В процессе стремительного развития современных коммуникационных, а также сетевых технологий такие инструменты, как «подкастинг», становятся все более популярными. В данной связи образовательная сфера не является исключением.
Одновременно с этим, на фоне глобализации и цифровизации возможности подкастинга оказывают существенное влияние на обучение второму иностранному языку (английский). По замечанию П.В. Деминой, расширение прикладных исследований в сфере обучения английскому языку сопровождается обращением к многочисленным преимуществам подкастинга, которые заключаются в:
- высокой интерактивности;
- автономности;
- широком и быстром распространении информационных данных [3, с. 74.].
Подкастинг представляет собой современную сетевую технологию, благодаря которой обеспечивается передача информационных данных, он является областью развивающихся медиа.
В соответствии с современными представлениями, подкастинг выступает в качестве технологии цифрового вещания, сочетающей в себе следующие структурные элементы:
- текст;
- изображения;
- аудио;
- анимацию;
- видео;
- прочие материалы [1, с. 27].
Следует отметить, что применение подкастинга в современной практике обучения второму иностранному языку (английский) всецело отражает тот факт, что нынешние методы преподавания, которые поддерживаются сетевыми технологиями, интегрируются в совершенно новый этап преподавательской деятельности.
В широком контексте подкастинг является инструментом, сочетающем в себе различные материалы с отчётливо проявляющимся индивидуальным стилем. Одновременно с этим, подкасты характеризуются так называемой случайной «избирательностью», речь идёт о том, что аудитория имеет возможность выбирать и подписываться на интересующие их подкасты, ориентируясь на предпочтения, интересы и время. Важно подчеркнуть, что подкастинг сочетает в себе характеристики нескольких медиа: сеть Интернет, радио, телевидение.
Конечным целевым ориентиром обучения второму иностранному языку (английский) служит привитие учащимся навыков:
- аудирования;
- разговорной речи;
- чтения;
- письма.
С позиции когнитивных концепций процесса обучения второму иностранному языку (английский), значительная часть познавательной деятельности студентов выстраивается на основе их собственного восприятия и опыта. По справедливому замечанию Ю.В. Баклаговой, свойства подкастинга способны в данной связи полностью соответствовать разносторонним индивидуальным потребностям обучающихся [2, с. 20].
Обучение второму иностранному языку (английский) с использованием инструментария подкастинга позволяет не только реализовывать самовосприятие студентов и практическую работу в изучении английского языка, но и существенно повысить результативность изучения данного языка.
Важно подчеркнуть, что, с методических позиций, при использовании подкаста занятия по английскому языку становятся более содержательными и интересными, поскольку студенты получают информацию на актуальные темы, при этом обогащается их словарный запас, развиваются ключевые навыки. Создание учебных подкастов при обучении второму иностранному языку (английский) оказывает позитивное воздействие на мотивацию к изучению языка, устраняет психологические барьеры. Подкасты предоставляют студентам свободу творчества и способствуют развитию их самостоятельности, мультимедийной компетентности.
Представляется целесообразным обозначить ключевые функции подкастов при обучении второму иностранному языку (английский):
1. Стимулирующая функция. В данном контексте речь идёт о стимулировании интереса обучающихся к изучению. Акцент на личностных качествах и индивидуальное общение – базовые и весьма ценные свойства подкастов, что касается слуховых эффектов и визуального воздействия, то они в рамках подкастинга становятся более заметными и привлекательными для студентов. В результате использование подкастов в обучении второму иностранному языку (английский) способно привлечь внимание учащихся, весомо повысить их интерес к познанию, благодаря чему достигаются основные целевые установки обеспечения результативности обучения английскому языку.
Когда преподаватели английского языка применяют подкасты в своей педагогической деятельности, они могут прибегнуть к альтернативным звукам и изображениям в рамках подкастов, за счёт этого студенты быстрее и эффективнее знакомятся с контекстом общения и диалога на английском языке. Это также несёт в себе стимулирующее воздействие. Вместе с тем, аудио, видео и изображения в подкастах могут быть применены для улучшения запоминания студентами лексикона и грамматических основ английского языка.
2. Функция автономного обучения. В ходе изучения второго иностранного языка (английского) развитие способности студентов к автономному обучению является результативным и полезным способом улучшить собственные языковые навыки. В связи с этим, когда педагоги прибегают к использованию подкастов для преподавания английского языка, они должны с научных позиций объединить образовательную программу и ситуацию с изучением английского языка учащимися, чтобы разработать и произвести различный контент и разные уровни подкастов по обучению английскому языку. В контексте автономности студенты могут учиться независимо и выборочно в соответствии с содержанием и уровнями знания английского языка в подкасте, что в значительной степени способствует развитию и совершенствованию способности студентов к автономному обучению.
