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, а также осуществляющих их производство либо хранение в целях массового распространения» (п. 46.3. Наставления); «проводить профилактическую работу со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, на территории образовательного учреждения» (п. 83.4. Наставления) [11].
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних МВД России по противодействию экстремизму регламентируется главой XI Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [12]. Работа инспекторов по делам несовершеннолетних в этом направлении сводится к выявлению ими групп антиобщественной направленности, постановку данных групп на учет (заведение наблюдательного дела), проведение с их членами профилактической работы в форме бесед о недопустимости совершения правонарушений и преступлений, направленных на разобщение и переориентацию несовершеннолетних.
С учетом обилия нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму, представляется важным их анализ с точки зрения системности нормативного правового регулирования деятельности МВД России в данной сфере.
Исходя из изложенных общих представлений, следует отметить, что в МВД России в целом сложилась система нормативного правового регулирования деятельности по противодействию экстремизму.