С целью результативной подготовки и последующей реализации учебного подкаста при обучении второму иностранному языку (английский) требуется разработка ряда элементов. Как отмечают С.В. Самарская, И.Ф. Кисель, речь идёт:
- о плане (лист планирования);
- о требованиях к содержанию;
- о критериях, в соответствии с которыми оцениваются работы студентов;
- о заданиях для обучающихся [5, с. 103].
Важно принимать в учёт совокупность общих критериев, на которые следует ориентироваться при подборе подкастов с целью обучения второму иностранному языку (английский). Речь идёт:
- об аутентичности;
- о доступности;
- о продолжительности подкаста, оптимальный параметр: 4-10 минут;
- о теме, она должна соответствовать материалу учебных пособий;
- о произношении [6, c. 638].
Подкасты, которые создаются для обучения второму иностранному языку (английский) и развития соответствующих навыков, можно дифференцировать в зависимости от уровня сложности:
- подкасты для новичков;
- подкасты, соответствующие среднему уровню;
- продвинутые.
Так, отличительным свойством подкастов для новичков является очень медленный темп речи диктора, простая тематика и несложная лексика с объяснением значения слов или переводом. В подкастах для среднего уровня темп речи тоже более медленный, чем в жизни, но здесь уже используется более сложная лексика. В свою очередь, по замечанию О.В. Карчавы, в подкастах для продвинутых предполагается, что обучающиеся способны слушать не адаптированный материал на любую интересующую их тематику [4, c. 18].
Существует ряд способов внедрения подкастов при обучении второму иностранному языку (английский). Целесообразно рассмотреть их более подробно:
1. Предоставление студентам обширных учебных ресурсов. Перед тем, как создавать подкасты для преподавания английского языка, преподаватели должны собрать и систематизировать учебные материалы, которые больше подходят для учебной программы, чтобы учебный контент в подкасте максимально соответствовал потребностям обучения и потребностям студентов в знаниях. Вместе с тем преподаватели также должны соответствующим образом расширить учебный контент вне учебной программы в соответствии с реальной ситуацией с изучением английского языка учащимися.
Помимо этого, преподаватели должны подробно указывать границы «базового обучения», «расширенного обучения» и другие критерии, чтобы облегчить поиск подходящих подкастов.
2. Создание условий обучения. Когда преподаватели используют подкасты для обучения студентов второму иностранному языку (английский), они должны основываться на принципе «ориентированности на учащихся» и сочетать реальные потребности студентов для создания более подходящей и привлекательной среды; полностью превратить подкасты в платформу для повседневного общения студентов на английском языке.
Кроме того, преподаватели английского языка могут органично расширить учебную программу и спроектировать некоторые сложные учебные ситуации, чтобы позволить студентам учиться самостоятельно или посредством группового общения.
3. Своевременное обновление учебных материалов. Когда преподаватели английского языка используют подкасты для преподавания, они должны своевременно обновлять учебные материалы в соответствии с учебной программой, учебным содержанием и учебными потребностями студентов.
Помимо этого, преподаватели должны активно поощрять учащихся записывать свои ежедневные ощущения и переживания при обучении собственными голосами или видео и передавать их учителям или публиковать их в своих подкастах, чтобы общаться и делиться с другими учащимися. Преподаватели могут постоянно саморефлексировать и оптимизировать содержание обучения, получая обратную связь от учащихся, что поспособствует как повышению уровня преподавания, так и своевременному обновлению учебного контента, который отвечает учебным потребностям студентов.
По нашему мнению, для достижения максимальной эффективности при подборе материала для занятия преподавателям следует обращать пристальное внимание не только на морально-этическую основу содержания подкастов, ориентированную на формирование социально-ценных качеств личности, но и на грамотность речи, отчётливое изложение мыслей, соответствие возрастным особенностям и изученному коммуникативному минимуму обучающихся.
Таким образом, в условиях современного развития образовательной сферы подкасты играют весьма значимую роль в обучении второму иностранному языку (английский); они не только соответствуют принципу «ориентирования на учащегося», но также отвечают требованиям дифференцированного обучения с учётом способностей студентов. Благодаря использованию подкастов преподаватели могут повысить заинтересованность студентов, своевременно обновляя учебные материалы подкастов.